Опыт работы на тему "Формирование навыков безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста на дороге". Предназначен для воспитателей детских садов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по правилам дорожного движения»
ОПЫТ РАБОТЫ
«Формирование навыков безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста на дороге»
Подготовила: воспитатель
1 квалификационной категории
Петрова Наталья Ивановна
Содержание
Введение
5
I.
Теоретическое обоснование темы.
9
1.1
Формирование навыков безопасного поведения детей на дороге.
9
1.2
Организация непосредственно образовательной деятельности по обучению дошкольников безопасному поведению на дороге.
16
1.3
Игровые технологии как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах.
22
1.4
Взаимодействие с родителями по формированию навыков безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста на дороге.
26
II.
Практическая часть.
29
2.1
Результаты взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на дороге.
29
2.2
Результаты взаимодействия с родителями по формированию навыков безопасного поведения детей на дороге.
34
Заключение
36
Литература
38
Приложение:
1. Перспективный план работы с детьми по правилам дорожного движения во второй младшей группе.
2. Перспективный план работы с детьми по правилам дорожного движения в средней группе.
3. Диагностические карты знаний детей по правилам дорожного движения младшего дошкольного возраста.
4. Результаты диагностики детей младшего дошкольного возраста за 2016 – 2018 г.
5.Конспект непосредственно образовательной деятельности (образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» во второй младшей группе) «Светофорик».
6. Конспект непосредственно образовательной деятельности (образовательная область «Художественно – эстетическое развитие») для детей 2 младшей группы «Пешеходный переход!»
7. Конспект непосредственно образовательной деятельности (образовательная область «Художественно – эстетическое развитие») для детей 2 младшей группы «Светофор».
8. Родительское собрание на тему «Безопасность на дороге».
9. Родительское собрание «Ребенок и правила дорожного движения» в средней группе.
10. Целевые прогулки по правилам дорожного движения.
11. Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения.
12. Картотека подвижных игр по правилам дорожного движения.
13. Перспективные планы взаимодействия с родителями за 2016 – 2018 г.
14. Проект «Красный, желтый, зелёный» для детей второй младшей группы.
15. Консультации для родителей.
40
Введение
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность.
Условия возникновения, становления опыта работы
« Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает» - сказал когда-то Леонардо да Винчи. Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей.Ежегодно на дорогах нашей страны погибают тысячи людей и большинство из них дети.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.
Ответственность за соблюдение правил дорожного движения необходимо воспитывать в детях, ведь известно, что в большинстве своем юные пешеходы попадают в беду на дороге не из-за незнания Правил дорожного движения, а по своей детской наивности, неопытности, особенностей организма, из-за необдуманного риска. Самое главное – научить правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих машин и людей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь.
Актуальность
Поэтому одной из актуальных тем сегодняшнего времени является воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими Правил Дорожного Движения. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Приводят к этому элементарное незнание основ ПДД и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими.
Избежать опасности можно лишь обучая детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения с самого раннего возраста. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Чтобы научить детей азбуке безопасности и Правилам дорожного движения, в первую очередь мы педагоги должны сами быть хорошо осведомлены в этом вопросе и заинтересованы в решении такой проблемы. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, осторожность, собранность, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, мной была выбрана данная тема.
Вопросы привития навыков основ безопасности отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Т. И. Даниловой, Г.К.Зайцева, В. Н. Зимониной, О.Л.Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, Р. Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.
Изучив актуальность темы, я провела диагностику знаний детей по правилам дорожного движения и выявила, что знания находятся на низком уровне. Дети не знают правила, не применяют их на практике. Это послужило толчком для выбора мной данной темы.
Цель моей работы с детьми – формирование навыков безопасного поведения на дороге.
Для ее реализации мной поставлены следующие задачи:
знакомить детей с ближайшим окружением: дом, улица, магазин, поликлиника, детский сад;
расширять представления детей о правилах дорожного движения: рассказать, что автомобили ездят по дороге (проезжей части), а пешеходы ходят по тротуару; светофор регулирует движение транспорта и пешеходов;
формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину;
знакомить детей со специальными видами транспорта: «Скорая помощь», пожарная машина, полиция;
расширять словарный запас детей по дорожной лексике;
воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе;
активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Ожидаемые результаты:
- создать необходимые условия для организации деятельности по обучению детей правилам дорожного движения;
- координировать деятельность по обучению ПДД детей между родителями и педагогами ДОУ;
- вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге;
- сформированы навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
– разработан и апробирован перспективный план работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД;
– разработаны критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.
Ознакомление с темой «Формирование навыков безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста на дороге» рассчитано на 2 года (начиная со второй младшей группы) и проходит системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала.
Представленный опыт работы может быть использован в работе воспитателей детских садов.
Глава I. Теоретическое обоснование темы
1.1 Формирование навыков безопасного поведения детей на дороге
Накопление опыта безопасного поведения на дороге – это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека. Эту проблему по праву относят к глобальным.
Все программы дошкольных учреждений включают в себя определенное содержание работы по изучению правил дорожной безопасности, но в очень сжатом виде. Проведенный анализ программы «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: показывает, что содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» направлено на достижение целей по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение следующих задач:
• формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;
• приобщение к правилам безопасного для человека поведения;
• передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
• формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.
Авторы программы в работе предлагают использовать различные методы, включая:
игровые ситуации, способствующие формированию безопасного и внимательного поведения на улице;
использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;
применение видеоматериалов;
экскурсии, беседы, различные игры;
рассматривание иллюстраций.
В основу моего опыта работы легли следующие принципы и методы обучения.
1) Принцип доступности. Опыт работы учитывает возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста. Мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребёнка, степени сложности тематического материала.
2) Принцип индивидуализации определяется учётом индивидуальных особенностей ребёнка. В опыте предусмотрено немало дидактических пособий для индивидуального обучения.
3) Принцип повторяемости материала. Только при многократных повторениях в памяти ребёнка будут откладываться необходимые жизнесберегающие правила и навыки. А их вариативность будет вызывать у детей интерес и положительные эмоции.
4) Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.
5) Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
6) Принцип наглядности. При разучивании учебного материала постоянно используются тематические плакаты, картинки, опыты, эксперименты, экскурсии. Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. Стихи, элементы русского фольклора помогают детям лучше запомнить увиденное.
7) Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
8) Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
9) Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Все вышеизложенные принципы удачно реализуются только во взаимодействии друг с другом.
В процессе реализации поставленных задач я выделила наиболее эффективные методы и формы организации учебно-воспитательного процесса с детьми. Обучая детей правилам поведения на дороге, я использую как традиционные методы, так и инновационные.
Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются: словесный метод, метод показа и игровой метод. Всем известно, что игра является естественным спутником жизни ребёнка. Поэтому игровой метод был и остаётся традиционным средством педагогики. Ведь игра – это источник радостных эмоций и хорошего настроения.
1. Словесный:
- устное изложение (знакомство с новыми знаниями по теме, фактами, событиями);
- беседа (были проведены следующие беседы: «Машины на нашей улице», «А если светофоры исчезнут?», «Для чего нужна дорога?», «Кто такие пешеходы и пассажиры?»);
- чтение художественных произведений (познакомились с такими произведениями, как: С. Михалков «Светофор», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «С.Михалков «Моя улица»; В.Берестов «Про машину»; Э. Мошковская «Я тоже буду шофером»; С. Михалков «Если свет зажегся красный…»);
- использование фольклорных материалов.
2.Метод показа:
- презентация собственных материалов и интернет ресурсов;
- работа с иллюстрациями по теме;
- наблюдение (наблюдения за транспортом, за поведением людей на дорогах);
- сбор фотоматериалов, просмотр мультипликационных фильмов («Правила дорожного движения», «Смешарики. Азбука безопасности», «Уроки Совы. Азбука безопасности на дороге»).
3.Игровой:
- выполнение различных творческих работ по данной тематике;
- применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх («Водитель и пешеход», «Путешествие по городу», «Автобус», «Пешеход на улице»);
- дидактические игры;
- подвижные игры;
- настольно-печатные игры.
Стараюсь строить свои занятия с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Согласно вступивших в силу ФГОС, дошкольное образование требует от нас, педагогов, реализации новых инновационных технологий, постоянного творческого поиска. Поэтому в своей работе я использую следующие технологии:
- здоровьесберегающие (подвижные и спортивные игры, физминутки, игры-соревнования, эстафеты и др.);
- личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
- информационно-коммуникационные технологии (компьютерные и мультимедийные средства обучения,стимулируют познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами);
- участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и педагогов;
- проектная деятельность.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители, воспитатель – родители. В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.
Мной был реализован проект для детей второй младшей группе: «Красный, желтый, зелёный».
Для поддержания интереса к творчеству, работу осуществляю во всех формах своей деятельности с детьми:
- Целевые прогулки к проезжей части;
- Различные виды ИЗО деятельности (рисование «Светофор, лепка «Машинка», аппликация «Светофор» и др.);
- Различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
- Досуги, праздники, развлечения;
- Рассказы воспитателя.
Работа по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведениянаправлена на ознакомление с правилами поведения на улицах и дорогах посёлка, города. Правила дорожного движения – это строгий закон улиц и дорог, его нельзя нарушать. Если не соблюдать его, можно поплатиться своим здоровьем или жизнью.
Понимая огромное значение основ безопасного поведения в жизни ребёнка, я стала собирать, а затем и самостоятельно создавать методический материал для детей дошкольного возраста. Я старалась подбирать его на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Собранный мною материал можно использовать при индивидуальной и подгрупповой форме обучения.
Дети с удовольствие играют в подвижные, сюжетно – ролевые, дидактические и настольные игры, а также в игры со строительным материалом.
Для реализации поставленной цели и задач я обратила особое внимание на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:
Насыщенность среды - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий.
Трансформируемость - игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, автосалон и др.
Полифункциональность - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны, речевое развитие.
Вариативность - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.
Доступность.
Безопасность.
Оборудование и материалы, которые присутствуют в нашем уголке:
- плакат «Правила дорожного движения»;
- набор плакатов «Улица города»;
- строительный конструктор с блоками среднего и маленького размера,
- транспорт: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина и т.д.), сельскохозяйственная техника (тракторы).
- набор игрушечных машин и картинок, помогающих классифицировать виды транспорта;
- макет светофора для водителей (плоскостной и мягко-набивной);
- макет светофора для пешеходов;
- настольное панно с изображением дорог, пешеходных переходов, светофоров, перекрестков, автостоянок, домов и дворов;
- газеты, художественная литература, папки «Изучаем ПДД в стихах», «Загадки», «Произведения по ПДД»,
- Дидактические игры «Построй светофор», «Найди свой цвет», «Собери светофор», «Четвертый лишний»;
Обучение правилам дорожного движения проводятся не только на специально организованных занятиях, но и в разных видах деятельности по образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие - беседы о безопасном поведении на проезжей части улицы, игровые ситуации, рассматривание макета дороги, тематические выставки рисунков, дидактические и сюжетно – ролевые игры.
Художественно - эстетическое развитие - сюжетное рисование по впечатлениям проведенных занятий, закрепление пройденного материала.
Речевое развитие - использование стихов, рассказов, загадок, чтение художественной литературы.
Физическое развитие - использование подвижных игр, физкультминуток.
Познавательное развитие - экскурсии, ориентировка на местности, история транспорта.
Прививать навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению и правилам дорожного движения ребенка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно.
1.2 Организация непосредственно образовательной деятельности по обучению дошкольников безопасному поведению на улице
Дети - самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды - обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте. При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице. Современный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:
1. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
2. Обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
3. Формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.
Вопросы по тематике дорожной безопасности рекомендуется изучать как отдельные направления в общей программе воспитания, например, при ознакомлении дошкольников с окружающим миром можно изучать дорожную среду. Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает и изучений правил безопасных действий дошкольников на улицах, дорогах, транспорте. Развитие речи включает в себя вопросы по изучения слов, выражений, по тематике дорожной безопасности и т.д.
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Воспитательный процесс с детьми я осуществляю:
1. Через непосредственное восприятие дорожной среды во время прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т.д.;
2. В процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.
Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, конструировании, выполнении аппликаций, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.
При проведении дидактических занятий с дошкольниками я стараюсь развивать их познавательные способности, необходимые для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде:
- умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;
- умение различать величину транспорта;
- знание сигналов светофора;
- понимание особенностей движения транспорта, того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);
- понимание потенциальной опасности транспорта, того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей.
При организации учебно – воспитательного процесса я учитываю не только возрастные и индивидуальные особенности детей, но и опираюсь на их интересы.
В процессе организациисовместной деятельности с детьми провожу:
- тематические занятия («Мы пешеходы», «Светофорик», «Знакомство с улицей», «Красный, желтый, зеленый»);
- развивающие игры по ознакомлению детей с ПДД (игра: «Пешеходы и водители», «Соблюдай правила дорожного движения», «Правила поведения»);
- дидактические игры («Без чего машина не бывает», «Транспорт», «Светофор», «Зажги огонек», «Объяснялки».)
- подвижные игры («Кто шофёр?», «Светофор», «Цветные автомобили», «Зебра», «Красный, желтый, зеленый», Воробушки и автомобиль»);
- сюжетно - ролевые игры («Такси», «Мы-шоферы», «Поездка в город»);
- беседы («Дорога не место для игр», «Знакомство с улицей», «Безопасность на участке»,«Улица полна неожиданностей», «Когда мы пассажиры»);
- чтение художественной литературы по дорожной тематике (Г. Георгиев «Светофор», Е. Павлова «Скорая помощь», Н. Дедяева «Быстрые машины»).
При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.
Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения.
Дети 3-5 лет (младшая и средняя группа) – это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. В связи с этим активно применяется метод наглядного и словесного обучения. Любая организованная деятельность с детьми обязательно сопровождается демонстрацией иллюстраций, красочно оформленных картинок, примерами из личного опыта, чтением детской художественной литературы. В этом возрасте предпочтение отдаётся русскому фольклору, который помогает прививать детям навыки безопасного поведения: русские народные сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заячья избушка» и др. На примере героев этих сказок я знакомлю детей с правилами безопасности.
С детьми второй младшей группы мы учимся различать легковые и грузовые машины, знакомимся с автобусом и его назначением. Дошкольники рассматривают иллюстрации с изображением легковых, грузовых машин, называя основные части (кабина, окна, двери, кузов, руль, мотор, колеса). Также наблюдаем за транспортом, дорогой во время прогулок. Дети закрепляют цвета, получают знания о сигналах светофора (НОД «Три сигнала», д /и «Собери светофор», «Зажги огонек» и др.). Узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром, закрепляем умение ориентироваться в различной обстановке (НОД «Что такое транспорт», «Труд водителя», сюжетно – дидактическая игра «Шофер» и др.). Для развития правильной ориентации детей в пространстве я обучаю их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам.
В результате таких занятий дошкольники получают знания о том, что такое светофор, транспорт, дорога. Они привыкают, находясь на улице, держать взрослого за руку.
В средней группе обучала детей ориентировке на местности, а именно на территории детского сада. Объясняла, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя. Расширяла знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях (НОД «Транспорт», «Какие бывают машины», д/и «Собери машину по образцу», «Разрезные картинки»).
На занятиях в группе давала задание составить рассказ о дорожной ситуации. К примеру, ребята рассказывали, как ехали в машине (автобусе, трамвае и т.д.). Или как они шли пешком в детский сад. В ходе этого у дошкольников закрепляется понимание того, какие места на улице являются опасными, а также закрепляются навыки владения дорожной лексикой.
Провела знакомство с пешеходным переходом, с его назначением («Пешеходный переход (экскурсия)», д/и «Собери знак»). Дети научились находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. Объясняла детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему. Также знакомлю детей с правилами поведения на улицах, рассказываю о правилах дорожного движения, объясняю, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города, знакомила детей со специальным транспортом (беседы: «Когда мы пассажиры», «Знакомство с улицей», ситуативный разговор «Что я видел на улице» и др.).
Для иллюстрации используются рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной литературы или обучающие мультипликационные фильмы.
Рассказываю детям, как следует переходить дорогу, знакомлю их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор).
Немало внимания уделяется обучению детей правилам поведения на улицах посёлка, правилам дорожного движения (НОД «Знакомство с улицей»,дидактическая игра «Светофор», «На дороге», «Продолжи предложение» «Доскажи словечко»и др.), и знакомству с видами транспорта («Сложи картинку», «Покажи что назову» и др.).
При ознакомлении с дорожными знаками работу начинаю со знаков для пешеходов: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети!».
Во время сюжетно-ролевой игры «Автобус» знакомлю детей с правилами поведения в общественном транспорте.
Таким образом, к пяти годам у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, формируются навыки наблюдения за происходящим в дорожной среде.
Систематически, раз в месяц, я провожу непосредственно образовательную деятельность по ПДД с детьми младшей группы - 15 минут, средней - 20 минут. Также ведется дополнительная работа с детьми во второй половине дня.
Программное содержание беру из перспективного плана, составленного мной на целый год (https://nati1102.jimdo.com).
Таким образом, работа воспитания и проведения дидактических занятий по ПДД имеет целью не столько обучение дошкольников правилам дорожного движения, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
1.3 Игровые технологии как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах
Актуальность проблемы обучения детей правилам дорожного движения связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.
Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является игра. Игровые технологии являются современными педагогическими технологиями, которые я активно использую при формировании у детей навыков безопасного поведения на дороге. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам дорожного поведения эффективно осуществляются в игровой форме.
Цель игровой технологии по ПДД является применение теоретических знаний в практических действиях детей на дороге.
Поэтому, важнейшей задачей моей работы является: создание единых подходов к разработке и организации игровой деятельности детей дошкольного возраста; создание условий, необходимых для более широкого внедрения игр в учебно-воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах.
Для правильного проведения игры, а также для эффективного достижения её цели, помимо четкой организации стараюсь соблюдать следующие условия:
1. Эмоционально - психологический настрой, стимулирующий позитивное отношение и инициативу играющих.
2. Положительная установка на игру, исключающая скованность и зажатость.
3. Формирование у играющих уверенности в своих силах и в успехе игры.
Содержание игры должно быть продуманным и отвечать ее целям и задачам. Это во многом определяет эффективность выполнения стратегической задачи обучения безопасному поведению на дорогах. Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных дорожных ситуациях. Правила игры должны включать в себя элементы соревновательности и стимулировать познавательные мотивы.
При обучении детей правилам дорожной безопасности использую самые разнообразные игры:
• с элементами физических упражнений и спорта;
• сюжетно - ролевые игры;
• театрализованные и игры-драматизации;
• дидактические;
• настольно - печатные;
• интеллектуально-познавательные.
В подвижных играх у дошкольников формируются специальные двигательные навыки, ребенок учится координировать свои движения с движениями других, правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом: «Светофор», «К своим знакам!», «Красный, желтый, зеленый!», «Быстро шагай, смотри, не зевай!».
Например, в игре «Быстро шагай, смотри, не зевай!» у детей развивается внимание, быстрота реакции, умение действовать в соответствии с цветовыми сигналами. (Если водящий поднимает красный флажок, играющие останавливаются и замирают на месте, желтый флажок – дети шагают на месте, зеленый флажок – играющие двигаются по всей площадке врассыпную).
Ценность многих игр заключается в том, что их можно изготовить своими руками вместе с детьми из разного материала, а также придумать разные варианты игр. Сюжетно - ролевая игра – форма моделирования ребѐнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинѐнная жѐстким правилам, неизменяемым условиям. В ситуативных и ролевых играх дети разыгрывают самые разнообразные проблемные ситуации («Пешеходы и водители», «Мы – пассажиры», и др.), в которых могут показать практические навыки и умения. В нашей группе созданы условия для сюжетно – ролевых игр по правилам дорожного движения: оформлен макет домов и деревьев, нагрудные трафареты разного вида транспорта, имеются жезлы, форма сотрудника ГИБДД, разнообразные транспортные игрушки, светофоры.
В сюжетно – ролевых играх «Водители», «Поездка в автобусе», «Мы – пешеходы», знакомлю детей с улицей, дорогой, дети учатся правильно входить в транспорт и выходить из него, закрепляю такие понятия как «пешеход», «проезжая часть дороги», «дорожный знак».
Например, сюжетно-ролевая игра «Пассажиры». Между детьми распределяются роли. Одни дети выступают в роли пассажиров, другие - взрослых, которые держат их за руку. В определенном порядке отрабатываются следующие действия: 1) нахождение на посадочной площадке; 2) вход в автобус; 3) нахождение в салоне автобуса; 4) высадка из автобуса; 5) переход на противоположную сторону дороги при высадке из автобуса.
Все эти действия в сюжетно-ролевой игре отрабатываются до автоматизма - приобретения навыка.
Дети с удовольствием играют в пальчиковый театр «Давайте познакомимся», рассказывают о светофоре, пешеходном переходе в определѐнной последовательности: какие цвета у светофора, его назначение. Такие игры способствуют развитию речи, моторики, эмоциональному восприятию.
Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место я отвожу играм: «Собери светофор», «Собери дорожный знак», такие игры, где из мелких частей нужно собрать одно целое (транспорт, светофор, дорожный знак); на классификацию: «Распредели знаки по группам», «Транспорт»; на развитие мышления, внимания и речи детей: «Четвертый лишний», «Доскажи словечко», «По дороге». Игры преподношу детям в интересной, игровой форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаются.
Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей дошкольного возраста. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, пазлы и др. Настольно - печатные игры дают возможность систематизировать знания детей о ПДД. Игровые формы придают настольно – печатным играм занимательность и привлекательность, обучение идет через игровые правила и действия. В группе приобретены настольно – печатные игры с интересным содержанием и оборудованием: «Оживи улицу», «Дороги нашего города», «Путешествие по городу» и др.
Проявить себя, показать чему научились, дети могут в интеллектуально - познавательных играх, занимательных викторинах. Во время целевых прогулок и экскурсий стараюсь наглядно показать пешеходные переходы, дорожные знаки, движение транспортных средств для того, чтобы дошкольники имели представление о ПДД и могли рассуждать об увиденном.
Дорога для маленького пешехода - это сложный, коварный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей. Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Поэтому, первостепенной задачей взрослых была и остается задача обучить детей безопасному поведению на дороге.
1.4 Взаимодействие с родителями по формированию навыков безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста на дороге.
Согласно ФГОС ДО части 3.1. пункта 8 – работа с семьями (законными представителями) должна учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с родителями. Главным фактором в обучении ребенка правилам дорожного движения является личный пример взрослого. Поэтому я стараюсь как можно чаще сотрудничать с родителями, с которыми достигнуто полное взаимопонимание. Они являются моими заинтересованными партнерами в обучении и развитии детей.
Взаимодействуя с родителями, я использую различные формы работы:
Родительские собрания
Индивидуальные беседы и консультации для родителей
Привлечение родителей к участию в работе с детьми
Информационные стенды
Атмосфера доверия и сотрудничества
1.Повышение родительской компетентности.
2.Взаимодоверие родителей и воспитателей.
3.Единый педагогический подход.
4. Положительный образ социальных взаимоотношений.
5. Совместная деятельность.
Памятки по ПДД
Папки-передвижки
Выставки детских работ.
Анкетирование по выявлению отношения родителей к теме ПДД
Рекомендации родителям по обучению детей ПДД
Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация. Ее главная задача – систематическое ознакомление родителей с методами формирования транспортной культуры у детей, сознательное выполнение правил дорожного движения самими взрослыми. С этой целью мной оформлены стенды для родителей, где размещается информация в виде буклетов, памяток, плакатов, отражающих рекомендации по обучению правилам дорожного движения.
В течение года регулярно проводятся выставки рисунков, поделок, изготовленных детьми и родителями. Кроме того, родители нашей группы принимают активное участие в пополнении предметно-развивающей среды различными атрибутами, пособиями, помогающими лучше запомнить и усвоить Правила Дорожного Движения.
Мной разработан план взаимодействия с родителями по Правилам дорожного движения на год.
Тесное сотрудничество родителей и педагогов, единые требования воспитателей и родителей обеспечивают формирование у детей прочных навыков поведения на улице и дороге.
Было проведено анкетирование родителей по изучению их отношения к необходимости обучения детей ПДД. Ответы родителей распределились следующим образом. На вопрос: «Ваш ребенок знает:
- название поселка, ответили 71% из 100%;
- свой домашний адрес полностью – 43%;
- свой домашний адрес не полностью - 43%.
99% добираются домой из детского сада пешком, а также ежедневно говорят ребенку о необходимости соблюдать ПДД.
71% родителей с детьми переходят дорогу в специальных местах и 29% переходят там, где им удобно.
100% родителей ответили, что они учат ребенка соблюдать ПДД, 71% из них, считают что детский сад также учит, а 29% - помогают бабушка и дедушка.
71% родителей всегда соблюдают ПДД и 29% не всегда.
100% ответили, что их дети знают автобус, грузовик, легковой автомобиль, из них 28% знают троллейбус.
86% никогда не нарушают ПДД, когда идут с детьми и, к сожалению, 14% иногда нарушают, когда спешат.
100% родителей считают, что усилия педагогов по ознакомлению детей с ПДД будут наиболее эффективны при их поддержке.
Таким образом, радует, что родители ежедневно говорят с детьми о необходимости соблюдать ПДД, но, к сожалению, иногда нарушают их сами. Сделав выводы, по результату анкетирования было проведено родительское собрание с родителями по теме: «Безопасность на дороге», направленное помочь родителям в воспитании у детей навыков безопасного поведения на улицах нашего поселка, а также выработать единую педагогическую позицию. Единство требований к детям — это условие безопасности детей.
Материалы для родителей представлены на сайте https://nati1102.jimdo.com
Глава II. Практическая часть
2.1 Результаты взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на дороге
Работа по теме самообразования велась в течение двух лет. Диагностика проводится 2 раза в год, для уточнения результативности работы с детьми по данной теме. Практическая часть велась в два этапа:
На первом этапе я выявила знания детей с помощью диагностики. Вся работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей.
Для получения результатов диагностики были использованы следующие методы и приёмы:
- наблюдение и анализ деятельности детей;
- беседы, рассматривание иллюстраций;
- игровые ситуации, изучение ситуаций;
- игры, упражнения.
На основании совокупности критериев и их показателей была составлена диагностическая карта и разработаны уровневые характеристики проверки знаний детей по правилам дорожного движения (высокий, средний, низкий уровни) (см. Приложение 3):
Высокий – проявляет интерес к образовательной деятельности на протяжении всего занятия, на вопросы отвечает уверенно. Имеет прочные знания о правилах дорожного движения. Использует полученные знания в практической деятельности. Сформированы навыки безопасного поведения на дороге.
Средний - проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; отвечает на вопросы не уверенно. Не всегда применяет полученные знания на практике. При ответе путается в понятиях.
Низкий – не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки по ПДД не сформированы. Не применяет полученные знания на практике. На вопросы не отвечает, проявляет упрямство.
Результаты диагностики во второй младшей и средней группе на начало года по теме: «Формирование навыков безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста на дороге» (образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»).
Начало года.
Вторая младшая группа
2016 – 2017 учебный год.
Средняя группа
2017 – 2018 учебный год.
Вывод: из диаграмм видно, что в начале года знания детей на недостаточном уровне и требуется плодотворная работа в данном направлении. Достаточно высок низкий уровень, а это говорит о том, что дети не имеют элементарных навыков безопасного поведения.
Понимая огромное значение основ безопасного поведения в жизни ребёнка, на втором этапе моей деятельности, я стала собирать, а затем и самостоятельно создавать методический материал для детей дошкольного возраста:
1) конспекты непосредственно образовательной деятельности;
2) перспективный план работы с детьми по правилам дорожного движения во второй младшей группе;
3) картотека подвижных и дидактических игр для детей 3 – 7 лет;
4) целевые прогулки по ПДД для детей 3 – 7 лет;
4) конспекты бесед с детьми разного возраста;
5) подбор художественной литературы, загадок.
6) мной был внедрен краткосрочный проект по ПДД во второй младшей группе «Красный, желтый, зеленый», где мы с детьми беседовали на темы правил дорожного движения, рассматривали иллюстрации, играли в дидактические и подвижные игры. В средней группе мы продолжили работу по теме. Закрепляли изученное ранее. В ходе игр, НОД знакомились с новым материалом. Материалы представлены на сайте https://nati1102.jimdo.com
На втором этапе моей практической деятельности была проведена итоговая диагностика в конце учебного года.
Вторая младшая группа
2016 – 2017 учебный год.
Средняя группа
2017 – 2018 учебный год.
Вывод: в ходе проведенной работы с детьми виден положительный результат по сравнению с началом года, а именно снижение низкого уровня до 0% и значительного увеличения высокого.
Сравнительная диаграмма за 2016 – 2017 учебный год.
Вывод: во второй младшей группе на начало года высокий уровень составил 0%, на конец года – 43%; средний уровень – 57%, на конец года – 57%; низкий уровень был 43%, на конец года составил всего 0%.
Сравнительная диаграмма за 2017 – 2018 учебный год.
Вывод: в средней группе на начало года высокий уровень составил всего 5%, на конец года повысился до 72%; средний уровень – 67%, на конец года – 28%; низкий уровень был 28%, на конец года составил 0%.
Таким образом, по результату диагностики детей младшего дошкольного возраста, виден положительный результат знаний воспитанников по теме «Формирование навыков безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста на дороге», а это плоды моей творческой и целенаправленной работы.
2. 2 Результаты взаимодействия с родителями по формированию навыков безопасного поведения детей на дороге
В ходе изучения правил дорожного движения мной велась активная работа по просвещению родителей по правилам дорожного движения. Совместно с родителями изготовлены атрибуты для уголка дорожного движения, оформлена выставка рисунков «Я знаю правила движения». Не однократно, в ходе индивидуальных бесед с родителями, они говорили о том, что дети чаще стали обращать внимание на дорожные ситуации на улице и оценивать их.
Было проведено повторное анкетирование родителей по изучению их отношения к необходимости обучения детей ПДД. Ответы родителей распределились следующим образом. На вопрос: «Ваш ребенок знает:
- название поселка, ответили 100% из 100%;
- свой домашний адрес полностью знают 73%;
- свой домашний адрес не полностью - 27%.
99% добираются домой из детского сада пешком, а также ежедневно говорят ребенку о необходимости соблюдать ПДД.
95% родителей с детьми стали переходить дорогу в специальных местах и только 5% переходят там, где им удобно.
100% родителей ответили, что они учат ребенка соблюдать ПДД, 85% из них, считают, что детский сад также учит, а 15% - помогают бабушка и дедушка.
95% родителей всегда соблюдают ПДД и 5% не всегда.
100% ответили, что их дети знают автобус, грузовик, легковой автомобиль, из них все дети 100% знают троллейбус.
95% никогда не нарушают ПДД, когда идут с детьми и, к сожалению, 5% иногда нарушают, когда спешат.
100% родителей считают, что усилия педагогов по ознакомлению детей с ПДД будут наиболее эффективны при их поддержке.
Таким образом, повторное анкетирование показало, что родители еще больше стали уделять внимание соблюдению правил дорожного движения. Я считаю, что это хороший показатель нашего взаимодействия с родителями по формированию навыков безопасного поведения детей на дороге.
За время работы по теме не произошло ни одного дорожно – транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил дорожного движения моими воспитанниками и их родителями.
Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации взаимодействия по профилактике дорожно – транспортного травматизма.
Заключение
Каждый из нас в любой момент может оказаться в любой опасной ситуации. Осторожность и бдительность нужны всегда и везде, даже в обыденной жизни, когда кажется, что тебе ничто не угрожает. Самая обычная обстановка может стать опасной, если не знать правил поведения на улице, дома, на природе и т.д.
Прочные, разносторонние знания по теме «Безопасность» обеспечиваются систематической работой в ДОУ по данной теме.
Подводя итоги, следует сказать, что проделанная работа дала определенный результат - посредством ознакомления с правилами дорожного движения у большего числа детей сформировались навыки безопасного поведения на дороге.
Работая над темой«Формирование навыков безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста на дороге», считаю, что я добилась хороших результатов, а именно:
1. В ходе проведенных мероприятий мы с детьми познакомились с ближайшим окружением (дом, улица, магазин, поликлиника, детский сад), со специальными видами транспорта («Скорая помощь», пожарная машина, полиция), научились различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину; дети узнали о назначении светофора и его сигналах и пр.
2. Я активно сотрудничала с родителями, что является большим показателем плодотворной работы с детьми.
3. Мной была создана развивающая среда соответствующая требованиям ФГОС ДО и возрасту детей для изучения ими правил дорожного движения;
4. Результат работы виден в динамике уровня усвоения знаний по безопасному поведению на дорогах.
5. Работая по данной теме, повысила уровень своего профессионального мастерства.
Перспектива дальнейшей работы:
1. Продолжать активное сотрудничество с родителями.
2. Активно использовать в работе современные технологии.
3. Продолжить расширять и обновлять предметно - развивающую среду в соответствии с ФГОС ДО, пополнить дидактический, наглядный и демонстрационный материал в соответствии с возрастными характеристиками воспитанников по правилам дорожного движения.
5. Пополнение методической библиотеки вновь изданными пособиями, а также пополнение художественной литературы для детей по правилам дорожного движения.
Используемая литература:
1. Авдеева Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997.
2. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - 2002.
3. Андросова В. Дошкольникам о правилах безопасности на улице //Дошкольное воспитание. №3. 1981.
4. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А., Куцакова Л.В., Мерзлякова СИ., Сахарова В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников - М.: Просвещение, 2001.
5. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. - СПб.: ООО Издательство «Детство – пресс», 2011
6. Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка. — М.: Лист, 1997.
7. Данилова Т. И. «Программа "Светофор". Обучение детей дошкольного возраста ПДД» . – СПб.: ООО Издательство «Детство – пресс», 2011.
8. Дети и дорога: Методические рекомендации для воспитателей детского сада. Ч. 1.-М., 1994.
9. Елжова Н. В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий/Н. В. Елжова.- Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2013.- 173 с.
10. Колдина Д.: Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.
11. Кислова Т.Р. По дороге К Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1и 2/ Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой..- М.: Баласс, 2007. – 80с.
12. Лапшин В.И. Правила дорожного движения РФ. / В.И. Лапшин -М. «Транспорт» 1999 г.
13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа/. И.А. Лыкова - М.: «Карапуз - дидактика», 2008. - 144 с.: 16 л. вкл., переиздание дораб. и доп.
15. Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения /для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических училищ/. — СПб., 1994.
16. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
17. Перспективное планирование воспитательно – образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Вторая младшая группа / авт.-сост. Н. А. Атарщикова, И. А. Осина,Е. В. Горюнова. – Волгоград: 2011.
18. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы./Л. Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей».
19. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова.; Под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
20. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. / Под ред. В. Володина. — М.: Аванта +, 2001.