kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Описание методического проекта по здоровьесбережению по теме: "Сам себе я помогу и свое здоровье сберегу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нашем детском учреждении каждый год в ходе медицинского обследования выявляются дети, имеющие плосковальгусные  стопы и с нарушением осанки. Поэтому и возникла необходимость в разработке методического материала, который бы помог педагогу организовать работу, направленную на максимальную коррекцию нарушений функции опорно двигательного аппарата.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Описание методического проекта по здоровьесбережению по теме: "Сам себе я помогу и свое здоровье сберегу"»


Плоскостопие

Этот дефект строения стопы у детей встречается чаще, чем любой другой. При плоскостопии свод стопы недостаточно про­чен и не образует правильного изгиба. В результате вся повер­хность прилегает к полу, когда ребенок стоит. Причиной плос­костопия обычно бывает слабость мышц и связок стопы.

Ношение неподходящей обуви не может вызвать плоско­стопия у детей с нормальной стопой, но если у ребенка есть хотя бы незначительное плоскостопие, то неподходящая обувь ухудшит состояние его ног и плоскостопие станет более выра­женным.

Вот как можно попробовать избавиться от плоскостопия.

1. Пальцами босых ног подбирай с пола или ковра неболь­шие шарики или предметы. Подержав шарик некоторое время пальцами ног, затем положи его в стоящую на полу миску.


2. Встань лицом к стене на расстоянии 20—30 см и упрись нее ладонями. Плавно покачивайся вперед-назад, не отрывая подошв и пяток от пола.

3. Для исправления плоскостопия врачи-ортопеды советую носить стельки-супинаторы или специальную ортопедическую обувь.

Иногда плоскостопие не приносит никаких неприятностей, других случаях ступни и ноги у ребенка с плоскостопием болят от физической нагрузки. Независимо от того болят у ребенка ноги или нет, ему не нужно воздерживаться от активных игр. Наоборот, при плоскостопии рекомендуется бегать и прыгать как можно больше. Физическая тренировка укрепляют слабые мышцы и связки стопы и помогает избавиться от плоскостопия.


В нашем детском учреждении каждый год в ходе медицинского обследования выявляются дети, имеющие плосковальгусные стопы и с нарушением осанки. Поэтому и возникла необходимость в разработке методического материала, который бы помог педагогу организовать работу, направленную на максимальную коррекцию нарушений функции опорно двигательного аппарата.

Только системный подход к организации физкультурно – коррекционных мероприятий позволит эффективно осуществлять коррекцию нарушений в развитии ребенка. В течении двух лет с помощью врача ортопеда была создана интегрированная система деятельности, ориентированная на профилактику и коррекцию нарушений функции опорно – двигательного аппарата у детей дошкольного возраста:

- составлен оздоровительный режим для детей группы НОД;

- подобран методический материал физкультурно – валеологического цикла:

1) «Помоги своему позвоночнику» - приложение к физкультурному занятию – методический + наглядно прикладной материал;


Помоги своему позвоночнику!


Как правильно стоять?


Как правильно сидеть?


Делай гимнастику каждый день.

  1. Укрепляй мышцы спины и живота, развивай гибкость позвоночника.

  1. Стой и сиди как можно прямее.

  1. Если долго сидишь, через каждые 15—20 минут меняй позу, потягивайся, двигай руками и ногами.

  1. Спи только на жесткой постели с невысокой подушкой.

  2. Не поднимай больших и тяжелых грузов.

  1. Не ходи на высоких каблуках (пока твой организм рас­тет) и не носи тяжелый груз в одной руке.



  1. Встань около гладкой стены, пятки соедини, руки опус­ти свободно вдоль туловища.

  2. Касайся стены пятками, ягодицами (местом ниже спи­ны) и лопатками.

  3. Смотри вперед.

  4. Это правильное, красивое положение тела при стоянии.



  1. Когда сидишь, туловище держи прямо, голову можешь наклонить слегка вперед.

  2. Оба плеча должны находиться на одной высоте.

  3. Обе ноги всей стопой поставь на пол.








2) «Наши здоровые ножки» - приложение к физкультурному занятию – методический + наглядно прикладной материал.

- разработано перспективное планирование физкультурных занятий для детей, имеющих нарушение опорно – двигательного аппарата (НОД);

- создан комплекс физкультурных занятий для детей (НОД);

- разработан комплекс утренней гимнастики, для детей группы НОД;

-разработан комплекс коррекционной гимнастики после сна;

-коррекционные игры – упражнения для исправления осанки и плоскостопия.

Основным направлениями системы физкультурно – коррекционных мероприятий в работе с детьми имеющими нарушения функций опорно – двигательного аппарата являются:

-знакомство с основами здорового образа жизни и воспитание потребности в нем;

-удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;

-осуществление коррекции имеющихся нарушений опорно – двигательного аппарата;

-формирование правильной осанки;

-укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы;

- развитие и тренировка всех систем организма путем оптимальных физических нагрузок.



РЕЖИМ

Одно их важных условий обеспечения деятельности ДОУ по оздоровлению организация режима. Разработан оздоровительный режим для детей НОД, который включает обязательные мероприятия: массаж стопы, занятия лечебной физкультурой, физкультминутки, подвижные игры с учетом направления коррекции, игры – упражнения, ходьба по ребристым и массажным дорожкам, индивидуальная работа с детьми.


ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ (с нарушением опорно – двигательного аппарата НОД)



ЗИМНИЙ ПЕРИОД

Дома:



7.00-7.30 –Подъем. Гигиенические процедуры, умывание, гигиена полости рта. Легкий завтрак: горячий чай с лимоном, медом, вареньем из ягод.




В детском саду:


7.30-8.00 – Прием детей. Индивидуальная «минутка общения», игры.


8.00-8.30 – Утренняя гимнастика с оздоровительным бегом, коррекционными упражнениями, дыхательной гимнастикой.


8.30-8.40 – Пальчиковая гимнастика


8.40-9.00 – Подготовка к завтраку , завтрак. Полоскание рта кипяченной водой.


9.00-10.00 – Познавательный час с коррекционными приемами для детей НОД (физкультминутка, массажные коврики, массаж стоп).


10.00-10.30 – Оздоровительная минутка. Реализация схем оздоровления. Индивидуальная работа, игры на развитие двигательной активности с охватом всех мышечных групп.


10.30-11.30 – Подготовка к прогулке. Прогулка с большой физической активностью (игры, наблюдения, опыты).


11.30-11.40 – Возвращение с прогулки.


11.40-11.50 – Пальчиковая гимнастика.


11.5-12.20 – Подготовка к обеду. Обед с овощными салатами. Гигиена полости рта.


12.30-15.20 – «Ласковая минутка». Дневной сон без маек.


15.00-15.20 – Гимнастика после сна, лежа в постели.


15.20-15.40 – Подготовка к полднику. Полдник с хлебобулочными изделиями. Полоскание рта.


15.40-16.40 – Озодоровительный час. Подвижные и спортивные упражнения.


16.40-18.00 – Индивидуальная работа, самостоятельная, художественная деятельность. Занятие по интересам, игры, труд. Уход детей домой.


Дома:


18.00-19.00 – Сокотерапия. Беседы в семейном кругу.


19.00- 20.00 – Игры малой подвижности с родителями.


20.00-21.00 – Водные гигиенические процедуры, подготовка ко сну.


21.00-7.00 – «Ласковая минутка». Ночной сон.





«ОСЕННЕ – ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД»


Дома:



7.00-7.30 –Подъем. Гигиенические процедуры, умывание, гигиена полости рта. Легкий завтрак: овощи, фрукты, йогурт.





В детском саду:


7.30-8.00 –Прием детей, в хорошую погоду на улице. Индивидуальная «минутка общения», игры.



8.00-8.30 – Утренняя гимнастика с оздоровительным бегом, коррекционными упражнениями, дыхательной гимнастикой.


8.30-8.40 – Возвращение с утренней прогулки. Пальчиковая гимнастика


8.40-9.00 – Подготовка к завтраку , завтрак. Полоскание рта кипяченной водой.


9.00-10.00 – Познавательный час с коррекционными приемами для детей НОД (физкультминутка, массажные коврики, массаж стоп).


10.00-10.30 – Оздоровительный час. Реализация схем оздоровления. Индивидуальная работа, игры – коррекционные развивающие и спортивные упражнения.


10.30-11.30 – Подготовка к прогулке. Прогулка с большой физической активностью (игры, наблюдения, опыты).


11.30-11.40 – Возвращение с прогулки.


11.40-11.50 – Пальчиковая гимнастика.


11.5-12.20 – Подготовка к обеду. Обед с овощными салатами. Гигиена полости рта.


12.30-15.20 – «Ласковая минутка». Дневной сон без маек.


15.00-15.20 – Гимнастика после сна, лежа в постели.


15.20-15.40 – Подготовка к полднику. Полдник с хлебобулочными изделиями. Полоскание рта.


15.40-16.40 – Озодоровительный час. Подвижные и спортивные упражнения.


16.40-18.00 –Занятие в спортивном уголке, игры с большой подвижностью, игры которые лечат, самостоятельная деятельность. Уход детей домой.




Дома:


18.00-19.00 – Сокотерапия. Беседы в семейном кругу.


19.00- 20.00 – Игры малой подвижности с родителями.


20.00-21.00 – Водные гигиенические процедуры, подготовка ко сну.


21.00-7.00 – «Ласковая минутка». Ночной сон.






«ЛЕТНИЙ ПЕРИОД»


Дома:



7.00-7.30 –Подъем. Гигиенические процедуры, умывание, гигиена полости рта. Легкий завтрак: овощи, фрукты, йогурт.





В детском саду:


7.30-8.00 –Прием детей, в хорошую погоду на улице. Индивидуальная «минутка общения», игры.



8.00-8.30 – Утренняя гимнастика с оздоровительным бегом, коррекционными упражнениями, дыхательной гимнастикой.


8.30-8.40 – Возвращение с утренней прогулки. Пальчиковая гимнастика


8.40-9.00 – Подготовка к завтраку , завтрак. Полоскание рта кипяченной водой.


9.00-10.00 – Познавательный час с коррекционными приемами для детей НОД (физкультминутка, массажные коврики, массаж стоп).


10.00-10.30 – Оздоровительный час. Реализация схем оздоровления. Индивидуальная работа, игры – коррекционные развивающие и спортивные упражнения.


10.30-11.30 – Подготовка к прогулке. Прогулка с большой физической активностью (игры, наблюдения, опыты).


11.30-11.40 – Возвращение с прогулки.


11.40-11.50 – Пальчиковая гимнастика.


11.5-12.20 – Подготовка к обеду. Обед с овощными салатами. Гигиена полости рта.


12.30-15.20 – «Ласковая минутка». Дневной сон без маек, при открытых форточках.




15.00-15.20 – Гимнастика после сна, лежа в постели. Водные процедуры: умывание прохладной водой.



15.20-15.40 – Подготовка к полднику. Полдник с хлебобулочными изделиями, фрукты. Полоскание рта.


15.40-16.40 – Озодоровительный час. Подвижные и спортивные упражнения.


16.40-18.00 –Занятие в спортивном уголке, игры с большой подвижностью, игры которые лечат, самостоятельная деятельность. Уход детей домой.




Дома:


18.00-19.00 – Сокотерапия. Беседы в семейном кругу.


19.00- 20.00 – Игры малой подвижности с родителями.


20.00-21.00 – Водные гигиенические процедуры, подготовка ко сну.


21.00-7.00 – «Ласковая минутка». Ночной сон.




Занятия для формирования осанки

ЦЕЛИ

  1. Укреплять мышцы спины.

  2. Формировать правильную осанку, проводить профилак­тику ее нарушений.

Упражнения с мешочками на голове (100 г).

И.п.: стоя у стены, касаться ее затылком, лопатками и пятками, подтянуть живот.

И.п. — о.с. Руки вверх, присесть, руки вперед, вернуться в и.п.

И.п. — о.с: Быстрые махи руками вверх, вниз, в стороны.

И.п. — о.с. Подтянуть ногу, согнутую в колене к животу, проделать то же с другой ногой.

И.п. — о.с: 1 — присесть из положения стоя на коленях, руки при этом отвести назад, 2 — и.п.

И.п. — о.е.: Перешагивать через мяч.

И.п. — о.с: Подняться на низкую скамейку, спуститься с нее. Повторить 5—6 раз.

Упражнение на дыхание «Часики». Встать, ноги слегка расставить, руки опустить, размахивая прямыми руками впе­ред и назад, произносить «тик-так».

Игра «Раки». Один из участников держит обруч, осталь­ные перелезают через него ногами вперед, опираясь на руки. Повторить 10 раз.

Игра «Лягушка и цапля». «Лягушка» передвигается прыжка­ми: присесть, выпрямиться, опуститься на корточки. «Цапля» идет, высоко поднимая колени, можно взмахивать крыльями.


ЗАНЯТИЕ№1

ЦЕЛИ

  1. Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка.

  2. Формировать и закреплять навыки правильной осанки.

  3. Закрепить навыки прыжков на обеих ногах с продвиже­нием вперед.

  4. Совершенствовать ходьбу по канату прямо («по-медве­жьи») и по гимнастической скамейке, приставляя пятку к носку с мешочком на голове.

ОБОРУДОВАНИЕ

Гимнастические палки (по количеству детей); ребристая доска; гимнастическая лестница; плоские обручи (по количе­ству детей); мешочки с песком (по количеству детей); индиви­дуальные массажные коврики (по количеству детей); валики (6 шт.); мягкие модули; дуга (2 шт.); большой обруч-карусель; набор мягкого спортивного оборудования фирмы «Аконит».

1 часть

Построение в колонну по одному. Проверка осанки и равнения.

Воспитатель :Ребята, как мы должны ходить? Какая у нас Должна быть спина? Почему?

Дети отвечают.

Ходьба по залу в колонне по одному, ходьба по ребристой доске; «Ракеты» «Цапля» «Великаны и гноми­ки» бег с захлестом назад, боковой галоп (правое, ле­вое плечо вперед).

Бег на месте. Оздоровительный бег или бег по кругу, по диагонали.

Дыхательные упражнения.

2 часть

Общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками

И.п. — о.с: ноги на ширине плеч, палка внизу, хват с боков сверху. 1 — палку вперед; 2 — палку вверх — посмотреть на нее; 3 — палку вперед; 4 — палку вниз; и.п. Повто­рить 5—6 раз.

И.п.: то же. 1 — палку вверх; 2 — наклон вправо (ноги не сгибать); 3 — палку вверх; 4 — и.п. То же в левую сторону. Повторить 5—6 раз.

И.п. — о.с: пятки вместе, ноги врозь — палка внизу, хват с боков. 1 — присесть, палку вынести вперед, смотреть на нее. Палка на уровне плеч. Спина прямая. 2 — и.п. Следить за осанкой. Повторить 5—6 раз.

И.п.: сесть на полу, ноги прямые вместе, палка на уровне груди. 1 — наклон вперед, колени не сгибать, стараться пал­кой коснуться носков ног; 2 — и.п. Повторить 4—8 раз.

И.п. — о.с: ноги вместе, палка — хват с боков внизу. 1 — прыжком ноги врозь, палку вверх; 2 — ноги вместе, палку вниз. Повторить 12 раз. Чередовать 2 раза с ходьбой на месте.

И.п. — о.с: палка горизонтально полу. 1 — поставить пра­вую ногу на гимнастическую палку «раскатываем тесто» (6— 8 движений); 2 — и.п. То же левой ногой.

Ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голо­ве, приставляя пятку к носку (2 раза).

Прыжки вправо-влево на обеих ногах с продвижением впе­ред (мешочек в правой руке).

Ходьба по канату прямо («по-медвежьи») с мешочком на голове (2 раза). Спина прямая.

Прыжки по цветным полоскам с продвижением вперед, расстояние между линиями 25—30 см (2 раза).

Подвижная игра «Ярмарка и карусели» (с. 29).

Малоподвижная игра «Я позвоночник берегу» (с. 30).

3 часть

Релаксация на ковре до 3—4 мин (или закрепление правил и опрос детей).


ЗАНЯТИЕ№2

ЦЕЛИ



  1. Формировать и закреплять навыки правильной осанки.

  2. Укреплять мышцы, участвующие в формировании сво­да стопы.

  3. Закрепить навыки лазания по гимнастической лестнице разными способами и спуск с нее.

  4. Совершенствовать ходьбу по прямой на руках и ногах с перешагиванием через обруч, «Крабы» (й~84).


ОБОРУДОВАНИЕ

Гимнастические палки (по количеству детей); ребристая доска; гимнастическая лестница; плоские обручи (по количе­ству детей); индивидуальные массажные коврики (по количе­ству детей); мешочки с песком (по количеству детей); коло­кольчики (2 шт.)

* * *

1 часть

Построение у гимнастической стенки, проверка осанки. Дети стараются, чтобы пятки, ягодицы, лопатки и затылок соприкасались со стенкой.

Игра «Не урони мешочек». Ходьба по залу с мешочком на голове, выполняются упражнения: ходьба на носках, на пятках, на внешней и на внутренней стороне стопы, ходьба перекрестным шагом, обычная ходьба по ребрис­той доске.

2 часть

Общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками

«Поднимаемся на носки». И.п. — о.с: ноги вместе. 1 — подняться на носки, руки вверх с палкой, посмотреть на пал­ку; 2 — и.п.

«Повороты». И.п. — о.с: ноги на ширине плеч, палка ле­жит на плечах. 1 — повернуть туловище вправо, ноги стоят на месте; 2 — и.п.

«Прогибание спины». И.п. — о.с: ноги на ширине плеч, • палка стоит на полу. 1 — прогнуть спину, голова выглядыва­ет из-за палки; 2 — и.п.

«Скольжение по палке». И.п. — о.с: ноги вместе. На счет 1—2—3—4 — спускаемся по палке вниз, на счет 5—6—7— 8 — поднимаемся по палке вверх.

«Палка под ногами». И.п.: сесть на пол, палка лежит на коленях. Махом рук продеть палку под ногами на счет 1—2, на счет 3—4 вернуться в и.п.

«Качка». И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, палка под коленями. 1 — перекатом перевернуться на спину; 2 — и.п.

«Тянемся за палкой». И.п.: лежа на животе, палка на полу.

  1. — поднять голову и плечи от пола, потянуться за палкой;

  2. — и.п.

«Катаем палку ногами». И.п. — о.с: руки на поясе. Ката­ние палки поочередно правой, левой ногой на счет 4.

«Ходьба по дорожке»/И.п. — о.с: руки на поясе. Встать на палку обеими ногами, переступать ногами по палке впра­во-влево и обратно.

«Насос». Упражнение на дыхание.

Игра-эстафета «Пожарные на учении». Лазание по гим­настической лестнице вверх (до колокольчика, подвешенного на рейке гимнастической лестнице) и спуск с нее. Повторить 2—3 раза.

Игра «Крабы.». Ходьба на руках и ногах, перешагивая че­рез обруч, стараясь не задеть его, следить, чтобы у детей были подняты ягодицы над полом.

3 часть

-Игра на внимание «Ель, елка, елочка». Имитация деревьев по величине. Следить, чтобы во время смены положений у детей была правильная осанка

Упражнения на дыхание «Грибок». И.п.: глубоко присесть, руками обхватить колени (грибок маленький). Медленно вы­прямиться, разводя руки в стороны и немного отводя голову назад, — вдох (грибок вырос). Повторить б—8 раз.


  1. Релаксация «Океан»



ЗАНЯТИЕ№3/4

ЦЕЛИ



  1. Укреплять мышцы спины.

  2. Формировать правильную осанку, проводить профилак­тику ее нарушений.

* * *

Ходьба на носках с различным движением рук.

Ходьба на пятках.

Ходьба по «дорожке здоровья».

Постановка спины у стены.

Самомассаж спины массажными лентами.

Общеразвивающие упражнения

И.п.: сидя на полу, упор руками сзади. Поднятыми ногами выполнять упражнение «ножницы».

И.п.: лежа на спине. Зажать ногами листок бумаги и под­нять его вверх, затем опустить. Дышать ровно.

И.п.: лежа на полу, закрепить ноги, подсунуть их под опо­ру. Ритмично поднимать и опускать туловище, руки за голо­вой.

И.п.: лежа на животе, согнутыми руками опереться об пол. Поочередно поднимать то правую, то левую ногу, не сгибая в коленях.

И.п.: лежа на животе, вытянуть руки вдоль туловища. Под­нимая туловище, руки отводить назад, не отрывая ноги от пола.

Игровое упражнение «Ходим в шляпах»

ЗАНЯТИЕ№ 5 - 6

ЦЕЛИ

Укреплять мышцы спины.

  1. Формировать правильную осанку, проводить профилак­тику ее нарушений.

Упражнение «Великаны и гномики»

Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой

И.п. — о.с: палка внизу. 1 — палку вверху; 2 — опустить за голову, на плечи; 3 — палку поднять вверх; и.п. Повто­рить 6—8 раз.

И.п. — о.с: ноги врозь, палка внизу. 1 — палку вверх; 2 — наклон вперед, руки вперед; 3 — выпрямиться, палку вверх; 4 — вернуться в и.п. Повторить 5—6 раз.

И.п. — о.с: палка внизу. 1—2 — присесть, палку вынести вперед; 3—4 — вернуться в и.п. Повторить 6—7 раз.

И.п. — о.с: ноги врозь, палка на лопатках. 1 — поворот туловища вправо (влево); 2 — вернуться в и.п. Повторить 6— 8 раз.

И.п. — о.с: палка на груди хватом шире плеч, руки согну­ты. 1 — прыжком ноги врозь, палку вверх; 2 — и.п. Выпол­няется на счет 1—8. Повторить 2—3 раза.

И.п. — о.с: палка внизу. 1 — правую (левую) ногу в сторо­ну на носок, палку вперед; 2 — вернуться в и.п. Повторить 6—8 раз.

Игра «Фигуры». Ходьба в колонне по одному, ходьба и бег врассыпную. По сигналу (удар в бубен) все останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. Инструктор отмечает наиболее




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Бенгарт Оксана Евгеньевна

Дата: 10.12.2024

Номер свидетельства: 661318


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства