Просмотр содержимого документа
«Опыт работы: « Изобразительное искусство, как средство нравственно – эстетического воспитания дошкольников».»
Опыт работы: « Изобразительное искусство, как средство нравственно – эстетического воспитания дошкольников».
Пинчук Ольга Владимировна
ДНР МДОУ «Ясли – сад № 273 города Донецка»
Воспитатель первой категории
Основание актуальности и перспективности опыта.
Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
1. Развитие изобразительной деятельности
Одно из важнейших условий развития ребёнка – это появления и совершенствование его деятельности. Процесс развития деятельности означает постепенное становление всех её структурных компонентов: мотивов, комплекса действий.
Изобразительная деятельность зарождается в раннем и продолжает развиваться в дошкольном возрасте. Если вовремя создать условия для её появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребёнка. С развитием деятельности растёт, развивается сам ребёнок.
Что важно видеть, понимать в детской изобразительной деятельности?
1.Какие мотивы её побуждают? Закономерности их становления и развития, постепенное становление целенаправленной деятельности.
2.Какие действия составляют эту деятельность, как они появляются, соотносятся между собой?
3. Каков возможный результат этой деятельности в дошкольном возрасте, его смысл и значение для развития ребёнка?
Иными словами, важно рассмотреть, как постепенно изменяется эта деятельность в сочетании всех её структурных компонентов. Каковы движущие силы её развития? Какие объективные возможности развития ребенка складываются в её условиях? Как взрослые, педагоги, родители могут использовать эти возможности и влиять на развитие ребёнка?
Анализ детской изобразительной деятельности по всем этим параметрам следует проводить с учётом специфики того или иного возрастного периода. В частности, с учётом ведущего типа отношения ребёнка к миру.
Развитие детской изобразительной деятельности, на мой взгляд, теснейшим образом связано с развитием общей мотивационно – потребностной сферы личности ребёнка. Общая потребность – жить одной жизнью с взрослыми людьми, участвовать в их деятельности и отношениях – рождает разные предметы этой потребности в каждом возрастном периоде. Так, известно, что в раннем возрасте доминирует ориентация ребёнка на предметный мир и способы употребления предметов. То есть отношения «ребёнок – общественный предмет» является главным, основным. Это отношение реализуется в предметной деятельности, которая становится ведущей в данный период. Зарождающаяся изобразительная деятельность в этот период так же несёт на себе отпечаток этой потребности. Полагаю, что она возникает не как художественная, а как разновидность предметной деятельности и развивается определённое время по её законам. Важно видеть, как постепенно она вычисляется из предметной деятельности, и становится целенаправленной изобразительной деятельностью, сохраняя при этом на всех последующих этапах её развития многие черты предметной деятельности.
В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) ребёнок также испытывает потребность жить одной жизнью с взрослыми, активно войти в жизненное пространство человеческого сообщества и действовать в нем. Однако предмет этой потребности меняется. Ребёнок стремится освоить деятельность взрослого, понятье смысл, особенности взаимодействия и отношений между людьми. И потому он в большей степени ориентирован не только на предметный мир, сколько на человека и его действия с этими предметами, взаимодействие и отношение людей в деятельностном общении. Ведущим становится отношение «ребёнок – взрослый человек».
Наиболее доступной деятельностью, в которой ребёнок реализует эту потребность и практическим путём постигает, осмысливает описанные выше явления, становится игра. Она приобретает ведущее значение для развития ребёнка. Игра в большей степени отвечает этой доминирующей потребности ребёнка и возможностям её удовлетворения. Изобразительная деятельность, в этот период, развиваясь по своим законам, в то же время несет на себе влияние сменившихся приоритетов в предметах потребности. Это влияние сказывается на ведущих мотивах, содержаний и форме детской изобразительной деятельности.
Творческий характер деятельности стимулирует развитие одного из важнейших психических новообразований этого периода – воображения, творчества, что также свидетельствует о развитии личности ребёнка.
2. Сюжетно – тематическое рисование.
Содержанием сюжетно – тематического рисования является какой – либо сюжет или пейзаж. Ребёнок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях.
Почему детский рисунок по замыслу очень рано становиться сюжетным? Предметный рукотворный мир, мир природы ( животные, растения ) не существуют изолированно, они связаны с человеком, человек взаимосвязан с другими людьми. Как только ребёнок начинает устанавливать эти связи, это находит отражение в моделирующих типах деятельности в первую очередь игре, изодеятельности. Поэтому содержание детского рисунка ( лепки ) почти всегда сюжетно. Однако изображение не сразу становиться сюжетным.
Почему сюжетный замысел не воплощается адекватно, изобразительно? Сначала у ребёнка не возникает такая необходимость, а когда появляется желание. Он сталкивается со сложностями изображения, так и не знает изобразительных приёмов и способов передачи этих связей.
При построении сюжетного образа всегда выделяется композиционный центр, то главное, что определяет содержание образа. Дошкольнику доступны некоторые приёмы изображения главного: тех предметов и персонажей, которые выражают содержание данной темы и выделяются в общей композиции или величиной, или цветом, формой, или расположением на листе ( в центре ). Без передачи главного трудно понять содержание рисунка. Однако этому умению ребёнка надо научить. Иначе он может нарисовать дремучий лес и уверять, что рисует сказку « Три медведя». Хотя таким образом может быть изображена любая сказка ( узнать без пояснения невозможно).
При овладении композицией сюжетного рисунка важно расположить отдельные изображения относительно друг другу, передавая отношения по величине, а действие через изображение движения, динамику отдельных поз, деталей.
При изображении пейзажа все эти приёмы важны, но при этом особенно важен колорит.
Сюжетный рисунок как способ активного, действенного творческого и неравнодушного осознания ребёнком окружающего мира и своего отношения к нему оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника. На всех этапах сюжетного рисования эмоциональная, нравственно – волевая сфера личности активно проявляются, а значит, и развиваются в едином творческом процессе. Этот творческий процесс не ограничивается рамками занятия.
В основе всех методов – специально организованные наблюдения, сопровождаемые и закрепляемые беседой. Наблюдения дают основу всех впечатлений о явлениях и событиях, интересующих детей. Цель и содержание таких наблюдений могут быть ориентированными на общее эмоциональное, нравственно – волевое развитие дошкольников. Проводятся такие наблюдения в системе общевоспитательной работы. Как правило, «живые» впечатления ( труд взрослых, родной город или посёлок, весенняя природа и т.п.) дополняются чтением художественной литературы, просмотр слайдов, видеофильмов, диафильмов, встречами – беседами с людьми тех или иных профессий, слушанием музыки, беседами и т. п. Складывающийся при этом интеллектуально – эмоциональный опыт детей служит основой для игры и других видов деятельности, в том числе изобразительной.
Как и любая другая, изобразительная деятельность должна органично вписываться в систему общевоспитательной работы, направленной на развитие личности дошкольника, его общее психическое развитие. В зависимости от доминирующего типа ориентации дошкольника (на предметный мир, на человека и его дело, людей и их взаимодействие, события) возникают и сменяются ведущие типы деятельности. Определяется их содержание. Например, содержанием детской игры и рисунка ребёнка являются люди и их профессиональная деятельность. Однако кроме мотива и постановки соответствующей цели – темы для рисования необходимо четко представлять изобразительные стороны этого явления: что нарисовать, какие предметы, как их расположить. Какой цвет использовать и т. п. Для возникновения такого замысла рекомендую проводить перед сюжетным, тематическим, рисованием большую подготовительную работу, расширяющую и уточняющую представления детей: чтение, беседы, рассматривание картин, иллюстраций, предметных картинок и т.п. Это создаёт благоприятные условия для закрепления вновь образованных связей.
Приобретение конкретных знаний, формирование представлений об изображаемых явлениях в процессе предварительной работы непременно должны быть связаны с чувствами. Пробуждение детей к не равнодушному восприятию, познанию – залог инициативного, творческого создания и воплощение замысла.
Только развитие в единстве ( представлений ), соответствующих чувств и выражение их в активном художественном действии оказывает влияние на формирование личности, её инициативы в стремлениях к познанию и действенному выражению отношения к познанному.
Таким образом, после определения темы изображения, мною, (желательно вместе с детьми) идет этап специальной подготовки к занятию. По видам и формам работы с детьми, она может быть та же, что была в системе общевоспитательной работы, но, по сути, она более узкая и целенаправленная. Ведущее место занимает наблюдение.
В зависимости от конкретных задач занятия, опыта детей, определяются содержание и методика наблюдения. В сюжетном рисовании нужно передать внешний вид отдельных предметов (форму, строение, пропорциональные отношения, цвет), взаимодействие их по сюжету, расположение этих предметов в пространстве.
Следовательно, это и будет содержанием наблюдения. Если стоит задача передачи пространственных отношений – расположение на плоскости отдельных изображений – акцент в наблюдении делается на этот момент. Если центральная задача – передача движения, при наблюдении особое внимание обращается на позы (изменение положения рук, ног по отношению к туловищу и т. п.) наблюдаем за движением идущего, бегущего, и человек, который стоит. По мере освоения детьми разнообразных способов изображения их внимание фиксируется на всех изобразительных признаках: пространственном расположении разнообразных предметов, колорите, движении и т. д.
Наряду с наблюдениями, общими для всех, следует широко практиковать наблюдение с небольшими подгруппами детей и индивидуальные для того, чтобы разнообразить детские впечатления, уточнить и обогатить по возможности индивидуальные замыслы. В зависимости от характера объектов необходимо фиксировать внимание в большей степени или на их эстетическую сторону (красота природы) или вызывать соответствующие чувства: нравственность, сострадание, сопереживание. Например: забота о птицах, животных т.д.
Рассматривание пейзажа дает, дошкольникам, возможность убедиться в том, что небо, которое они чаще видят над головой и поэтому представляют его в виде плоскости, параллельной земле, и изображают в виде плоскости сверху листа, является задним фоном для всех предметов, возвышающихся над землёй. Если в пейзаже видна линия горизонта, то дети легко воспринимают её и сознательно переносят в свой рисунок, доводя плоскость неба до линии земли.
Во время наблюдения полезны игры – сравнения «На что похоже?» (облака); придумывание загадок. Эти игры также обостряют восприятие детьми окружающего, формы, цвета, величины.
После наблюдения, а затем параллельно с ним полезно рассматривать подлинники и репродукции известных картин, в которых отражены подобные явления (Левитан «Золотая осень», Герасимов «Пчёлы звенят», Саврасов «Грачи прилетели») и т.д. Эстетическое и осмысленное восприятие картин обусловлено «живыми» наблюдениями, в то же время в процессе их восприятия лучше осознаются изобразительно – выразительные средства.
Предварительное чтение и беседы с отдельными детьми или с подгруппами очень важны, так же как и просмотры иллюстраций разных художников с анализом главных персонажей, пространственного расположения предметов и персонажей, изображения действий, передающих чувства и переживания героев.
Сюжетно–тематическое рисование представляет собой большие возможности для детского творчества. Чем более творческий характер оно носит (в соответствии с задачами),тем больший акцент делается на предварительную работу.
3. Как понимать детский рисунок.
Что такое: детская изобразительная деятельность? Как, почему она возникает, развивается? В чем её смысл?
Изобразительная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация) относится к сфере изобразительного искусства. Искусство – художественное (образное) отражение человеком окружающего мира: предметов, явлений природы, общества, себя.
Образ в изобразительном искусстве – наглядный. Окружающий мир воспроизводится в наглядной чувственно – воспринимаемой форме с помощью специальных изобразительных материалов, способов, средств (в рисунке, живописи – композиция, цвет, колорит, линия и др.)
Главным предметом искусства являются – человек, общественная жизнь.
Искусство всегда обращено к человеку, к его чувствам и мыслям. Поэтому главный смысл изобразительной деятельности мы видим в развитии личности человека, в формировании его идеалов, устремлений, в развитии его духовного мира. Огромное влияние оказывает искусство на детей.
Маленькие дети очень любят рисовать, можно сказать, что в детском возрасте рисуют все. Так что же представляет собой детский рисунок? Можно ли считать его произведением искусства?
Так чем же привлекает нас детский рисунок, что мы ценим в нём?
Во–первых, искренность, эмоциональность, непосредственность выражение ребёнка своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким образцам искусства). Что обычно поражает в детском рисунке? Конечно, не форма и способы, а умение, используя минимум средств, передать своё состояние. Помните у К. И. Чуковского «Бяка – закаляка кусачая, я тебя боюсь!» Благодаря этому мы знаем, это волнует ребёнка, отчего ему хорошо, почему плохо.
Другое достоинство рисунка – его содержательность. Даже рисунок самого маленького, ребёнка несет в себе, какое – то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что – то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором живёт малыш. Рисуя, ребёнок часто рассказывает о своём замысле: « Это рыба… а это акула – каракула подскочила». Обращается к маме: «Слышишь, как рычит – сейчас съест. А это коровка…А это коровина нога». На бумаге каракули, но они полны содержания. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков.
Еще одно ценное качество детского рисунка – смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать всё. Море? Космос? Нет ничего проще! Сказочную птицу? Ну, это совсем пустяк! А хотите увидеть, как растут деревья? Нет, не просто деревья, А именно, как растут. Это очень просто. Надо только поставить точку, а от неё быстро провести вверх короткую линию и сказать слово «вжик». Так можно сразу вырастить много деревьев. Как видим, для маленького ребёнка нет ничего невозможного. А ведь риск, способность к рисунку, смелость – непременное условие и характеристика творческой личности.
Гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка – показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. Ребёнок как бы изначально несет в себе многие лучшие черты человечества, те общечеловеческие ценности, которые зафиксированы во всех мировых религиях, мифах, легендах, сказках. В детских рисунках почти всегда добро побеждает зло.
Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятие, ожидание добра от него и только добра. Это удивляет и радует нас, взрослых, и в то же время немного печалит от осознания, как трудно, почти невозможно сберечь такое восприятие мира.
Детские рисунки убеждают нас в том, что ребёнок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными.
Детские рисунки убеждают нас в том, что ребёнок способен выразить в них своё мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными. Выразительность – главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приёмов передавать человеческие эмоции. Степень художественной выразительности произведения может быть различной. Чем талантливее художник, тем больше созданное им произведение воздействует на наши чувства.
Итак, выразительность – качество детской художественной работы, которое можно рассматривать как самостоятельное.
Одним из самых доступных для ребёнка средств выразительности является цвет. Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов, в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов.
Дошкольник может рисовать всеми красками, подражая при этом соседу по столу или рисуя «наизусть» не раз найдённый образ.
Другое средство выразительности, используемое дошкольником – линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребёнку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочно небрежной линией.
Малыш четырёх лет нарисовал гостей, которые пришли к нему на день рождения. Это были взрослые люди, папины и мамины друзья. Ребёнок нарисовал много фигур с длинными ногами. Малышу запомнился «лес» ног, среди которых он блуждал. Нелегко маленькому человечку поднимать голову вверх, чтобы видеть лица.
Рисуя, малыш использует и такое средство, как агглютинация, - склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких – то частей, качеств, свойств разных предметов ( курица с человеческим лицом и головой, солнышко с глазами и ртом).
Иногда без учёта личностных качеств дошкольника мы оцениваем рисунок ребёнка как неграмотный и невыразительный. Но если рассматривать его как произведение конкретного ребенка, можно сделать другой вывод. Приведу лишь один пример: ребёнок среднего дошкольного возраста, не любивший и не умеющий рисовать, на занятиях обычно закрывал рукой от всех свои каракули ,не давая никому взглянуть на них. «Каляки – маляки» - это первая реакция на его рисунок. Но однажды ребята получили задание: «пустить» в озеро красивых рыбок с плавничками с хвостиком. А в озере жила злая щука, старая и беззубая, скучно ей было одной. Красивыми рыбками она любовалась, а за некрасивыми – охотилась. Дети увлеченно рисовали. В конце занятия этот ребёнок принес свой рисунок на общий стенд. На рисунке была красная «ромашка»: с овальной серединой и «лепестками» вокруг. Ребёнок радостно раскрыл ладошки и растопырив, все пальчики, заявил: «А я вот сколько плавничков ей нарисовал. Она, знает, как быстро уплывёт от щуки?». Это было подлинное творчество, подчиненное принятой ребёнком мотивации и задаче. Что особенно ценно, это был первый творческий порыв малыша.
Поэтому педагогу нужно помнить, что оценивать выразительность образов, создаваемых дошкольником, нельзя только на основе анализа самого рисунка. Для верного понимания ребёнка, его возможностей в изобразительной деятельности необходимо наблюдать и анализировать процесс создания образа, учитывать особенности личности маленького художника.
Дети не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего мира, а живут в этом мире красоты. Признавая необходимость обучения. Сухомлинский призывал давать простор для детской фантазии. Известный художник Б. М. Неменский, говоря об искренности, непосредственности детских рисунков, советует не умиляться этому, а беречь их от штампов, потому что это может стать и штампом мышления. Рисовать нужно, писал он, чтобы ребёнок сам подолгу смотрел и видел мир своими глазами, а не через очки, взятые на прокат у взрослого видения.