Просмотр содержимого документа
«ООД по развитию речи для детей средней группы. Тема:"Игрушки"»
Образовательная область: "Речевое развитие" Раздел: "Развитие речи" Тема: "Игрушки" Возрастная группа: II средняя Программное содержание: Образовательные задачи: Учить определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества предмета по схеме) . Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими качества предметов. Продолжать учить детей давать описание внешнего вида предметов, употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны. Развивающие задачи: Продолжать развивать речь как средство общения. Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность. Воспитывающие задачи: Воспитывать культуру общения, доброжелательность. Предварительная работа: Отгадывание загадок; чтение стихов из цикла "Игрушки" А. Барто; дидактические игры; составление описательных рассказов по схеме. Словарная работа: меховые, плюшевые. Демонстрационный материал: игрушки для описания: мяч, пирамида, кукла, матрёшка, машина; корзина; схема составления рассказа об игрушках. Ход ООД: (Дети стоят полукругом возле стульчиков группе) Воспитатель: Дети, посмотрите друг на друга, на наших гостей, поздоровайтесь, улыбнитесь и подарите всем хорошее настроение. Воспитатель: Собрались все дети в круг. Я - твой друг, и ты - мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Артикуляционная гимнастика: 1. Улыбка. (Удерживание губ в улыбке, зубы не видны) . 2. Трубочка. (Вытягивание губ вперед длинной трубочкой). 3. Заборчик. (Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны) . (Дети садятся на стульчики). (Стук в дверь) . Воспитатель: Дети, к нам пришел Мишка со своими игрушками. А с какими, мы узнаем когда отгадаем загадки. (Игрушки находятся в корзинке) . Загадки: Воспитатель: Догадайся кто такой? Если бьешь его рукой, Он совсем не плачет, Только выше скачет. Воспитатель: Что это? Дети: Мяч. (Выставляется мяч) . Воспитатель: Любит наряжаться свечка В разноцветные колечки. Надевай скорее, ну же: Снизу - шире, сверху - уже. Воспитатель: Что это? Дети: Пирамида. (Выставляется пирамида) . Воспитатель: Глазки голубые, Кудри золотые, Губки аленькие. Спать уложишь - Будет спать День, и два, и даже пять. Воспитатель: Что это? Дети: Кукла (Выставляется кукла) . Воспитатель: Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. Воспитатель: Что это? Дети: Матрёшка. (Выставляется матрёшка) . Воспитатель: Двери, окна, но не дом. Есть сиденья даже в нём. Фары светят, как глаза, Есть четыре колеса. Воспитатель: Что это? Дети: Машина. (Выставляется машина) . Воспитатель: Какие игрушки принес Мишка, назовите их по порядку? Дети: мяч, пирамида, кукла, матрёшка, машина. Воспитатель: Как можно назвать, одним словом все это? Дети: Игрушки. Воспитатель: Правильно, молодцы. Это все игрушки. Воспитатель: Дети, а Мишка принес с собой игрушки не просто так. Он хочет, чтобы вы его научили рассказывать об игрушках. Поможем Мишке? Дети: Да. Воспитатель: Дети, что бы составить рассказы об игрушках нам поможет вот эта схема. Давайте посмотрим на схему. (Задаю вопросы по схеме) . Воспитатель: Дети, вот этот знак нам говорит о том, что нужно сказать название игрушки. Воспитатель: Затем следуя по схеме нужно сказать про цвет игрушки. Игрушки бывают разные: красные, желтые, зеленые, синие. Воспитатель: Дальше мы будем говорить, о форме игрушки. Игрушки бывают круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные. Воспитатель: Затем нужно рассказать о величине игрушки. По величине, игрушки бывают большие и маленькие. Воспитатель: Дальше нужно рассказать, из какого материала сделана игрушка. Игрушки делают из различных материалов: пластмассы, железа, дерева, резины, меха Воспитатель: Затем нужно рассказать из каких частей состоит игрушка. У игрушек есть части. Например, машина состоит из кабины, дверей, колёс. Воспитатель: А у куклы, что есть? Дети: Голова и туловище. На голове - уши, глаза, нос, рот, на туловище - руки, ноги. Воспитатель: А ладошка нам говорит о том, как можно играть с игрушками. Как можно играть с куклой? Её можно катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать. Воспитатель: А сейчас еще раз посмотрим на схему. Сафия, нам кратко повторит, как надо описывать игрушку. Сафия: Название игрушки, цвет, форма, величина, из какого материала сделана, из каких частей состоит, как можно играть. Воспитатель: Молодец, правильно. Воспитатель: Сейчас послушайте, как правильно нужно рассказать об игрушке. (Рассказ воспитателя) . Это пирамида. Она разноцветная. Пирамида треугольной формы. Она большая. Пирамида сделана из пластмассы, она пластмассовая. Пирамиду можно собирать и разбирать. Воспитатель: Дети, прежде чем вы начнете рассказывать, давайте немного поиграем, а Мишка посмотрит на нас. Физминутка: Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть (дети шагают на месте) . Кукла-куколка, бай-бай, Поскорее засыпай (укачивают воображаемую куклу) . Флажок за палочку возьму, Подниму и помашу (машут перед грудью воображаемым флажком, затем поднимают его вверх) . Скачет мячик как живой (прыгают на месте, Красный, синий, голубой (имитируют движение рукой при отбивании мяча об пол) . Кубик к кубику кладём, Строим, строим новый дом (дети ставят друг на друга кулаки: правый на левый, затем левый на правый, Сели мы в машины, Зашуршали шины. Би-би-и! (имитируют движения рук на воображаемом руле) Воспитатель: Мишке так понравилось с нами играть. Но мы должны ео научить рассказывать об игрушках. Кто хочет рассказать об игрушке? (Рассказы 2-3 детей) . Воспитатель: Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Мишка научился рассказывать об игрушках. Он говорит вам большое спасибо. Воспитатель: Послушайте стихотворение. Зайку бросила хозяйка - Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок. Воспитатель: Жалко вам зайку? Дети: Да, жалко. Воспитатель: Почему? Дети: Зайку бросила хозяйка, и он промок под дождём. Воспитатель: Будете разбрасывать свои игрушки? Дети: нет. Дети: Расскажите, пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят. Дети: Не бросать их на пол, на них могут наступить. Не кидаться игрушками. После игры убирать их на свое место. Воспитатель: Правильно дети, игрушки надо беречь. Итог занятия: Воспитатель: Дети, давайте вспомним, кто к нам в гости пришёл? С чем он к нам пришёл в гости? Дети: В гости к нам пришёл Мишка со своими игрушками. Воспитатель: Что мы сегодня отгадывали? Дети: Отгадывали загадки об игрушках. Воспитатель: Как называются игрушки, сделанные из железа? Дети: Железные игрушки. Воспитатель: А из дерева? Дети: Деревянные игрушки. Воспитатель: А из резины? Дети: Резиновые игрушки. Воспитатель: Из меха? Дети: Меховые игрушки. Воспитатель: Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе скажем: плюшевые игрушки. Дети: Плюшевые игрушки. (Хором.) Воспитатель: Дети, что мы сегодня научились составлять? Дети: Научились составлять рассказы об игрушках по схеме и научили Мишку рассказывать об игрушках. Воспитатель: Дети, Мишка говорит вам спасибо. Он теперь знает, как нужно рассказывать об игрушках, а после стихотворения он будет убирать игрушки на места.