Описание результатов педагогической деятельности : "развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность".
Описание результатов педагогической деятельности : "развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность".
данная работа будет полезна воспитателям дошкольных учреждений углубленно работающих по теме:"Развитие познавательного интереса детей через исследовательскую деятельность"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Описание результатов педагогической деятельности : "развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность".»
Описание результатов профессиональной педагогической деятельности в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения воспитателя муниципального бюджетного дошкольного учреждения детского сада №18 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей(познавательно-речевого),II (вторая) категория, г.Дивногорска
Левшаковой Оксаны Валерьевны
Педагогический стаж моей работы в детском саду составляет 13 лет. В своей работе я использую Образовательную программу ДОУ и программу экологического развития Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа». Приоритетным направлением моей педагогической деятельности является развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность. При формировании познавательной активности дошкольников исследовательскую деятельность рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско–творческое отношение к миру. Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка. Вот на этом и основано активное внедрение детской исследовательской деятельности в практику моей работы с дошкольниками.
Процесс развития познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность может быть успешным при реализации следующих педагогических условий:
- взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к исследовательской деятельности с учетом направленности детских интересов, и создается необходимая для этого вида деятельности предметно-развивающая среда. - процесс развития познавательной активности строится как этапный, в котором дети целенаправленно включаются в ситуации (мини-исследования), обеспечивающие постепенное овладение исследовательскими умениями, необходимыми для успешного самостоятельного экспериментирования.
Задачами моего приоритетного направления в работе являются:
Поддерживание интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворение детской любознательности.
Развитие у детей познавательных способностей (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
Развитие мышления, речи – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
Продолжение воспитания стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Процесс познания – творческий процесс и задача воспитателя – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого необходимые условия, оказать ему помощь в попытках установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины, связи и отношения явлений окружающего мира.
На первом этапе моей работы была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей дошкольного возраста, которая позволила выявить преобладание, в основном, среднего и низкого уровней их развития у старших дошкольников.
На низком (репродуктивно-подражательном) уровне развития познавательной активности находилось 38% детей.Дети этой подгруппы не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
На среднем (поисково-исполнительском) уровне познавательной активности оказалось 58% детей. Эта группа детей, характеризовалась большей степенью самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивали эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к воспитателю, задавали вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
Наименьшее количество детей (4 %) находились на высоком (поисково-продуктивном) уровне познавательной активности. Данная подгруппа детей, отличалась проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи.
В случае затруднений дети не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости ее развития.
Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. С этой целью мной был проведен следующий этап работы с применением метода проектов. Применяя проектный метод работы(например проект «поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы. Вода.» (https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/proiekt_poiskovo_issliedovatiel_skaia_dieiatiel_nost_starshikh_doshkol_nikov_v_i?act=addfile), были намечены общие направления работы с детьми, началась проводится работа, направленная на формирование познавательной активности. Основными принципами работы стали: 1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы. 2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе использовались оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление. 3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно было не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления. 4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Стремление к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому акцентировала внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника. 5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Мною были намечены общие направления работы с детьми:
и календарно-тематического плана работы с детьми по исследовательской деятельности (https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/planirovanie/planirovaniie_vospitatiel_no_obrazovatiel_noi_raboty_v_podghotovitiel_noi_ghrupp). Практическим выходом которых являются опыты, эксперименты, исследования. Мною были внедрены в практику работы опыты–эксперименты с песком и глиной, воздухом, растениями, предметами, водой, снегом (https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/kartotieka_opytov_i_ekspierimientov_v_dou_1).
Диагностика детей. Были составлены индивидуальные диагностические карты.
Создание условия для расширения опыта детей в накоплении запаса представлений о предметах ближайшего окружения и побуждающих их к самостоятельности. С целью развития детской исследовательской деятельности в группе была преобразована предметно-развивающая среда (https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/presentacii/priedmietno_razvivaiushchaia_srieda_v_sriedniei_ghruppie_dietskogho_sada_v_ramka)
Изучение опыта работы по теме других педагогов и презентация своего опыта на МО города (http://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-poiskovo-isledovatelskaja-dejatelnost-starshih-doshkolnikov-v-izucheni-nezhivoi-prirody-voda.html). Также было проведено открытое мероприятие по теме опыта (https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/pomozhiem_vodie_stat_chistoi_nod_v_podghotovitiel_noi_ghruppie)
Опыт детей обогащался через практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.
Во время экспериментирования с детьми ставилась цель, совместно с детьми определялись этапы работы, делались выводы.
В ходе деятельности я учила детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировала предположения детей, помогала им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Я учила ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов обсуждала с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем мы вместе со всеми детьми обсуждали их работы.
По итогам проведенной работы, используя для повторной диагностики индивидуальные занятия с детьми, занятия по проектной деятельности, приведу результаты проведенной работы с детьми. Таким образом, результаты мониторинга на контрольном этапе показали следующее:
Дети c высоким уровнем развития - 36%
Со средним уровнем – 60%
С низким уровнем развития – 4 %
Таким образом, работа показала, что при использовании целенаправленного систематического применения исследовательской деятельности в процессе обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируютпознавательную активность, любознательность.
Результаты проведенной работы показали, что применение исследовательской деятельности оказало влияние на:
повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.);
знания детей о неживой природе.
В мае 2016 года мною было проведено анкетирование родителей подготовительной группы по удовлетворенности деятельностью воспитателей и дошкольного образовательного учреждения (https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/analitichieskaia_zapiska_po_riezul_tatam_ankietirovaniia_roditieliei).
Родители всех детей участвовали в анкетировании. Такой результат указывает на то, что родители готовы на взаимодействие, сотрудничество с воспитателями и педагогическим коллективом дошкольного учреждения и остаются не равнодушным к жизнедеятельности детского сада. Анкетирование выявило, что процент удовлетворенности деятельностью воспитателей подготовительной к школе группы и деятельностью МБДОУ №18 «Журавушка» составляет 92% опрошенных родителей, что позволяет сделать следующие выводы: созданная система работы ДОУ и воспитательно-образовательная деятельность педагогов позволяет максимально удовлетворять потребность и запросы родителей.