kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт работы Тема: «Применение пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рисование пластилином требует определённых физических усилий. Благодаря этому движения обеих рук становятся более согласованными, кисти и пальцы рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность, что, в свою очередь подготавливает руки к рисованию и письму.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы Тема: «Применение пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей «Незабудка» № 133







Опыт работы

Тема: «Применение пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»








Воспитатель высшей категории

Петрякова Евгения Михайловна





















г. Комсомольск-на-Амуре

2020г.


Введение

Актуальность. Одной из главных задач, отмеченных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Совершенствование крупной и мелкой моторики детей выступает одним из направлений образовательной области «Физическое развитие».

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает уровень речевого, интеллектуального развития ребенка. Развитие словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

С другой стороны, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память, внимание, мышление, воображение.

К сожалению, в последнее время у многих детей дошкольного возраста отмечается низкий уровень развития мелкой моторики. Они не могут застегнуть пуговицы, молнию на верхней одежде, завязать шнурки на ботинках, неловко держат ложку, вилку, кисть, карандаш. Детям бывает трудно работать с пазлами, счетными палочками. Они не могут обвести фигуру, нарисовать по образцу или заштриховать предмет. Как результат - такие дети отстают в процессе образовательной деятельности от сверстников, испытывают дискомфорт в продуктивных видах деятельности.

Во многом, в этих проблемах детей виноваты мы, взрослые. Как часто нам не хватает терпения ждать, пока ребенок справится со шнурками или пуговицами. Мы покупаем ему рубашку на кнопках, ботинки на липучках, и мелкие движения кисти и пальцев практически исключаются из жизни ребенка. Добавим к этому отсутствие времени на занятие с детьми упражнениями, способствующими развитию мелкой моторики. Картина вырисовывается достаточно печальная.

В практике дошкольного воспитания собрано большое количество упражнений, игр, способствующих развитию мелкой моторики. Но педагоги находятся в постоянном поиске новых нетрадиционных техник, которые бы одновременно вызвали интерес ребенка к деятельности и способствовали бы развитию мелких движений пальцев рук. Наиболее полно, по моему мнению, этим требованиям отвечает пластилинография.

Рисование пластилином требует определённых физических усилий. Благодаря этому движения обеих рук становятся более согласованными, кисти и пальцы рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность, что, в свою очередь подготавливает руки к рисованию и письму.

В своей работе я применяю технику пластилинографии на протяжении длительного времени и считаю, что она способствует развитию мелкой моторики при условии ее систематического включения в образовательную деятельность.

Новизна моего опыта заключается в пролонгированном и одновременно усложняемом с возрастом применении техники пластилинографии как средства развития мелкой моторики в работе с детьми от 3 до 7 лет.

Цель: Развитие тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук посредством овладения техникой пластилиновой живописи.

Задачи:

- развивать и укреплять мышцы руки;

- обучать элементарным трудовым навыкам;

- развивать детское изобразительное творчество;

- развивать у детей навыки работы с пластилином;

- развивать эстетическое, композиционное, пространственное восприятие;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение, умение доводить начатое дело до конца.



Применение пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в практической деятельности

В технике пластилинография я работаю с детьми с 2018 г. Особенностью моей деятельности является то, что пластилиновой живописью мы занимаемся с детьми не эпизодически, а постоянно,1 раз в неделю, начиная со средней группы и заканчивая подготовительной группой, постепенно усложняя задания.

В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:

Принцип доступности

все задания должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей

Принцип интеграции

сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов

Принцип личностно-ориентированного обучения

признании ценности личности каждого ребенка, развитие его индивидуальности в процессе деятельности

Принцип комфортности

атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха

Принцип систематичности

постепенно обучать детей новым приемам пластилинографии, переходя от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний

Принцип свободы выбора

предоставляет детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, какой материал выбрать

В работе с детьми использую:

словесный (рассказ, беседа, объяснение способа выполнения);

- наглядный (показ образцов готовых картин и схем поэтапного выполнения поделки);

практический методы (дети отрабатывают приёмы различных техник пластилинографии, экспериментируют с сочетанием приёмов и техник).

Деятельность с детьми в технике пластилиновой живописи я строю поэтапно.


Этапы работы

Описание этапа

1 этап

знакомство с техникой пластилинография

Чаще всего первое знакомство происходит в начале средней группы. Ребята рассматривают картины, созданные в технике пластилинография, трогают их руками, пытаются определить материал, из которого они выполнены. Затем в игровой форме происходит знакомство с пластилином: дети попадают в пластилиновую страну, где все герои, предметы выполнены из пластилина. Здесь им встречается Пластилинчик, который знакомит детей с тем, как сделать пластилин мягким, податливым, какие правила работы с материалом существуют. Вместе с веселым героем дети повторяют цвета пластилина, знакомятся со стекой, ножницами.

2 этап

обучение детей нетрадиционной технике пластилинографии

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Учимся с ребятами смешивать пластилин разных цветов. До этого дети усвоили, что при смешивании красок получается новый оттенок. Но экспериментировать с пластилином еще интереснее. Мы придумали с ребятами игру, суть которой заключается в том, что нужно заранее, перед смешиванием цветов, определить, какой цвет может получится. За каждое верное предположение участник получает фант, побеждает тот, кто наберет их больше. К концу года дети безошибочно могут назвать оттенок, получающийся в результате смешивания красок. Дети познакомились с приемом заглаживания: для получения гладкой поверхности необходимо кончиками пальцев разгладить слой пластилина. Задача не простая, так как требует мышечных усилий. На помощь нам пришла вода. Оказывается, пальцами, смоченными в воде, можно легко разгладить пластилин по поверхности.

В средней группе ребята выполняют работу, опираясь на готовый образец, действуют по словесному указанию воспитателя; рисунок усложняется; для большей выразительности используем природный материал, бусинки, стразы.

Проводится закрепление с детьми знакомых приемов создания картин из пластилина, знакомство с обратной, контурной и мозаичной пластилинографией, выполнение работы, комбинируя знакомые виды пластилиновой живописи.

Многие детские работы выполнены в технике контурной пластилинографии. Хотя этот вид нельзя отнести к простым, однако дети с большим удовольствием делают из пластилина жгутики и оформляют ними контур рисунка (композиция «Пожарные спешат на помощь») или же заполняют весь рисунок (композиция «Радуга», «Ваза с цветами»).

Появляются первые коллективные работы. Особенно нравятся детям рисунки, созданные в мозаичной технике . Совместная подготовка материала (пластилиновых шариков) и дальнейшая работа способствует сближению детей, снятию напряжения, тревожности. Детьми созданы коллективные работы «Осенний лес», «Подводный мир».

Наряду с перечисленными видами пластилинографии дети овладевают многослойной пластилинографией и изображением больших участков картины на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением (барельеф, горельеф, контррельеф).

3 этап

самостоятельная творческая деятельность детей

Этот этап характерен для детей старшего возраста, которые освоили основные виды пластилинографии и могут самостоятельно придумывать сюжеты, подбирать материалы для их воплощения.


Свою работу в технике пластилинографии строю в соответствии с комплексно-тематическим планированием, с учётом сезона и календарных праздников. Так, например, осенью появляются картины «Осеннее дерево»; «Ежик»; зимой — «Веселый снеговик», «Елочка», к 8 Марта - подарки мамам. Изучив правила дорожного движения, создаем коллективную работу в технике мозаичной пластилинографии «Улица города».

Можно с уверенностью сказать, что пластилинография плотно вошла в нашу жизнь. И это неспроста. Уникальность этой техники состоит в том, что она интегрируется со всеми образовательными областями. В процессе деятельности, благодаря использованию художественного слова, развивается словарный запас детей; рассказывая о сюжете, изображенном на картине, дети развивают связную речь, грамматический строй речи.

В ходе бесед у детей расширяется представление об окружающем мире, происходит закрепление сенсорных эталонов: цвет, форма, величина. Закрепляются пространственные представления (впереди, вверху, слева, справа и т.д.). В ходе деятельности дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. Активно развиваются творческие способности детей; благодаря применению здоровьесберегающих технологий (физкультминуток, пальчиковых игр) происходит укрепление физического здоровья детей и, самое главное, развивается мелкая моторика.

Кроме этого, дети являются участниками различных тематических выставок, проводимых как на базе детского сада, так и за пределами его, где занимают первые места.

Чтобы самостоятельная образовательная деятельность дошкольника возникала по инициативе детей, важно создать условия в развивающей предметно – пространственной среде. В нашей группе создан уголок, в котором имеется материал к самостоятельным занятиям нетрадиционной техникой. Здесь расположены: цветной пластилин, картон, стеклянная, пластиковая основа, инструменты, разнообразный природный материал: семена, крупы. Кроме того, представлен демонстрационный материал: образцы пластилиновых картин, поэтапное изображение, работы художников, выполненных с помощью пластилинографии.


Добиться высоких результатов в вопросах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста можно лишь при тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Проведя анкетирование родителей, я выяснила, что 87% опрошенных обеспокоены вопросом развития мелкой моторики; 55% семей отмечают, что недостаточно осведомлены о способах ее развития; лепку, как средство развития мелкой моторики, используют только 35% респондентов. О пластилиновой живописи знают лишь 15% опрошенных, но никто из них не применяет ее в домашних условиях.

Мною были поставлены задачи повышения педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики с помощью техники пластилинографии, создания условий для обучения родителей основным видам пластилиновой живописи.

Для достижения поставленных задач были проведены консультации: «Что такое пластилинография?», «Роль пластилинографии в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста», «Значение мелкой моторики для развития детей»; в папке - передвижке родители смогли познакомиться с основными видами пластилинографии.

Хочется отметить, что родители чаще стали обращаться за советами по проблеме развития моторики детей; дети рассказывают о совместной деятельности с родителями, приносят интересные работы в технике пластилинография и с удовольствием показывают их.

Результативность опыта. Свою работу по внедрению пластилинографии в образовательный процесс в каждой возрастной группе я сопровождаю обязательной диагностикой уровня развития мелкой моторики на начало и конец учебного года. В основу мониторинга положены методики, описанные Гаврилиной С.Е., Кутявиной Н.Л., Топорковой И.Г., Щербининой С.В.

Данные методики позволяют определить уровень развития мелкой моторики детей от 4 до 7 лет.

Задания подобраны в соответствии с возрастом детей и объединены в 4 блока: упражнения на координацию движений, упражнение на повторение фигур из пальцев, работа с бумагой, упражнения на дорисовывание.

Выполнение каждого задания оценивается от 0 до 2 баллов (соответственно: низкий, средний, высокий уровни выполнения задания). По итогам всего мониторинга подсчитывается количество баллов, согласно которым определяется уровень развития мелкой моторики ребенка.

По результатам обследования по всем возрастным группам в течение пяти лет наблюдается положительная динамика: увеличение количества детей с высоким уровнем и снижение количества воспитанников с низким уровнями развития.

Таким образом, планомерная, целенаправленная, систематическая работа с детьми в технике пластилинография способствует эффективному развитию мелкой моторики детей 4-7 лет.


Особенности работы с пластилином


Пластилин – пластичный и мягкий материал для детского творчества, обладающий свойством принимать и держать заданную форму.

Итак, не каждый пластилин, подходящий для лепки, годится для рисования. Проведем его тестирование.

Пластилин плавающий флюорисцентный "Акваформ", компания "Гамма" (Россия): Пластилин вначале пластичный, в процессе размягчения начинает немного подсыхать. И это "немного" - играет роль во время рисования. Вначале пластилин приклеивается к бумаге, но, подсыхая, начинает крошиться. Для рисования его лучше не использовать, иначе уже в процессе работы будет происходить потеря покрытия.

Пластилин плавающий, "Луч" (Россия): Эластичнее других плавающих пластилинов. Можно смело соединять детали - они не упадут через десять минут с основы, следовательно цельность работы удастся сохранить до момента помещения в рамку и под стекло. Пластилин - матовый, если вы хотели бы получить "эффект масла", то он не отразит замысла художника.

Пластилин плавающий, Koh-I-Noor (Чешская Республика): Слабозакрепленные цвета окрашивают не только пальцы, но и пограничные элементы. Поэтому при работе таким пластилином работа будет выглядеть несколько неряшливо. Пластилин неплохо клеится к бумаге, но не держит соединение между отдельными элементами. Таким образом, это один из самых неудобных для рисования видов пластилина.

Паста для моделирования Idigo (Италия): Паста не держится на бумажной основе. Отдельные элементы также не удается соединить. Уже в процессе работы, когда основа еще лежит на горизонтальной поверхности, покрытие высыхает и начинает отваливаться кусками. Таким образом, паста вообще не подходит для рисования.

Пластилин "Мультики", компания "Гамма" (Россия): Хорошо ложится на бумагу, но труден в работе: требует хорошего нагрева в руках и длительного размягчения. Таким образом, для рисования придется не только приложить определенные усилия, но и потратить больше времени. В остальном он очень удобен и дает рельефное глянцевое покрытие, которое не крошится. Несколько подкачали в наборе оттенки, что является для многих художников важным моментом. Цвета отличаются насыщенностью, но не чистотой.

Пластилин на растительной основе, Jovi (Испания) Очень мягкий пластилин, рисовать с его помощью достаточно удобно. Хотя он хорошо подходит только для нанесения на основу методом размазывания. Создавать рельефные картины с его помощью труднее: он легко теряет форму, да и количества в наборе обычно недостаточно для рельефной картины. Пластилин дает глянцевое покрытие.

Пластилин с золотом "Престиж", компания "Луч" (Россия): У этого пластилина - все в меру: он достаточно жесткий, чтобы держать заданную форму (тем самым он дополнительно укрепляет основу) и достаточно мягкий, чтобы наносить на основу. Кроме того, он в меру "липкий", но не размазывается по пальцам. Пластилин идеально подходит для рисования пластилином.

Восковой пластилин "Малыш", компания "Гамма" (Россия): Удобен для рисования маленьким детям, так как пластилин - мягкий, хорошо клеится к основе и между собой, легко распределяется по поверхности, при этом мало пачкает руки.

Пластилин, Koh-I-Noor (Чешская Республика): Очень похож по характеристикам на плавающий пластилин Koh-I-Noor, чуть эластичнее. В любом случае с ним лучше не связываться в качестве пластилина для рисования.

Несколько советов начинающим.

Для основы картины лучше использовать плотный, неглянцевый картон. Можно и бумагу для рисования, но также плотную, чтобы картина держала форму и не сбрасывала готовые элементы. В качестве долговечной основы подойдет оргстекло и фанера.

При частичном покрытии поверхности, проверьте предварительно качество соединения пластилина с основой. Если пластилин плохо приклеивается, он в любой момент работы может отвалиться.

Стек используют для нанесения контуров на пластилиновую поверхность или придания поверхности фактуры.

Дополнительные детали можно сделать из бусин, бижутерии, пуговиц, желудей и других мелких элементов.

Наносите пластилин с верхней части картины, чтобы не испортить ладонью уже готовые участки.

Готовую работу можно вставить в рамку со стеклом. Таким образом удастся надолго сохранить цельность картины и защитить ее от налипания пыли.

Приемы работы с пластилином и возраст ребенка:

С младшего возраста дети с помощью родителей (взрослых) могут освоить следующие простейшие приёмы работы с пластилином:

Раскатывать «колбаски» и «шарики»,

Сплющивать «лепешки»,

Вытягивать пластилин,

Слеплять детали друг с другом.

Регулярная работа с пластилином уже к старшему дошкольному и младшему школьному возрасту позволяет ребенку создавать более сложные композиции (фигурки, пластилинографию) с помощью разнообразных и комплексных приёмов:

Выполнение декоративных налепов разной формы,

Прищипывание,

Сплющивание,

Оттягивание деталей от общей формы,

Плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. В

И даже смешение разных цветов пластилина для получения промежуточных оттенков - приём «вливания одного цвета в другой».

Приемы нанесения пластилина на основу.

Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начать в младшем возрасте с простых приемов и создания простых картинок, постепенно к старшему возрасту переходить к созданию более сложных картин.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема.

Первоначальными приёмами обучения в рисовании пластилином являются: скатывание пластилиновых шариков, очень небольших размеров (не более 3), их надавливание, размазывание по поверхности основы (плотный картон) для создания плоского или полурельефного изображения.



Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

Смешивание пластилина.

Для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами:

Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.

Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Пластилин наносят на картину не кистью или валиком, а пальцами. С такой работой справится не только взрослый, но даже карапуз. К тому же в пластилиновую картину всегда можно внести коррективы. НО! Есть к пластилину одно главное требование - он должен хорошо держаться на основе. Плюс ряд "неглавных" требований: материал должен быть эластичен (чтобы не трескался и не отваливался кусками), гладким (чтобы элементы не выглядели, как кожа бегемота), теплостойким (чтобы не потерять шедевр однажды жарким днем).

Заключение

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем. Многие педагоги, психологи, физиологи отмечают, что ребенок, умело владеющий кистями рук и пальцами, реже испытывает трудности в речевом, познавательном развитии.

Одним из средств развития мелкой моторики является пластилинография - нетрадиционная техника, сочетающая лепку и рисование.

Применение данной техники мною на протяжении 5 лет, дало положительный результат.

В ходе целенаправленной, планомерной, продолжительной работы, у детей отмечаются позитивные изменения в речевом, познавательном развитии. Кроме этого постепенно исчезла скованность движений, кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, улучшились навыки самообслуживания, повысилась творческая активность воспитанников. Дети освоили различные технологические приёмы и способы работы, у ребят повысился интерес к работе с пластилином, они проявляют усидчивость и стремление к успешному завершению своих творческих работ, сформировано умение планировать работу, доводить начатое дело до конца. Существенно повысился уровень развития мелкой моторики; к концу учебного года во всех возрастных группах наблюдается положительная динамика.

Результаты работы позволяют говорить о том, что использование пластилинографии способствуют развитию мелкой моторики у детей 4-7 лет.

Данный опыт может быть использован педагогами дополнительного образования, воспитателями дошкольных учреждений, родителями.

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

Наш опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Петрякова Евгения Михайловна

Дата: 05.05.2021

Номер свидетельства: 579823

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Кружковая работа "
    ["seo_title"] => string(18) "kruzhkovaia-rabota"
    ["file_id"] => string(6) "213256"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432022194"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Программа вариативного компонента (Кружок пластилинографии "Пластилиновая сказка") "
    ["seo_title"] => string(84) "proghramma-variativnogho-komponienta-kruzhok-plastilinoghrafii-plastilinovaia-skazka"
    ["file_id"] => string(6) "222373"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436244900"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства