«Ребенок и окружающий мир» – так можно обобщить круг знаний по данной теме. Детей знакомят с предметным миром, предполагая формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности; с явлениями общественной жизни, где стержневой темой является жизнь и труд людей; приобщают к миру природы, помогая ребенку осознать себя как активного субъекта природы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир и экологическое воспитание»
ТЕМА: «Системный подход к работе по «Ознакомлению детей с окружающим и экологическому воспитанию»
«Ребенок и окружающий мир» – так можно обобщить круг знаний по данной теме. Детей знакомят с предметным миром, предполагая формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности; с явлениями общественной жизни, где стержневой темой является жизнь и труд людей; приобщают к миру природы, помогая ребенку осознать себя как активного субъекта природы.
Экологическое воспитание предполагает ознакомление детей с живой и неживой природой, формирование осознанного бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.
Достижение цели и задач раздела предусматривает следование принципам системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы деятельности. Поэтому сетка занятий предусматривает разумное чередование их в течение каждого месяца.
Каждая тема блока дается с усложнением в соответствии с возрастной группой: в младшем возрасте у детей формируют элементарные знания о предметах и явлениях (особенности внешнего вида, функциональное назначение т.д.), в средней группе развивают умение сравнивать предметы по разным признакам, раскрывают элементарные понятия (одежда, обувь, игрушки и т.д.). В старшем возрасте усложнение идет по нескольким направлениям: во-первых, продолжается обобщение и классификация предметов по всем признакам, во-вторых, даются сведения исторического характера (история создания игрушки, одежды, транспорт прошлого и т.д.), в-третьих, накапливаются знания этнического и страноведческого содержания (одежда, обувь, игрушки разных стран и народов).
Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.
В дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия для ознакомления дошкольников с природой: в групповой комнате – уголок природы, на территории детского сада – небольшой огород, цветник, уголок леса, поля и сада. Целесообразно организовать экологическую тропу, где можно познакомить детей с различными природными явлениями, с живыми и неживыми объектами, провести наблюдения, организовать игру и т.д.
Хорошо, если в дошкольном учреждении есть комната природы (специально выделенное помещение для объектов живой природы), а также кабинет природы (экологии), в котором созданы необходимые условия для проведения занятий.
Экологическое воспитание необходимо проводить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Необходимо объяснять детям, что в природе не бывает ни вредных, ни полезных организмов, а каждый выполняет свою функцию, поддерживая природное равновесие.
Особое значение следует уделять совместной работе родителей и детей. С участием родителей можно организовать экологические праздники:22 марта – Всемирный день воды, 1 апреля – Международный день птиц, 22 апреля – День Земли и т. д.
Для углубленной работы по экологическому воспитанию во второй половине дня в кабинете экологии можно проводить дополнительные занятия.
В работе по ознакомлению с окружающим миром педагог должен учитывать региональный компонент: природу родного края, народные традиции, краеведение.