Просмотр содержимого документа
«Опыт работы «Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста, через музыкально-дидактические игры»»
Чеботкова Марина Леонидовна,
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад № 19 « Родничок»
г. Кудымкар Пермский край
«Роль музыкально - дидактических игр, музыкальных инструментов в этнокультурном развитии детей дошкольного возраста»
Одной из важных задач всестороннего развития ребёнка является воспитание музыкальной национальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится коми – пермяцкой музыке в детских садах, – она звучит и на непосредственно - образовательной деятельности, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений. Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, через коми - пермяцкую народную и композиторскую музыку, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности. Именно с этой целью применяют музыкально - дидактические игры и красочно оформленные пособия, благодаря которым у детей возникает интерес к музыке, быстрее развиваются музыкально – сенсорные способности. Основное их значение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Музыкальные задания, выполняемые с помощью красочных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, стимулируют его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Музыкально - дидактические игры делятся на три группы.
К первой группе относятся игры, которые дают детям представление о характере музыки ( веселая, грустная), музыкальных жанрах ( песня, танец, марш).
Во вторую группу включены игры, цель которых - дать представление о содержании музыки, о музыкальных образах.
Третью группу составляют игры, которые формируют у детей представления о средствах музыкальной выразительности.
Чем отличаются музыкально - дидактические пособия от музыкально - дидактических игр:
Музыкально - дидактическая игра имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать. Особенностью игр является то, что они могут использоваться детьми самостоятельно вне музыкальных занятиях.
Музыкально - дидактическое пособие в качестве учебного применяется в основном на музыкальном занятии. Они включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями).
В настоящее время очень мало дидактических игр и пособий для этнокультурного развития детей, поэтому мною были разработаны и внедрены в работу с детьми такие музыкально - дидактические игры как :
Электронные игры. Например, музыкально -дидактическая игра «Четвёртый лишний». Цель этой игры умение классифицировать коми-пермяцкие музыкальные инструменты по группам. Эта игра рассчитана для детей 5-7 лет.
Сюжетные игры. К таким музыкально - дидактическим играм относятся «Музыкальный кубик» для детей 4-5 лет. Цель: Развивать интерес у детей к игре на музыкальных инструментах, воспитывать коммуникативные навыки к игре, доброжелательное отношение к друг другу.
«Ритмический кубик» рассчитана для детей 4-6 лет. Цель: развивать слуховое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о равномерной пульсации звуков.
Игры с раздаточным материалом. Например: музыкально - дидактическая игра «На чём играет домовой?» рассчитана для детей дошкольного возраста. Её можно использовать с детьми и младшего, и среднего, и старшего дошкольного возраста, упрощая или усложняя задачи, уменьшая или увеличивая количество музыкальных инструментов, в соответствии с возрастом детей.
Музыкальные пазлы. Например, музыкально - дидактическая игра «Собери и назови» для детей 4-7 лет. Цель: закреплять представления детей о музыкальных инструментах.
Таким образом, роль музыкально - дидактических игр, музыкальных инструментов состоит в том, что они воздействуют на ребенка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, а так же благоприятно способствуют этнокультурному развитию детей дошкольного возраста.