План совместной деятельности воспитателя с детьми по валеологическому воспитанию состоит из 7 разделов, каждый из которых делится на 4 темы, рассчитанных на 1 месяц.
I. «Человек – живое существо»
II. «В гостях у Мойдодыра»
III. «Помоги себе сам»
IV. «Золотые правила питания»
V. «Человек и природа»
VI. «Откуда берутся болезни»
VII. «Овощи и фрукты - полезные продукты»
«Человек – живое существо» Цель: ознакомления детей со строением тела человека, с функциями основных органов и систем, с тем, что необходимо человеку для нормального существования. Человек не может прожить без тепла, света, без пищи и гигиенических навыков, без труда, человеческого общения и занятия спортом. |
Содержание раздела | Форма проведения | Срок исполнения |
Из чего мы состоим? (наличие основных жизненноважных органов и систем) | Беседа, игра Беседа «Что я знаю о здоровье?» Беседа «Знакомство со своим организмом» ОД «Что я знаю о себе» Беседа «Мои помощники» ОД «Зачем нужно питаться, дышать, двигаться?» Д/И «Части тела» Д/И «Я умею» | октябрь |
Органы чувств | Беседа, дидактические игры, игровые упражнения Беседа «Я-живой» ОД «Я и моё настроение» Пословицы о здоровье Эксперементирование | Октябрь |
Что необходимо для роста и развития человека (пища, вода, воздух, тепло, одежда, режим, человеческое общение) | Беседа, рисование, Д/и Беседа « Если хочешь быть здоров –закаляйся!» Д/И «Четвёртый лишний» Д/И «Узнай движение» Рисование «Я здоровье сберегу» С/р игры: «Больница», «Аптека», | Октябрь |
В здоровом теле – здоровый дух (формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям, играм) | Подвижные игры, беседы Беседа « В здоровом теле- здоровый дух! П/и « Веселые ребята», « Ловишки» | Октябрь |
«В гостях у Мойдодыра» Цель: сформировать у детей элементарные гигиенические умения и навыки. Как правильно ухаживать за зубами и что влияет на здоровье людей, как водой и мылом можно предупредить различные болезни, закаливание организма водой , солнцем и воздухом. |
Чтобы зубы были здоровыми (правила ухода за зубами) | Рисование, практикум, Д/и Д/и « Зуб Неболейка» Презентация. Мир вокруг нас.Почему нужно чистить зубы? | Ноябрь |
Почему болят зубы? (советы доктора Зубболита и бобра Суперзуба) | Беседа, игры, кроссворд Беседа « Почему болят зубы?» Д/и « Четвертый лишний» | Ноябрь |
От простой воды и мыла у микробов тают силы (гигиена тела) | Игра, практикум Чтение К. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит» , И. Губина «Сказка про ногти», «Грязнуля Витя»; Т. Зайцева «Дружу с водой» | Ноябрь |
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья (закаливание организма) | Рассматривание картинок, игры Беседа «Чему нас учит солнце» Беседа «Зачем нужно гулять» | Ноябрь |
«Помоги себе сам» цель: Формирование элементарных навыков оказания первой медицинской помощи умение вести себя умело в экстремальных ситуациях, обращаться за помощью в службу милиции, скорой помощи, пожарную службу. |
Если случится с кем-то беда, помощь сумею я вызвать всегда (службы 01, 02, 03) | Игры, беседы, рисование Беседа «Если ты заблудился?» | Декабрь |
Правила поведения на улице | Практические занятия Беседа «Осторожно лёд!» | Декабрь |
Если трудно станет вдруг, мне поможет старший друг (учить избегать опасных ситуаций, обращаться за помощью к взрослым) | Обыгрывание ситуаций, беседы Беседа «Умей избежать опасные ситуации» | декабрь |
Оказание первой доврачебной помощи | Практикум Игровой дидактический материал по основам безопасной жизнедеятельности «На воде и на природе» ИП Бурдина С.В. | декабрь |
«Золотые правила питания» Цель: дать детям представления о правильном и полезном питании, какие продукты полезны для организма, а какие – нет. Закрепить у детей правила поведения за столом и правила сервировки стола как теоретически, так и практически. |
Еда Здоровячков и Хлюпиков (полезные и неполезные продукты) | Беседы, рисование, эксперементирование Беседа « Полезная и неполезная еда» Выставка рисунков «Мои любимые продукты» Экспериментирование «Влияние газированных напитков для организма» | Январь |
Здоровая пища для всей семьи | Беседы, рисование, чтение худ.лит. Беседа «Полезная пища» «Витаминная сказка» авторская сказка И.А.Крупновой Блиц опрос «Вкусная еда». Д/И «Полезна - не полезна». Д/И «Рекламный мячик». Викторина «Вкусные истории». Правильное питание - залог здоровья» - театрализованное представление. | Январь |
Правила поведения за столом | Беседы, практика Беседа «Уроки этикета за столом» Изготовление книжек- малышек «Культура приема пищи». | Январь |
Сервировка стола (приглашаем к нам на день рождения) | Ролевая игра, рисование С/р игра « Кафе» | Январь |
«Человек и природа» Цель: Формировать представления детей об охране окружающей среды, учить называть и различать лекарственные и ядовитые растения и грибы. |
Лекарственные и ядовитые растения - помощники и враги | Беседа, игры Беседа « Лекарственные и ядовитые растения» Презентация «Лекарственные растения нашего края» Д/ и « Четвертый лишний» | Февраль |
Влияние загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье людей (неблагоприятная экология) | Правила поведения на природе Беседа « Чистый воздух- здоровые легкие» Выставка рисунков «Берегите природу!» Рисование «Мой солнечный портрет | Февраль |
Охрана окружающей среды (что влечет за собой нарушение взаимосвязей в природе) | Беседа, игры Д/и «Цепочка питания» Беседа « Беседа кто чем питается» | Февраль |
Умей сказать «нет» (о вредных привычках) | Беседа, игра, чтение х/л Беседа « Вредные привычки» Словесная игра « Да- нет» | февраль |
«Откуда берутся болезни?» Цель: формировать представления детей о возникновении болезней и способов их профилактики, о правильном отношении к своему здоровью. |
Болезни и здоровье. Признаки заболевания | Беседа, игры Презентация. Мир вокруг нас. Почему нужно мыть руки? Беседа « Откуда берутся болезни», « Что нужно делать что бы не болеть» Д/ и « Кто в домике живет?» Советы Неболейки детям | Март |
Боль физическая и душевная | Психологический тренинг, упражнения | Март |
Как вести себя во время болезни | Чтение худ. лит-ры, беседа, игры. Беседа « От куда берутся болезни» Г. Зайзев « Уроки Айболита» | март |
Профилактика заболеваний | Беседа, игры, практикум Беседа « В здоровом теле- здоровый дух!» Массаж биологически активных точек, дыхательная, зрительная гимнастика | март |
«Овощи и фрукты – полезные продукты» Цель: дать детям представление о витаминах, в каких продуктах они содержатся, и какую пользу приносят организму человека. |
Ценность овощей и фруктов. | Беседы, рисование, загадки Составление план - схемы для описательного рассказа о продуктах питания. Чтение художественной литературы: «Каша из топора», «Приключение овощей» | Апрель |
Лук – от семи недуг (о пользе лука и чеснока) | Аромотерапия, д\игры Презентация « Лук- от семи недуг» Д/и « Вредно- полезно» | Апрель |
Зачем нужны соки и фрукты. Витамины – маленькое чудо природы | Беседа, игры, загадки Беседа « Витамины- маленькое чудо природы» Д/и « Сок какой?» | Апрель |
«Именины витаминов» | КВН | Апрель |