Описание методического проекта по здоровьесбережению по теме: "Сам себе я помогу и свое здоровье сберегу"
Описание методического проекта по здоровьесбережению по теме: "Сам себе я помогу и свое здоровье сберегу"
В нашем детском учреждении каждый год в ходе медицинского обследования выявляются дети, имеющие плосковальгусные стопы и с нарушением осанки. Поэтому и возникла необходимость в разработке методического материала, который бы помог педагогу организовать работу, направленную на максимальную коррекцию нарушений функции опорно двигательного аппарата.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Описание методического проекта по здоровьесбережению по теме: "Сам себе я помогу и свое здоровье сберегу"»
Плоскостопие
Этот дефект строения стопы у детей встречается чаще, чем любой другой. При плоскостопии свод стопы недостаточно прочен и не образует правильного изгиба. В результате вся поверхность прилегает к полу, когда ребенок стоит. Причиной плоскостопия обычно бывает слабость мышц и связок стопы.
Ношение неподходящей обуви не может вызвать плоскостопия у детей с нормальной стопой, но если у ребенка есть хотя бы незначительное плоскостопие, то неподходящая обувь ухудшит состояние его ног и плоскостопие станет более выраженным.
Вот как можно попробовать избавиться от плоскостопия.
1. Пальцами босых ног подбирай с пола или ковра небольшие шарики или предметы. Подержав шарик некоторое время пальцами ног, затем положи его в стоящую на полу миску.
2. Встань лицом к стене на расстоянии 20—30 см и упрись нее ладонями. Плавно покачивайся вперед-назад, не отрывая подошв и пяток от пола.
3. Для исправления плоскостопия врачи-ортопеды советую носить стельки-супинаторы или специальную ортопедическую обувь.
Иногда плоскостопие не приносит никаких неприятностей, других случаях ступни и ноги у ребенка с плоскостопием болят от физической нагрузки. Независимо от того болят у ребенка ноги или нет, ему не нужно воздерживаться от активных игр. Наоборот, при плоскостопии рекомендуется бегать и прыгать как можно больше. Физическая тренировка укрепляют слабые мышцы и связки стопы и помогает избавитьсяот плоскостопия.
В нашем детском учреждении каждый год в ходе медицинского обследования выявляются дети, имеющие плосковальгусные стопы и с нарушением осанки. Поэтому и возникла необходимость в разработке методического материала, который бы помог педагогу организовать работу, направленную на максимальную коррекцию нарушений функции опорно двигательного аппарата.
Только системный подход к организации физкультурно – коррекционных мероприятий позволит эффективно осуществлять коррекцию нарушений в развитии ребенка. В течении двух лет с помощью врача ортопеда была создана интегрированная система деятельности, ориентированная на профилактику и коррекцию нарушений функции опорно – двигательного аппарата у детей дошкольного возраста:
- составлен оздоровительный режим для детей группы НОД;
- подобран методический материал физкультурно – валеологического цикла:
1) «Помоги своему позвоночнику» - приложение к физкультурному занятию – методический + наглядно прикладной материал;
Помоги своему позвоночнику!
Как правильно стоять?
Как правильно сидеть?
Делай гимнастику каждый день.
Укрепляй мышцы спины и живота, развивай гибкость позвоночника.
Стой и сиди как можно прямее.
Если долго сидишь, через каждые 15—20 минут меняй позу, потягивайся, двигай руками и ногами.
Спи только на жесткой постели с невысокой подушкой.
Не поднимай больших и тяжелых грузов.
Не ходи на высоких каблуках (пока твой организм растет) и не носи тяжелый груз в одной руке.
Встань около гладкой стены, пятки соедини, руки опусти свободно вдоль туловища.
Касайся стены пятками, ягодицами (местом ниже спины) и лопатками.
Смотри вперед.
Это правильное, красивое положение тела при стоянии.
Когда сидишь, туловище держи прямо, голову можешь наклонить слегка вперед.
- разработано перспективное планирование физкультурных занятий для детей, имеющих нарушение опорно – двигательного аппарата (НОД);
- создан комплекс физкультурных занятий для детей (НОД);
- разработан комплекс утренней гимнастики, для детей группы НОД;
-разработан комплекс коррекционной гимнастики после сна;
-коррекционные игры – упражнения для исправления осанки и плоскостопия.
Основным направлениями системы физкультурно – коррекционных мероприятий в работе с детьми имеющими нарушения функций опорно – двигательного аппарата являются:
-знакомство с основами здорового образа жизни и воспитание потребности в нем;
-удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;
-укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы;
- развитие и тренировка всех систем организма путем оптимальных физических нагрузок.
РЕЖИМ
Одно их важных условий обеспечения деятельности ДОУ по оздоровлению организация режима. Разработан оздоровительный режим для детей НОД, который включает обязательные мероприятия: массаж стопы, занятия лечебной физкультурой, физкультминутки, подвижные игры с учетом направления коррекции, игры – упражнения, ходьба по ребристым и массажным дорожкам, индивидуальная работа с детьми.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ (с нарушением опорно – двигательного аппарата НОД)
ЗИМНИЙ ПЕРИОД
Дома:
7.00-7.30 –Подъем. Гигиенические процедуры, умывание, гигиена полости рта. Легкий завтрак: горячий чай с лимоном, медом, вареньем из ягод.
В детском саду:
7.30-8.00 – Прием детей. Индивидуальная «минутка общения», игры.
9.00-10.00 – Познавательный час с коррекционными приемами для детей НОД (физкультминутка, массажные коврики, массаж стоп).
10.00-10.30 – Оздоровительная минутка. Реализация схем оздоровления. Индивидуальная работа, игры на развитие двигательной активности с охватом всех мышечных групп.
10.30-11.30 – Подготовка к прогулке. Прогулка с большой физической активностью (игры, наблюдения, опыты).
11.30-11.40 – Возвращение с прогулки.
11.40-11.50 – Пальчиковая гимнастика.
11.5-12.20 – Подготовка к обеду. Обед с овощными салатами. Гигиена полости рта.
12.30-15.20 – «Ласковая минутка». Дневной сон без маек.
15.00-15.20 – Гимнастика после сна, лежа в постели.
15.20-15.40 – Подготовка к полднику. Полдник с хлебобулочными изделиями. Полоскание рта.
15.40-16.40 – Озодоровительный час. Подвижные и спортивные упражнения.
16.40-18.00 – Индивидуальная работа, самостоятельная, художественная деятельность. Занятие по интересам, игры, труд. Уход детей домой.
Дома:
18.00-19.00 – Сокотерапия. Беседы в семейном кругу.
19.00- 20.00 – Игры малой подвижности с родителями.
20.00-21.00 – Водные гигиенические процедуры, подготовка ко сну.
9.00-10.00 – Познавательный час с коррекционными приемами для детей НОД (физкультминутка, массажные коврики, массаж стоп).
10.00-10.30 – Оздоровительный час. Реализация схем оздоровления. Индивидуальная работа, игры – коррекционные развивающие и спортивные упражнения.
10.30-11.30 – Подготовка к прогулке. Прогулка с большой физической активностью (игры, наблюдения, опыты).
11.30-11.40 – Возвращение с прогулки.
11.40-11.50 – Пальчиковая гимнастика.
11.5-12.20 – Подготовка к обеду. Обед с овощными салатами. Гигиена полости рта.
12.30-15.20 – «Ласковая минутка». Дневной сон без маек, при открытых форточках.
15.00-15.20 – Гимнастика после сна, лежа в постели. Водные процедуры: умывание прохладной водой.
15.20-15.40 – Подготовка к полднику. Полдник с хлебобулочными изделиями, фрукты. Полоскание рта.
15.40-16.40 – Озодоровительный час. Подвижные и спортивные упражнения.
16.40-18.00 –Занятие в спортивном уголке, игры с большой подвижностью, игры которые лечат, самостоятельная деятельность. Уход детей домой.
Дома:
18.00-19.00 – Сокотерапия. Беседы в семейном кругу.
19.00- 20.00 – Игры малой подвижности с родителями.
20.00-21.00 – Водные гигиенические процедуры, подготовка ко сну.
21.00-7.00 – «Ласковая минутка». Ночной сон.
Занятия для формирования осанки
ЦЕЛИ
Укреплять мышцы спины.
Формировать правильную осанку, проводить профилактику ее нарушений.
Упражнения с мешочками на голове (100 г).
И.п.: стоя у стены, касаться ее затылком, лопатками и пятками, подтянуть живот.
И.п. — о.с. Руки вверх, присесть, руки вперед, вернуться в и.п.
И.п. — о.с: Быстрые махи руками вверх, вниз, в стороны.
И.п. — о.с. Подтянуть ногу, согнутую в колене к животу, проделать то же с другой ногой.
И.п. — о.с: 1 — присесть из положения стоя на коленях, руки при этом отвести назад, 2 — и.п.
И.п. — о.е.: Перешагивать через мяч.
И.п. — о.с: Подняться на низкую скамейку, спуститься с нее. Повторить 5—6 раз.
Упражнение на дыхание «Часики». Встать, ноги слегка расставить, руки опустить, размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так».
Игра «Раки». Один из участников держит обруч, остальные перелезают через него ногами вперед, опираясь на руки. Повторить 10 раз.
Игра «Лягушка и цапля». «Лягушка» передвигается прыжками: присесть, выпрямиться, опуститься на корточки. «Цапля» идет, высоко поднимая колени, можно взмахивать крыльями.
ЗАНЯТИЕ№1
ЦЕЛИ
Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка.
Формировать и закреплять навыки правильной осанки.
Закрепить навыки прыжков на обеих ногах с продвижением вперед.
Совершенствовать ходьбу по канату прямо («по-медвежьи») и по гимнастической скамейке, приставляя пятку к носку с мешочком на голове.
ОБОРУДОВАНИЕ
Гимнастические палки (по количеству детей); ребристая доска; гимнастическая лестница; плоские обручи (по количеству детей); мешочки с песком (по количеству детей); индивидуальные массажные коврики (по количеству детей); валики (6 шт.); мягкие модули; дуга (2 шт.); большой обруч-карусель; набор мягкого спортивного оборудования фирмы «Аконит».
1 часть
Построение в колонну по одному. Проверка осанки и равнения.
Воспитатель :Ребята, как мы должны ходить? Какая у нас Должна быть спина? Почему?
Дети отвечают.
Ходьба по залу в колонне по одному, ходьба по ребристой доске; «Ракеты» «Цапля» «Великаны и гномики» бег с захлестом назад, боковой галоп (правое, левое плечо вперед).
Бег на месте. Оздоровительный бег или бег по кругу, по диагонали.
Дыхательные упражнения.
2 часть
Общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками
И.п. — о.с: ноги на ширине плеч, палка внизу, хват с боков сверху. 1 — палку вперед; 2 — палку вверх — посмотреть на нее; 3 — палку вперед; 4 — палку вниз; и.п. Повторить 5—6 раз.
И.п.: то же. 1 — палку вверх; 2 — наклон вправо (ноги не сгибать); 3 — палку вверх; 4 — и.п. То же в левую сторону. Повторить 5—6 раз.
И.п. — о.с: пятки вместе, ноги врозь — палка внизу, хват с боков. 1 — присесть, палку вынести вперед, смотреть на нее. Палка на уровне плеч. Спина прямая. 2 — и.п. Следить за осанкой. Повторить 5—6 раз.
И.п.: сесть на полу, ноги прямые вместе, палка на уровне груди. 1 — наклон вперед, колени не сгибать, стараться палкой коснуться носков ног; 2 — и.п. Повторить 4—8 раз.
И.п. — о.с: ноги вместе, палка — хват с боков внизу. 1 — прыжком ноги врозь, палку вверх; 2 — ноги вместе, палку вниз. Повторить 12 раз. Чередовать 2 раза с ходьбой на месте.
И.п. — о.с: палка горизонтально полу. 1 — поставить правую ногу на гимнастическую палку «раскатываем тесто» (6— 8 движений); 2 — и.п. То же левой ногой.
Ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове, приставляя пятку к носку (2 раза).
Прыжки вправо-влево на обеих ногах с продвижением вперед (мешочек в правой руке).
Ходьба по канату прямо («по-медвежьи») с мешочком на голове (2 раза). Спина прямая.
Прыжки по цветным полоскам с продвижением вперед, расстояние между линиями 25—30 см (2 раза).
Подвижная игра «Ярмарка и карусели» (с. 29).
Малоподвижная игра «Я позвоночник берегу» (с. 30).
3 часть
Релаксация на ковре до 3—4 мин (или закрепление правил и опрос детей).
ЗАНЯТИЕ№2
ЦЕЛИ
Формировать и закреплять навыки правильной осанки.
Укреплять мышцы, участвующие в формировании свода стопы.
Закрепить навыки лазания по гимнастической лестнице разными способами и спуск с нее.
Совершенствовать ходьбу по прямой на руках и ногах с перешагиванием через обруч, «Крабы» (й~84).
ОБОРУДОВАНИЕ
Гимнастические палки (по количеству детей); ребристая доска; гимнастическая лестница; плоские обручи (по количеству детей); индивидуальные массажные коврики (по количеству детей); мешочки с песком (по количеству детей); колокольчики (2 шт.)
* * *
1 часть
Построение у гимнастической стенки, проверка осанки. Дети стараются, чтобы пятки, ягодицы, лопатки и затылок соприкасались со стенкой.
Игра «Не урони мешочек». Ходьба по залу с мешочком на голове, выполняются упражнения: ходьба на носках, на пятках, на внешней и на внутренней стороне стопы, ходьба перекрестным шагом, обычная ходьба по ребристой доске.
2 часть
Общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками
«Поднимаемся на носки». И.п. — о.с: ноги вместе. 1 — подняться на носки, руки вверх с палкой, посмотреть на палку; 2 — и.п.
«Повороты». И.п. — о.с: ноги на ширине плеч, палка лежит на плечах. 1 — повернуть туловище вправо, ноги стоят на месте; 2 — и.п.
«Прогибание спины». И.п. — о.с: ноги на ширине плеч, • палка стоит на полу. 1 — прогнуть спину, голова выглядывает из-за палки; 2 — и.п.
«Скольжение по палке». И.п. — о.с: ноги вместе. На счет 1—2—3—4 — спускаемся по палке вниз, на счет 5—6—7— 8 — поднимаемся по палке вверх.
«Палка под ногами». И.п.: сесть на пол, палка лежит на коленях. Махом рук продеть палку под ногами на счет 1—2, на счет 3—4 вернуться в и.п.
«Качка». И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, палка под коленями. 1 — перекатом перевернуться на спину; 2 — и.п.
«Тянемся за палкой». И.п.: лежа на животе, палка на полу.
— поднять голову и плечи от пола, потянуться за палкой;
— и.п.
«Катаем палку ногами». И.п. — о.с: руки на поясе. Катание палки поочередно правой, левой ногой на счет 4.
«Ходьба по дорожке»/И.п. — о.с: руки на поясе. Встать на палку обеими ногами, переступать ногами по палке вправо-влево и обратно.
«Насос». Упражнение на дыхание.
Игра-эстафета «Пожарные на учении». Лазание по гимнастической лестнице вверх (до колокольчика, подвешенного на рейке гимнастической лестнице) и спуск с нее. Повторить 2—3 раза.
Игра «Крабы.». Ходьба на руках и ногах, перешагивая через обруч, стараясь не задеть его, следить, чтобы у детей были подняты ягодицы над полом.
3 часть
-Игра на внимание «Ель, елка, елочка». Имитация деревьев по величине. Следить, чтобы во время смены положений у детей была правильная осанка
Упражнения на дыхание «Грибок». И.п.: глубоко присесть, руками обхватить колени (грибок маленький). Медленно выпрямиться, разводя руки в стороны и немного отводя голову назад, — вдох (грибок вырос). Повторить б—8 раз.
Релаксация «Океан»
ЗАНЯТИЕ№3/4
ЦЕЛИ
Укреплять мышцы спины.
Формировать правильную осанку, проводить профилактику ее нарушений.
* * *
Ходьба на носках с различным движением рук.
Ходьба на пятках.
Ходьба по «дорожке здоровья».
Постановка спины у стены.
Самомассаж спины массажными лентами.
Общеразвивающие упражнения
И.п.: сидя на полу, упор руками сзади. Поднятыми ногами выполнять упражнение «ножницы».
И.п.: лежа на спине. Зажать ногами листок бумаги и поднять его вверх, затем опустить. Дышать ровно.
И.п.: лежа на полу, закрепить ноги, подсунуть их под опору. Ритмично поднимать и опускать туловище, руки за головой.
И.п.: лежа на животе, согнутыми руками опереться об пол. Поочередно поднимать то правую, то левую ногу, не сгибая в коленях.
И.п.: лежа на животе, вытянуть руки вдоль туловища. Поднимая туловище, руки отводить назад, не отрывая ноги от пола.
Игровое упражнение «Ходим в шляпах»
ЗАНЯТИЕ№ 5 - 6
ЦЕЛИ
Укреплять мышцы спины.
Формировать правильную осанку, проводить профилактику ее нарушений.
Упражнение «Великаны и гномики»
Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой
И.п. — о.с: палка внизу. 1 — палку вверху; 2 — опустить за голову, на плечи; 3 — палку поднять вверх; и.п. Повторить 6—8 раз.
И.п. — о.с: ноги врозь, палка внизу. 1 — палку вверх; 2 — наклон вперед, руки вперед; 3 — выпрямиться, палку вверх; 4 — вернуться в и.п. Повторить 5—6 раз.
И.п. — о.с: палка внизу. 1—2 — присесть, палку вынести вперед; 3—4 — вернуться в и.п. Повторить 6—7 раз.
И.п. — о.с: ноги врозь, палка на лопатках. 1 — поворот туловища вправо (влево); 2 — вернуться в и.п. Повторить 6— 8 раз.
И.п. — о.с: палка на груди хватом шире плеч, руки согнуты. 1 — прыжком ноги врозь, палку вверх; 2 — и.п. Выполняется на счет 1—8. Повторить 2—3 раза.
И.п. — о.с: палка внизу. 1 — правую (левую) ногу в сторону на носок, палку вперед; 2 — вернуться в и.п. Повторить 6—8 раз.
Игра «Фигуры». Ходьба в колонне по одному, ходьба и бег врассыпную. По сигналу (удар в бубен) все останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. Инструктор отмечает наиболее