Предполагаемыйрезультат: Демонстрация полученных ранее знаний; Активизация познавательных и коммуникативных способностей воспитанников;
Наглядныйматериалиоборудование: Картины, плакат, книги, журналы, фотографии, музыкальный центр, костюмы для мальчиков, георгиевские ленточки, платочки для девочек, картинки - роды войск; военная техника – танки, самолёты, бронетранспортёр, ракетоносцы; военное оружие – пистолеты, автоматы, пушки, бинокль;
Предварительнаяработа:
1. Беседа: «Наши защитники» с использованием иллюстраций, рассматриванием картин.
2. Чтение художественной литературы.
3. Разучивание стихотворений.
План:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели занятия.
3. Рассказ воспитателя.
4. Физкультминутка: В. Берестов (из М. Карема) Мирная считалочка.
5. Чтение стихотворений о Великой Победе.
6. Повторение и закрепление изученного материала с проговариванием новых терминов.
7. Подведение итогов занятия.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Звучит песня «Священная война» слова В. И. Лебедева – Кумача, музыка А. В. Александрова. Мальчики в военных формах шагают строем под песню и проходят к своим стульчикам. Девочки стоят возле своих стульчиков и машут им платочками. У всех детей на груди георгиевские ленточки. Все дети садятся на стульчики по сигналу воспитателя.
2. Сообщение темы и цели.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное мероприятие. Мы с вами узнаем о великом празднике. Праздник называется - День Победы. Послушайте мой рассказ.
3. Рассказ воспитателя: Кончалась жаркая июньская ночь, уже поднималась заря нового дня – воскресенья 22 июня 1941 года. И в это время тысячи гитлеровских солдат, многие сотни самолётов, танков пересекли границу нашей Родины; без объявления войны, разрушая и уничтожая, неся смерть, двигались фашисты по территории России к её сердцу – городу Москве. Наш народ поднялся на защиту своей Родины. Уходили на фронт отцы, братья, сыновья.
Звучит марш: «Прощание Славянки» слова В. Лазарева, музыка В. Агапкина. Мальчики встают со стульев и шагают под песню, а девочки машут платочками, имитируя прощание. После окончания музыки дети садятся на свои стульчики и продолжают слушать рассказ воспитателя.
Воспитатель: В годы войны свыше 11 тысяч воинов стали Героями Советского Союза – это звание было высшим знаком мужества. Среди них были дети: Зина Портная, Марат Казей, Лёня Голиков, Валя Котик и другие.
Многие дети остались без родителей, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбёжек, третьи лишись не только родных, но и отчего дома, четвёртые оказались на территории, где находились фашисты, пятые – в плену у немцев.
Стихотворение: «Злая мачеха – война».
Война – ты мачеха злая!
Малых детей обижала,
Страхом душу терзая,
Детство у них отнимала.
Война – ты мачеха злая!
Досыта есть, не давала,
С белого света сживая,
Радость у них отбирала.
Война – ты мачеха злая!
Вволю поспать не давала,
Рано детей поднимая,
Тяжким трудом донимала.
Но война – это, прежде всего тяжёлый, изнурительный, непрекращающийся труд людей в тылу, на заводах по ремонту боевой техники, по изготовлению снарядов, оружия, одежды для армии. А ведь мужчины ушли на фронт, защищать нашу Родину. Места у станков заняли их жёны и дети, старики, те, кто не мог уйти на фронт. Главным для них стал труд, работа по 12 – 14 часов, иногда они даже спали в цеху, не уходя, домой. Жили впроголодь, недоедая, не отдыхая, забыв о себе.
Строки стихотворения.
Пайка блокадного хлеба –
С жизнью тончайшая нить.
Пайку блокадного хлеба
Мы не должны забывать!
«Всё для фронта, всё для победы!» - главный лозунг тех дней. И ещё надежда – дождаться живыми тех, кого проводили: отца, брата, сына.
Страна наша напоминала тяжелораненого истерзанного человека: фашисты разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населённых пунктов, уничтожили миллионы людей. Трудно найти в нашей стране семью, не пострадавшую от войны, кто потерял сына, кто отца или мать, кто сестру или брата, кто друга.
Победа досталась нам очень дорого. Поэтому об этом должны знать и самые маленькие граждане нашей страны.
1 чтец.
Родилась ты под знаменем алым
В восемнадцатом грозном году.
Всех врагов ты всегда побеждала,
Победила фашистов орду.
О. Колычев
Воспитатель: Думать о мире, бороться за мир мы должны ежедневно, ежечасно. Пусть же наши дети растут и мужают, сохраняя в сердцах память о героях, которые подарили нам счастливую мирную жизнь!
2 чтец.
Мир – это главное слово на свете,
Мир очень нужен нашей планете!
Мир нужен детям!
Мир нужен взрослым!
Мир нужен всем!
4. Физкультминутка:
Мирная считалочка.
Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города,
Труд, веселье, сладкий сон,
А война пусть выйдет вон!
В. Берестов (из М. Карема)
Воспитатель: В далёкие майские дни закончились бои, и был подписан мир. Это произошло 9 мая 1945 года в столице побеждённой Германии – Берлине. С этого дня всему миру стало известно, что фашистская Германия полностью разгромлена.
3 чтец.
Мой папа воззванье за мир подписал,
Не будет войны – мне мой папа сказал.
Пусть мамы и папы из каждой семьи
Все скажут, как мы, что не будет войны.
Воспитатель: И с тех пор каждое девятое мая наша страна, наш народ торжественно отмечают День Победы. В этот день люди не работают, в каждом селении проводятся митинги, поздравляют ветеранов войны и празднуют. В этот день люди носят георгиевские ленточки, развешивают их на машинах. У ветеранов войны как – то особенно, гордо блестят ордена и медали.
4 чтец.
Майский праздник –
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Т. Белозёрова
Звучит песня: «День Победы».
Воспитатель: В столице нашей Родины – в Москве, проводится торжественный парад Российских войск. Самый первый парад Победы прошёл в Москве 9 мая 1945 года.
В этом году 2015 исполнится 70 лет Великой Победе.
5 чтец.
Я, ребята, в должности высокой:
Русский воин, рядовой солдат,
На меня с надеждою глубокой
Все народы пристально глядят.
И. Радченко
6 чтец.
Наша армия родная
И отважна, и сильна.
Никому, не угрожая,
Охраняет нас она.
О. Высотская
Воспитатель: Чтобы сохранить народную память о погибших, во многих городах, где велись ожесточённые бои, есть могилы Неизвестного солдата, мемориалы и памятники. Возле них горит «Вечный огонь», к ним возлагают цветы. Это цветы – знак нашей памяти и глубочайшей благодарности тем, кто в боях отстаивал нашу Родину и погиб за неё.
7 чтец.
Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
И для тебя, и для меня
Он сделал всё, что мог,
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.
М. Исаковский
Воспитатель: На улицах вам встретятся пожилые люди с орденами и медалями, молодые солдаты в военной форме, которые отслужили в армии. Улыбнитесь им, поздравьте с праздником, пожелайте здоровья и счастья. Обязательно скажите им: «С праздником вас! Спасибо вам за Победу! Большое спасибо!» Они будут благодарны вам, если в День Победы вы порадуете их, прочитав стихотворения, которые знаете.
5. Чтение стихотворений о Великой Победе.
1 чтец.
С той поры орду фашистов гнали
Сильные бесстрашные бойцы.
И родную землю отстояли
Русские солдаты – молодцы!
2 чтец.
День Победы.
Мы встречаем День Победы,
Он идёт в цветах, знамёнах.
Всех героев мы сегодня
Называем поимённо.
А. Игебаев
3 чтец.
Великая Победа.
В великой войне победу
Мы не должны забывать,
Для нас отстояли деды
И жизнь, и Родину – мать!
4 чтец.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
А. Твардовский
5 чтец.
Не забыть нам этой даты,
Что покончила с войной.
Победителю – солдату
Сотни раз поклон земной!
Дети встали со стульчиков и поклонились.
6. Повторение и закрепление изученного материала с проговариванием новых терминов.
Воспитатель: Вы сегодня услышали много новых слов. Какие слова вы запомнили? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Повторял - ка». Я говорю, вы за мной, после меня повторяете. Начали! Повторим все вместе, хором: День Победы, Родина, Отечество, обелиск, мемориал, защитники, ветераны войны.
7. Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали? Какой праздник мы с вами будем встречать? Как празднуют День Победы наши россияне? Где и когда проводился первый торжественный парад войск? Детки, вы молодцы! Наше занятие закончим мирной считалочкой.
Мирная считалочка.
Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города,
Труд, веселье, сладкий сон,
А война пусть выйдет вон!
В. Берестов (из М. Карема)
Используемая литература
Гербова В. В. Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада. Планы занятий. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
Женило М. Ю., Шин С. А. Весёлые классные часы и праздники. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.