kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт работы по правилам дорожного движения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы на тему "Формирование навыков безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста на дороге". Предназначен для воспитателей детских садов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по правилам дорожного движения»










ОПЫТ РАБОТЫ

«Формирование навыков безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста на дороге»










Подготовила: воспитатель

1 квалификационной категории

Петрова Наталья Ивановна









Содержание


Введение

5

I.

Теоретическое обоснование темы.

9

1.1

Формирование навыков безопасного поведения детей на дороге.

9

1.2

Организация непосредственно образовательной деятельности по обучению дошкольников безопасному поведению на дороге.


16

1.3

Игровые технологии как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах.


22

1.4

Взаимодействие с родителями по формированию навыков безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста на дороге.



26

II.

Практическая часть.

29

2.1

Результаты взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на дороге.



29

2.2

Результаты взаимодействия с родителями по формированию навыков безопасного поведения детей на дороге.


34


Заключение

36


Литература

38


Приложение:

1. Перспективный план работы с детьми по правилам дорожного движения во второй младшей группе.

2. Перспективный план работы с детьми по правилам дорожного движения в средней группе.

3. Диагностические карты знаний детей по правилам дорожного движения младшего дошкольного возраста.

4. Результаты диагностики детей младшего дошкольного возраста за 2016 – 2018 г.

5.Конспект непосредственно образовательной деятельности (образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» во второй младшей группе) «Светофорик».

6. Конспект непосредственно образовательной деятельности (образовательная область «Художественно – эстетическое развитие») для детей 2 младшей группы «Пешеходный переход!»

7. Конспект непосредственно образовательной деятельности (образовательная область «Художественно – эстетическое развитие») для детей 2 младшей группы «Светофор».

8. Родительское собрание на тему «Безопасность на дороге».

9. Родительское собрание «Ребенок и правила дорожного движения» в средней группе.

10. Целевые прогулки по правилам дорожного движения.

11. Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения.

12. Картотека подвижных игр по правилам дорожного движения.

13. Перспективные планы взаимодействия с родителями за 2016 – 2018 г.

14. Проект «Красный, желтый, зелёный» для детей второй младшей группы.

15. Консультации для родителей.

40











Введение

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

Условия возникновения, становления опыта работы

« Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает» - сказал когда-то Леонардо да Винчи. Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей. Ежегодно на дорогах нашей страны погибают тысячи людей и большинство из них дети.

Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.

Ответственность за соблюдение правил дорожного движения необходимо воспитывать в детях, ведь известно, что в большинстве своем юные пешеходы попадают в беду на дороге не из-за незнания Правил дорожного движения, а по своей детской наивности, неопытности, особенностей организма, из-за необдуманного риска. Самое главное – научить правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих машин и людей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь.

Актуальность

Поэтому одной из актуальных тем сегодняшнего времени является воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими Правил Дорожного Движения. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Приводят к этому элементарное незнание основ ПДД и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими.

Избежать опасности можно лишь обучая детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения с самого раннего возраста. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Чтобы научить детей азбуке безопасности и Правилам дорожного движения, в первую очередь мы педагоги должны сами быть хорошо осведомлены в этом вопросе и заинтересованы в решении такой проблемы. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, осторожность, собранность, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, мной была выбрана данная тема.

Вопросы привития навыков основ безопасности отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Т. И. Даниловой, Г.К.Зайцева, В. Н. Зимониной, О.Л.Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, Р. Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.

Изучив актуальность темы, я провела диагностику знаний детей по правилам дорожного движения и выявила, что знания находятся на низком уровне. Дети не знают правила, не применяют их на практике. Это послужило толчком для выбора мной данной темы.

Цель моей работы с детьми – формирование навыков безопасного поведения на дороге.

Для ее реализации мной поставлены следующие задачи:

  1. знакомить детей с ближайшим окружением: дом, улица, магазин, поликлиника, детский сад;

  2. расширять представления детей о правилах дорожного движения: рассказать, что автомобили ездят по дороге (проезжей части), а пешеходы ходят по тротуару; светофор регулирует движение транспорта и пешеходов;

  3. формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину;

  4. знакомить детей со специальными видами транспорта: «Скорая помощь», пожарная машина, полиция;

  5. расширять словарный запас детей по дорожной лексике;

  6. воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе;

  7. активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Ожидаемые результаты:

- создать необходимые условия для организации деятельности по обучению детей правилам дорожного движения;

- координировать деятельность по обучению ПДД детей между родителями и педагогами ДОУ;

- вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге;

- сформированы  навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;

– разработан и апробирован перспективный план работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД;

– разработаны критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.

Ознакомление с темой «Формирование навыков безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста на дороге» рассчитано на 2 года (начиная со второй младшей группы) и проходит системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала.

Представленный опыт работы может быть использован в работе воспитателей детских садов.















Глава I. Теоретическое обоснование темы


1.1 Формирование навыков безопасного поведения детей на дороге

  Накопление опыта безопасного поведения на дороге – это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека. Эту проблему по праву относят к глобальным.

Все программы дошкольных учреждений включают в себя определенное содержание работы по изучению правил дорожной безопасности, но в очень сжатом виде. Проведенный анализ программы «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: показывает, что содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» направлено на достижение целей по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение следующих задач:

• формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;

• приобщение к правилам безопасного для человека поведения;

• передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

• формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.

Авторы программы в работе предлагают использовать различные методы, включая:

  • игровые ситуации, способствующие формированию безопасного и внимательного поведения на улице; 

  • использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;

  • применение видеоматериалов;

  • экскурсии, беседы, различные игры;

  • рассматривание иллюстраций.

В основу моего опыта работы легли следующие принципы и методы обучения.

1) Принцип доступности. Опыт работы учитывает возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста. Мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребёнка, степени сложности тематического материала.

2) Принцип индивидуализации определяется учётом индивидуальных особенностей ребёнка. В опыте предусмотрено немало дидактических пособий для индивидуального обучения.

3) Принцип повторяемости материала. Только при многократных повторениях в памяти ребёнка будут откладываться необходимые жизнесберегающие правила и навыки. А их вариативность будет вызывать у детей интерес и положительные эмоции.

4) Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.

5) Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

6) Принцип наглядности. При разучивании учебного материала постоянно используются тематические плакаты, картинки, опыты, эксперименты, экскурсии. Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. Стихи, элементы русского фольклора помогают детям лучше запомнить увиденное.

7) Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

8) Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

9) Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Все вышеизложенные принципы удачно реализуются только во взаимодействии друг с другом.

В процессе реализации поставленных задач я выделила наиболее эффективные методы и формы организации учебно-воспитательного процесса с детьми. Обучая детей правилам поведения на дороге, я использую как традиционные методы, так и инновационные.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются: словесный метод, метод показа и игровой метод. Всем известно, что игра является естественным спутником жизни ребёнка. Поэтому игровой метод был и остаётся традиционным средством педагогики. Ведь игра – это источник радостных эмоций и хорошего настроения.

1. Словесный:

- устное изложение (знакомство с новыми знаниями по теме, фактами, событиями); 

- беседа (были проведены следующие беседы: «Машины на нашей улице», «А если светофоры исчезнут?», «Для чего нужна дорога?», «Кто такие пешеходы и пассажиры?»); 

- чтение художественных произведений (познакомились с такими произведениями, как: С. Михалков «Светофор», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «С.Михалков «Моя улица»; В.Берестов «Про машину»; Э. Мошковская «Я тоже буду шофером»; С. Михалков «Если свет зажегся красный…»);

- использование фольклорных материалов.

2.Метод показа:

- презентация собственных материалов и интернет ресурсов;

- работа с иллюстрациями по теме;

- наблюдение (наблюдения за транспортом, за поведением людей на дорогах);

- сбор фотоматериалов, просмотр мультипликационных фильмов («Правила дорожного движения», «Смешарики. Азбука безопасности», «Уроки Совы. Азбука безопасности на дороге»).

3.Игровой:

- выполнение различных творческих работ по данной тематике;

- применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх («Водитель и пешеход», «Путешествие по городу», «Автобус», «Пешеход на улице»);

- дидактические игры;

- подвижные игры;

- настольно-печатные игры.

Стараюсь строить свои занятия с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. 

Согласно вступивших в силу ФГОС, дошкольное образование требует от нас, педагогов, реализации новых инновационных технологий, постоянного творческого поиска. Поэтому в своей работе я использую следующие технологии:

- здоровьесберегающие (подвижные и спортивные игры, физминутки, игры-соревнования, эстафеты и др.);

- личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

- информационно-коммуникационные технологии (компьютерные и мультимедийные средства обучения, стимулируют познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами);

- участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и педагогов;

- проектная деятельность.

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители, воспитатель – родители.
В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.

Мной был реализован проект для детей второй младшей группе: «Красный, желтый, зелёный».

Для поддержания интереса к творчеству, работу осуществляю во всех формах своей деятельности с детьми: 

- Целевые прогулки к проезжей части;

- Различные виды ИЗО деятельности (рисование «Светофор, лепка «Машинка», аппликация «Светофор» и др.);

- Различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);

- Досуги, праздники, развлечения;

- Рассказы воспитателя.

Работа по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения направлена на ознакомление с правилами поведения на улицах и дорогах посёлка, города. Правила дорожного движения – это строгий закон улиц и дорог, его нельзя нарушать. Если не соблюдать его, можно поплатиться своим здоровьем или жизнью.

Понимая огромное значение основ безопасного поведения в жизни ребёнка, я стала собирать, а затем и самостоятельно создавать методический материал для детей дошкольного возраста. Я старалась подбирать его на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Собранный мною материал можно использовать при индивидуальной и подгрупповой форме обучения.

Дети с удовольствие играют в подвижные, сюжетно – ролевые, дидактические и настольные игры, а также в игры со строительным материалом.

Для реализации поставленной цели и задач я обратила особое внимание на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:

  • Насыщенность среды - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий.

  • Трансформируемость - игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, автосалон и др.

  • Полифункциональность - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны, речевое развитие.

  • Вариативность - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.

  • Доступность.

  • Безопасность.

Оборудование и материалы, которые присутствуют в нашем уголке:

- плакат «Правила дорожного движения»;

- набор плакатов «Улица города»;

- строительный конструктор с блоками среднего и маленького размера,

- транспорт: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина и т.д.), сельскохозяйственная техника (тракторы).

- набор игрушечных машин и картинок, помогающих классифицировать виды транспорта;

- макет светофора для водителей (плоскостной и мягко-набивной);

- макет светофора для пешеходов;

- настольное панно с изображением дорог, пешеходных переходов, светофоров, перекрестков, автостоянок, домов и дворов;

- газеты, художественная литература, папки «Изучаем ПДД в стихах», «Загадки», «Произведения по ПДД»,

- Дидактические игры «Построй светофор», «Найди свой цвет», «Собери светофор», «Четвертый лишний»;

- картотека подвижных и дидактических игр;

- форма инспектора ГИБДД и водителя;

- настольно – печатные игры («Светофор», «Дорожное лото», «Собери светофор», «Собери дорожный знак», лото «Дорожные знаки»)

- наглядный материал по ПДД.

Обучение правилам дорожного движения проводятся не только на специально организованных занятиях, но и в разных видах деятельности по образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие - беседы о безопасном поведении на проезжей части улицы, игровые ситуации, рассматривание макета дороги, тематические выставки рисунков, дидактические и сюжетно – ролевые игры.

Художественно - эстетическое развитие - сюжетное рисование по впечатлениям проведенных занятий, закрепление пройденного материала.

Речевое развитие - использование стихов, рассказов, загадок, чтение художественной литературы.

Физическое развитие - использование подвижных игр, физкультминуток.

Познавательное развитие - экскурсии, ориентировка на местности, история транспорта.

Прививать навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению и правилам дорожного движения ребенка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно.

1.2 Организация непосредственно образовательной деятельности по обучению дошкольников безопасному поведению на улице

Дети - самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды - обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте. При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице. Современный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:

1. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;

2. Обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;

3. Формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

Вопросы по тематике дорожной безопасности рекомендуется изучать как отдельные направления в общей программе воспитания, например, при ознакомлении дошкольников с окружающим  миром можно изучать дорожную среду. Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах  предусматривает и изучений правил безопасных действий дошкольников на улицах, дорогах, транспорте. Развитие речи включает в себя вопросы по изучения слов, выражений, по тематике дорожной безопасности и т.д.

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Воспитательный процесс с детьми я осуществляю:

1. Через непосредственное восприятие дорожной среды во время прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т.д.;

2. В процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.

Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, конструировании, выполнении аппликаций, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

При проведении дидактических занятий с дошкольниками я стараюсь развивать их познавательные способности, необходимые для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде:

- умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;

- умение различать величину транспорта;

- знание сигналов светофора;

- понимание особенностей движения транспорта, того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);

- понимание потенциальной опасности транспорта, того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей.

При организации учебно – воспитательного процесса я учитываю не только возрастные и индивидуальные особенности детей, но и опираюсь на их интересы.

В процессе организации совместной деятельности с детьми провожу:

- тематические занятия («Мы пешеходы»«Светофорик»«Знакомство с улицей»«Красный, желтый, зеленый»);

- развивающие игры по ознакомлению детей с ПДД (игра«Пешеходы и водители», «Соблюдай правила дорожного движения», «Правила поведения»);

- дидактические игры («Без чего машина не бывает»«Транспорт», «Светофор»«Зажги огонек», «Объяснялки».)

- подвижные игры («Кто шофёр?», «Светофор», «Цветные автомобили», «Зебра», «Красный, желтый, зеленый», Воробушки и автомобиль»);

- сюжетно - ролевые игры («Такси»«Мы-шоферы», «Поездка в город»);

- беседы («Дорога не место для игр»«Знакомство с улицей»«Безопасность на участке», «Улица полна неожиданностей», «Когда мы пассажиры»);

- чтение художественной литературы по дорожной тематике (Г. Георгиев «Светофор», Е. Павлова «Скорая помощь», Н. Дедяева «Быстрые машины»).

При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения.

Дети 3-5 лет (младшая и средняя группа) – это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. В связи с этим активно применяется метод наглядного и словесного обучения. Любая организованная деятельность с детьми обязательно сопровождается демонстрацией иллюстраций, красочно оформленных картинок, примерами из личного опыта, чтением детской художественной литературы. В этом возрасте предпочтение отдаётся русскому фольклору, который помогает прививать детям навыки безопасного поведения: русские народные сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заячья избушка» и др. На примере героев этих сказок я знакомлю детей с правилами безопасности.

С детьми второй младшей группы мы учимся различать легковые и грузовые машины, знакомимся с автобусом и его назначением. Дошкольники рассматривают иллюстрации с изображением легковых, грузовых машин, называя основные части (кабина, окна, двери, кузов, руль, мотор, колеса). Также наблюдаем за транспортом, дорогой во время прогулок. Дети закрепляют цвета, получают знания о сигналах светофора (НОД «Три сигнала», д /и «Собери светофор», «Зажги огонек» и др.). Узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром, закрепляем умение ориентироваться в различной обстановке (НОД «Что такое транспорт», «Труд водителя», сюжетно – дидактическая игра «Шофер» и др.). Для развития правильной ориентации детей в пространстве я обучаю их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам.

В результате таких занятий дошкольники получают знания о том, что такое светофор, транспорт, дорога. Они привыкают, находясь на улице, держать взрослого за руку.

В средней группе обучала детей ориентировке на местности, а именно на территории детского сада. Объясняла, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя. Расширяла знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях (НОД «Транспорт», «Какие бывают машины», д/и «Собери машину по образцу», «Разрезные картинки»).

На занятиях в группе давала задание составить рассказ о дорожной ситуации. К примеру, ребята рассказывали, как ехали в машине (автобусе, трамвае и т.д.). Или как они шли пешком в детский сад. В ходе этого у дошкольников закрепляется понимание того, какие места на улице являются опасными, а также закрепляются навыки владения дорожной лексикой.

Провела знакомство с пешеходным переходом, с его назначением («Пешеходный переход (экскурсия)», д/и «Собери знак»). Дети научились находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. Объясняла детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему. Также знакомлю детей с правилами поведения на улицах, рассказываю о правилах дорожного движения, объясняю, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города, знакомила детей со специальным транспортом (беседы: «Когда мы пассажиры», «Знакомство с улицей», ситуативный разговор «Что я видел на улице» и др.).

Для иллюстрации используются рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной литературы или обучающие мультипликационные фильмы.

Рассказываю детям, как следует переходить дорогу, знакомлю их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор).

Немало внимания уделяется обучению детей правилам поведения на улицах посёлка, правилам дорожного движения (НОД «Знакомство с улицей», дидактическая игра «Светофор», «На дороге», «Продолжи предложение» «Доскажи словечко» и др.), и знакомству с видами транспорта («Сложи картинку», «Покажи что назову» и др.).

При ознакомлении с дорожными знаками работу начинаю со знаков для пешеходов: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети!».

Во время сюжетно-ролевой игры «Автобус» знакомлю детей с правилами поведения в общественном транспорте.

Таким образом, к пяти годам у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, формируются навыки наблюдения за происходящим в дорожной среде.

Систематически, раз в месяц, я провожу непосредственно образовательную деятельность по ПДД с детьми младшей группы - 15 минут, средней - 20 минут. Также ведется дополнительная работа с детьми во второй половине дня.

Программное содержание беру из перспективного плана, составленного мной на целый год (https://nati1102.jimdo.com).

Таким образом, работа воспитания и проведения дидактических занятий по ПДД имеет целью не столько обучение дошкольников правилам дорожного движения, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.


















1.3 Игровые технологии как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах

Актуальность проблемы обучения детей правилам дорожного движения связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является игра. Игровые технологии являются современными педагогическими технологиями, которые я активно использую при формировании у детей навыков безопасного поведения на дороге. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам дорожного поведения эффективно осуществляются в игровой форме.

Цель игровой технологии по ПДД является применение теоретических знаний в практических действиях детей на дороге.

 Поэтому, важнейшей задачей моей работы является: создание единых подходов к разработке и организации игровой деятельности детей дошкольного возраста; создание условий, необходимых для более широкого внедрения игр в учебно-воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах.

Для правильного проведения игры, а также для эффективного достижения её цели, помимо четкой организации стараюсь соблюдать следующие условия:

1. Эмоционально - психологический настрой, стимулирующий позитивное отношение и инициативу играющих.

2. Положительная установка на игру, исключающая скованность и зажатость.

3. Формирование у играющих уверенности в своих силах и в успехе игры.

Содержание игры должно быть продуманным и отвечать ее целям и задачам. Это во многом определяет эффективность выполнения стратегической задачи обучения безопасному поведению на дорогах. Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных дорожных ситуациях. Правила игры должны включать в себя элементы соревновательности и стимулировать познавательные мотивы.

При обучении детей правилам дорожной безопасности использую самые разнообразные игры:

• с элементами физических упражнений и спорта;

• сюжетно - ролевые игры;

• театрализованные и игры-драматизации;

• дидактические;

• настольно - печатные;

• интеллектуально-познавательные.

В подвижных играх у дошкольников формируются специальные двигательные навыки, ребенок учится координировать свои движения с движениями других, правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом: «Светофор», «К своим знакам!», «Красный, желтый, зеленый!», «Быстро шагай, смотри, не зевай!».

Например, в игре «Быстро шагай, смотри, не зевай!» у детей развивается внимание, быстрота реакции, умение действовать в соответствии с цветовыми сигналами. (Если водящий поднимает красный флажок, играющие останавливаются и замирают на месте, желтый флажок – дети шагают на месте, зеленый флажок – играющие двигаются по всей площадке врассыпную).

Ценность многих игр заключается в том, что их можно изготовить своими руками вместе с детьми из разного материала, а также придумать разные варианты игр. Сюжетно - ролевая игра – форма моделирования ребѐнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинѐнная жѐстким правилам, неизменяемым условиям. В ситуативных и ролевых играх дети разыгрывают самые разнообразные проблемные ситуации («Пешеходы и водители», «Мы – пассажиры», и др.), в которых могут показать практические навыки и умения. В нашей группе созданы условия для сюжетно – ролевых игр по правилам дорожного движения: оформлен макет домов и деревьев, нагрудные трафареты разного вида транспорта, имеются жезлы, форма сотрудника ГИБДД, разнообразные транспортные игрушки, светофоры.

В сюжетно – ролевых играх «Водители», «Поездка в автобусе», «Мы – пешеходы», знакомлю детей с улицей, дорогой, дети учатся правильно входить в транспорт и выходить из него, закрепляю такие понятия как «пешеход», «проезжая часть дороги», «дорожный знак».

Например, сюжетно-ролевая игра «Пассажиры». Между детьми распределяются роли. Одни дети выступают в роли пассажиров, другие - взрослых, которые держат их за руку. В определенном порядке отрабатываются следующие действия: 1) нахождение на посадочной площадке; 2) вход в автобус; 3) нахождение в салоне автобуса; 4) высадка из автобуса; 5) переход на противоположную сторону дороги при высадке из автобуса.

Все эти действия в сюжетно-ролевой игре отрабатываются до автоматизма - приобретения навыка.

Дети с удовольствием играют в пальчиковый театр «Давайте познакомимся», рассказывают о светофоре, пешеходном переходе в определѐнной последовательности: какие цвета у светофора, его назначение. Такие игры способствуют развитию речи, моторики, эмоциональному восприятию.

Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место я отвожу играм: «Собери светофор», «Собери дорожный знак», такие игры, где из мелких частей нужно собрать одно целое (транспорт, светофор, дорожный знак); на классификацию: «Распредели знаки по группам», «Транспорт»; на развитие мышления, внимания и речи детей: «Четвертый лишний», «Доскажи словечко», «По дороге». Игры преподношу детям в интересной, игровой форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаются.

Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей дошкольного возраста. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, пазлы и др. Настольно - печатные игры дают возможность систематизировать знания детей о ПДД. Игровые формы придают настольно – печатным играм занимательность и привлекательность, обучение идет через игровые правила и действия. В группе приобретены настольно – печатные игры с интересным содержанием и оборудованием: «Оживи улицу», «Дороги нашего города», «Путешествие по городу» и др.

Проявить себя, показать чему научились, дети могут в интеллектуально - познавательных играх, занимательных викторинах. Во время целевых прогулок и экскурсий стараюсь наглядно показать пешеходные переходы, дорожные знаки, движение транспортных средств для того, чтобы дошкольники имели представление о ПДД и могли рассуждать об увиденном.

Дорога для маленького пешехода - это сложный, коварный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей. Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Поэтому, первостепенной задачей взрослых была и остается задача обучить детей безопасному поведению на дороге.



1.4 Взаимодействие с родителями по формированию навыков безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста на дороге.

Согласно ФГОС ДО части 3.1. пункта 8 – работа с семьями (законными представителями) должна учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с родителями. Главным фактором в обучении ребенка правилам дорожного движения является личный пример взрослого. Поэтому я стараюсь как можно чаще сотрудничать с родителями, с которыми достигнуто полное взаимопонимание. Они являются моими заинтересованными партнерами в обучении и развитии детей.

Взаимодействуя с родителями, я использую различные формы работы:

Родительские собрания


Индивидуальные беседы и консультации для родителей



Привлечение родителей к участию в работе с детьми








Информационные стенды

Атмосфера доверия и сотрудничества

1.Повышение родительской компетентности.

2.Взаимодоверие родителей и воспитателей.

3.Единый педагогический подход.

4. Положительный образ социальных взаимоотношений.

5. Совместная деятельность.




Памятки по ПДД





Папки-передвижки


Выставки детских работ.







Анкетирование по выявлению отношения родителей к теме ПДД



Рекомендации родителям по обучению детей ПДД








Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация. Ее главная задача – систематическое ознакомление родителей с методами формирования транспортной культуры у детей, сознательное выполнение правил дорожного движения самими взрослыми. С этой целью мной оформлены стенды для родителей, где размещается информация в виде буклетов, памяток, плакатов, отражающих рекомендации по обучению правилам дорожного движения.

В течение года регулярно проводятся выставки рисунков, поделок, изготовленных детьми и родителями. Кроме того, родители нашей группы принимают активное участие в пополнении предметно-развивающей среды различными атрибутами, пособиями, помогающими лучше запомнить и усвоить Правила Дорожного Движения.

Мной разработан план взаимодействия с родителями по Правилам дорожного движения на год.

Тесное сотрудничество родителей и педагогов, единые требования воспитателей и родителей обеспечивают формирование у детей прочных навыков поведения на улице и дороге.

Было проведено анкетирование родителей по изучению их отношения к необходимости обучения детей ПДД. Ответы родителей распределились следующим образом. На вопрос: «Ваш ребенок знает:

- название поселка, ответили 71% из 100%;

- свой домашний адрес полностью – 43%;

- свой домашний адрес не полностью - 43%.

99% добираются домой из детского сада пешком, а также ежедневно говорят ребенку о необходимости соблюдать ПДД.

71% родителей с детьми переходят дорогу в специальных местах и 29% переходят там, где им удобно.

100% родителей ответили, что они учат ребенка соблюдать ПДД, 71% из них, считают что детский сад также учит, а 29% - помогают бабушка и дедушка.

71% родителей всегда соблюдают ПДД и 29% не всегда.

100% ответили, что их дети знают автобус, грузовик, легковой автомобиль, из них 28% знают троллейбус.

86% никогда не нарушают ПДД, когда идут с детьми и, к сожалению, 14% иногда нарушают, когда спешат.

100% родителей считают, что усилия педагогов по ознакомлению детей с ПДД будут наиболее эффективны при их поддержке.

Таким образом, радует, что родители ежедневно говорят с детьми о необходимости соблюдать ПДД, но, к сожалению, иногда нарушают их сами. Сделав выводы, по результату анкетирования было проведено родительское собрание с родителями по теме: «Безопасность на дороге», направленное помочь родителям в воспитании у детей навыков безопасного поведения на улицах нашего поселка, а также выработать единую педагогическую позицию. Единство требований к детям — это условие безопасности детей.

Материалы для родителей представлены на сайте https://nati1102.jimdo.com


















Глава II. Практическая часть


2.1 Результаты взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на дороге

Работа по теме самообразования велась в течение двух лет. Диагностика проводится 2 раза в год, для уточнения результативности работы с детьми по данной теме. Практическая часть велась в два этапа:

На первом этапе я выявила знания детей с помощью диагностики. Вся работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей.

Для получения результатов диагностики были использованы следующие методы и приёмы:

- наблюдение и анализ деятельности детей;

- беседы, рассматривание иллюстраций;

- игровые ситуации, изучение ситуаций;

- игры, упражнения.

На основании совокупности критериев и их показателей была составлена диагностическая карта и разработаны уровневые характеристики проверки знаний детей по правилам дорожного движения (высокий, средний, низкий уровни) (см. Приложение 3):

Высокий – проявляет интерес к образовательной деятельности на протяжении всего занятия, на вопросы отвечает уверенно. Имеет прочные знания о правилах дорожного движения. Использует полученные знания в практической деятельности. Сформированы навыки безопасного поведения на дороге.

Средний - проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; отвечает на вопросы не уверенно. Не всегда применяет полученные знания на практике. При ответе путается в понятиях.

Низкий – не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки по ПДД не сформированы. Не применяет полученные знания на практике. На вопросы не отвечает, проявляет упрямство.

Результаты диагностики во второй младшей и средней группе на начало года по теме: «Формирование навыков безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста на дороге» (образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»).

Начало года.

Вторая младшая группа

2016 – 2017 учебный год.

Средняя группа

2017 – 2018 учебный год.










Вывод: из диаграмм видно, что в начале года знания детей на недостаточном уровне и требуется плодотворная работа в данном направлении. Достаточно высок низкий уровень, а это говорит о том, что дети не имеют элементарных навыков безопасного поведения.

Понимая огромное значение основ безопасного поведения в жизни ребёнка, на втором этапе моей деятельности, я стала собирать, а затем и самостоятельно создавать методический материал для детей дошкольного возраста:

1) конспекты непосредственно образовательной деятельности;

2) перспективный план работы с детьми по правилам дорожного движения во второй младшей группе;

3) картотека подвижных и дидактических игр для детей 3 – 7 лет;

4) целевые прогулки по ПДД для детей 3 – 7 лет;

4) конспекты бесед с детьми разного возраста;

5) подбор художественной литературы, загадок.

6) мной был внедрен краткосрочный проект по ПДД во второй младшей группе «Красный, желтый, зеленый», где мы с детьми беседовали на темы правил дорожного движения, рассматривали иллюстрации, играли в дидактические и подвижные игры. В средней группе мы продолжили работу по теме. Закрепляли изученное ранее. В ходе игр, НОД знакомились с новым материалом. Материалы представлены на сайте https://nati1102.jimdo.com


На втором этапе моей практической деятельности была проведена итоговая диагностика в конце учебного года.


Вторая младшая группа

2016 – 2017 учебный год.

Средняя группа

2017 – 2018 учебный год.


















Вывод: в ходе проведенной работы с детьми виден положительный результат по сравнению с началом года, а именно снижение низкого уровня до 0% и значительного увеличения высокого.


Сравнительная диаграмма за 2016 – 2017 учебный год.

Вывод: во второй младшей группе на начало года высокий уровень составил 0%, на конец года – 43%; средний уровень – 57%, на конец года – 57%; низкий уровень был 43%, на конец года составил всего 0%.


Сравнительная диаграмма за 2017 – 2018 учебный год.


Вывод: в средней группе на начало года высокий уровень составил всего 5%, на конец года повысился до 72%; средний уровень – 67%, на конец года – 28%; низкий уровень был 28%, на конец года составил 0%.

Таким образом, по результату диагностики детей младшего дошкольного возраста, виден положительный результат знаний воспитанников по теме «Формирование навыков безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста на дороге», а это плоды моей творческой и целенаправленной работы.


























2. 2 Результаты взаимодействия с родителями по формированию навыков безопасного поведения детей на дороге

В ходе изучения правил дорожного движения мной велась активная работа по просвещению родителей по правилам дорожного движения. Совместно с родителями изготовлены атрибуты для уголка дорожного движения, оформлена выставка рисунков «Я знаю правила движения». Не однократно, в ходе индивидуальных бесед с родителями, они говорили о том, что дети чаще стали обращать внимание на дорожные ситуации на улице и оценивать их.

Было проведено повторное анкетирование родителей по изучению их отношения к необходимости обучения детей ПДД. Ответы родителей распределились следующим образом. На вопрос: «Ваш ребенок знает:

- название поселка, ответили 100% из 100%;

- свой домашний адрес полностью знают 73%;

- свой домашний адрес не полностью - 27%.

99% добираются домой из детского сада пешком, а также ежедневно говорят ребенку о необходимости соблюдать ПДД.

95% родителей с детьми стали переходить дорогу в специальных местах и только 5% переходят там, где им удобно.

100% родителей ответили, что они учат ребенка соблюдать ПДД, 85% из них, считают, что детский сад также учит, а 15% - помогают бабушка и дедушка.

95% родителей всегда соблюдают ПДД и 5% не всегда.

100% ответили, что их дети знают автобус, грузовик, легковой автомобиль, из них все дети 100% знают троллейбус.

95% никогда не нарушают ПДД, когда идут с детьми и, к сожалению, 5% иногда нарушают, когда спешат.

100% родителей считают, что усилия педагогов по ознакомлению детей с ПДД будут наиболее эффективны при их поддержке.

Таким образом, повторное анкетирование показало, что родители еще больше стали уделять внимание соблюдению правил дорожного движения. Я считаю, что это хороший показатель нашего взаимодействия с родителями по формированию навыков безопасного поведения детей на дороге.

За время работы по теме не произошло ни одного дорожно – транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил дорожного движения моими воспитанниками и их родителями.

Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации взаимодействия по профилактике дорожно – транспортного травматизма.




















Заключение

Каждый из нас в любой момент может оказаться в любой опасной ситуации. Осторожность и бдительность нужны всегда и везде, даже в обыденной жизни, когда кажется, что тебе ничто не угрожает. Самая обычная обстановка может стать опасной, если не знать правил поведения на улице, дома, на природе и т.д.

Прочные, разносторонние знания по теме «Безопасность» обеспечиваются систематической работой в ДОУ по данной теме. 

Подводя итоги, следует сказать, что проделанная работа дала определенный результат - посредством ознакомления с правилами дорожного движения у большего числа детей сформировались навыки безопасного поведения на дороге. 

Работая над темой «Формирование навыков безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста на дороге», считаю, что я добилась хороших результатов, а именно:

1. В ходе проведенных мероприятий мы с детьми познакомились с ближайшим окружением (дом, улица, магазин, поликлиника, детский сад), со специальными видами транспорта («Скорая помощь», пожарная машина, полиция), научились различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину; дети узнали о назначении светофора и его сигналах и пр.

2. Я активно сотрудничала с родителями, что является большим показателем плодотворной работы с детьми.

3. Мной была создана развивающая среда соответствующая требованиям ФГОС ДО и возрасту детей для изучения ими правил дорожного движения;

4. Результат работы виден в динамике уровня усвоения знаний по безопасному поведению на дорогах.

5. Работая по данной теме, повысила уровень своего профессионального мастерства.

Перспектива дальнейшей работы:


1. Продолжать активное сотрудничество с родителями.

2. Активно использовать в работе современные технологии.

3. Продолжить расширять и обновлять предметно - развивающую среду в соответствии с ФГОС ДО, пополнить дидактический, наглядный и демонстрационный материал в соответствии с возрастными характеристиками воспитанников по правилам дорожного движения.

5. Пополнение методической библиотеки вновь изданными пособиями, а также пополнение художественной литературы для детей по правилам дорожного движения.






























Используемая литература:

1. Авдеева Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997.

2. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - 2002.

3. Андросова В. Дошкольникам о правилах безопасности на улице //Дошкольное воспитание. №3. 1981.

4. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А., Куцакова Л.В., Мерзлякова СИ., Сахарова В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников - М.: Просвещение, 2001.

5. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. - СПб.: ООО Издательство «Детство – пресс», 2011

6. Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка. — М.: Лист, 1997.

7. Данилова Т. И. «Программа "Светофор". Обучение детей дошкольного возраста ПДД» . – СПб.: ООО Издательство «Детство – пресс», 2011.

8. Дети и дорога: Методические рекомендации для воспитателей детского сада. Ч. 1.-М., 1994.

9. Елжова Н. В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий/Н. В. Елжова.- Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2013.- 173 с.

10. Колдина Д.: Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.

11. Кислова Т.Р. По дороге К Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1и 2/ Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой..- М.: Баласс, 2007. – 80с.

12. Лапшин В.И. Правила дорожного движения РФ. / В.И. Лапшин -М. «Транспорт» 1999 г.

13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа/. И.А. Лыкова - М.: «Карапуз - дидактика», 2008. - 144 с.: 16 л. вкл., переиздание дораб. и доп.

14. Майорова Ф.С Изучаем дорожную азбуку: перспективное планирование, занятия, досуг. — М.: Скрипторий, 2005.

15. Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения /для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических училищ/. — СПб., 1994.

16. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

17. Перспективное планирование воспитательно – образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Вторая младшая группа / авт.-сост. Н. А. Атарщикова, И. А. Осина,Е. В. Горюнова. – Волгоград: 2011.

18. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы./Л. Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей».

19. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова.; Под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

20. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. / Под ред. В. Володина. — М.: Аванта +, 2001.

21. Интернет – источник: www.detsad-kitty.ru

22. Интернет – источник: www.nsportal.ru

23. Интернет – источник: www.maaam.ru






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Опыт работы по правилам дорожного движения

Автор: Петрова Наталья Ивановна

Дата: 09.12.2018

Номер свидетельства: 489657

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "КВН  по правилам дорожного движения"
    ["seo_title"] => string(41) "kvn-po-pravilam-dorozhnogho-dvizhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "281225"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453483456"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "КВН  по правилам дорожного движения"
    ["seo_title"] => string(41) "kvn-po-pravilam-dorozhnogho-dvizhieniia-2"
    ["file_id"] => string(6) "281226"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453483463"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "КВН  по правилам дорожного движения"
    ["seo_title"] => string(41) "kvn-po-pravilam-dorozhnogho-dvizhieniia-3"
    ["file_id"] => string(6) "281227"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453483470"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Развлечение по ПДД во второй младшей группе "Как Хрюша узнал о правилах дорожного движения""
    ["seo_title"] => string(80) "razvliechieniie_po_pdd_vo_vtoroi_mladshiei_ghruppie_kak_khriusha_uznal_o_pravila"
    ["file_id"] => string(6) "374238"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1482950634"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Развлечение по ПДД во второй младшей группе "Как Хрюша узнал о правилах дорожного движения""
    ["seo_title"] => string(80) "razvliechieniie_po_pdd_vo_vtoroi_mladshiei_ghruppie_kak_khriusha_uznal_o_pravi_1"
    ["file_id"] => string(6) "374239"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1482950810"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства