Опыт применения электронной информационно-образовательной среды на занятиях по раннему развитию в ТО "Полиглотики", "Путешествие в природу"
Опыт применения электронной информационно-образовательной среды на занятиях по раннему развитию в ТО "Полиглотики", "Путешествие в природу"
Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт применения электронной информационно-образовательной среды на занятиях по раннему развитию в ТО "Полиглотики", "Путешествие в природу"»
Всем известно, что большое место в жизни ребёнка занимает игра, а использование компьютеров в образовании стало уже обычным явлением. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять новые информационные технологии.
Информационные технологии, это не только компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями понимается использование компьютера, телевизора, интернета, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, все то, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Где же ИКТ могут помочь педагогу дополнительного образования в его работе?
Игра в жизни дошкольника — это познавательная деятельность, которая представляет собой своеобразную практическую форму размышления ребенка об окружающей его действительности.
В чем же новизна?
Изменяются подходы к организации образовательного процесса: решение задач образовательной деятельности происходит через доступные и интересные формы работы.
Наиболее сложным для педагогов является внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Это требует оснащенности организации мультимедийным оборудованием и требует от педагога владения компьютерной грамотностью, творческого подхода, поиска новых методов обучения и нетрадиционных форм. Самым веским доводом в пользу применения компьютера на организованной образовательной деятельности вполне может стать тот факт, что современным детям намного интересней компьютерная графика, анимация, чем просто картинки. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, способствующую восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дополнительное образование, компьютер должен стать в учреждении дополнительного образования ядром развивающей предметно-пространственной среды. Он рассматривается не как отдельное игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса. Как же можно использовать ИКТ при организации организованной образовательной деятельности?
Организованная образовательная деятельность состоит из 3-х частей:
подготовительная (в ней идет погружение ребенка в сюжет деятельности, подготовка к компьютерной игре через беседы; привлекается опыт детей)
основная часть ООД (включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером);
заключительная часть (в ней подводится итог; делается оценка выполнения и закрепления в памяти ребенка необходимых понятий, условий и правил работы с компьютером).
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества являются:
- игровая деятельность;
- создание положительных эмоциональных ситуаций;
- работа в парах;
- проблемное обучение.
На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.
В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей..
Дошкольники характеризуются психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ребенок, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Педагог часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
При разработке занятий по раннему развитию в творческих объединениях «Веселый английский», «Путешествие в природу» с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Что же такое ИКТ? Любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Преимущества компьютера:
предъявляет информацию на экране компьютера в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей; привлекает пассивных детей к активной деятельности; формирует интерес воспитателя к работе; активизирует мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.) Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. К ним принадлежат: упражнения, носящие творческий характер; задания; образовательные, ролевые, деловые игры; занятия-экскурсии; занятия знакомство с творческими людьми и специалистами; использование видеоматериалов, наглядности и другое. Все материалы в виде презентаций готовятся с помощью программы PowerPoint и видеоролики в киностудии Windowslive. Презентации можно разделить на: Обучающие презентации, т.е. ознакомительные, вводные – используются на начальном этапе, когда необходимо «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать на занятии иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, раскрыть богатство животного и растительного мира за счет ярких иллюстраций, завораживающей музыки. Презентации – тренинги. Эти презентации для дошкольников направлены на развитие у детей познавательной, часто математической активности, умение классифицировать геометрические фигуры, предметы окружающего мира. Они развивают воображение детей, зрительную память, логическое мышление, воспитывают интерес к математике и другим объектам, вызывают положительные эмоции. В них дети закрепляют полученные знания. Обобщающие презентации позволяют интенсивно развивать интеллект детей – умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. В них содержится материал, в котором подводится итог определённой темы. На занятиях нами используются разнообразные методы и приемы с использованием ИКТ. Игровая мотивация с использованием сказочных персонажей, например, на занятиях по ФЭМП используем презентации, созданные по сказкам. Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.
Если в работе с дошкольниками использовать элементы устного народного творчества, то это будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей. На занятиях по природе в этих презентациях дети знакомятся с окружающим миром, природными зонами; в презентации используются видео – фрагменты, которые нельзя объяснить словами или продемонстрировать другими средствами, например, рост одуванчика или как изготавливается птица счастья. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Так, использование мультимедийных презентаций, в рамках непосредственной образовательной деятельности, и в игровых ситуациях: по математике, ознакомлении с окружающим миром – обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов. Формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире; качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств; развиваются зрительное внимание и зрительная память. Кроме того, в процессе замысла, создания новых игр с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия. Таким образом, информатизация образования открывает воспитателям новые пути и средства педагогической работы. Чтобы владеть основами работы на компьютере; иметь навыки работы с мультимедийными программами; владеть основами работы в Интернет – мы организовали для своих воспитателей курсы по теме «Информационная компетентность педагога в ДОУ». Создавая презентации, наши педагоги не пользуются копированием других, чужих презентаций, а создают свои.
Следует помнить, что при использовании компьютера детьми дошкольного возраста встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Обучение с использованием компьютеров должно соответствовать возрастным возможностям детей. Так, для детей 5-6 лет время работы за компьютером составляет 10-15 минут не более 2 раз в неделю. Во время работы с компьютером должна проводиться профилактическая гимнастика для глаз.