kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт работы в средней группе по теме: "Ознакомление детей с предметами быта и народными традициями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешна решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы в средней группе по теме: "Ознакомление детей с предметами быта и народными традициями"»

Красоту, чистоту мы у старших берём. Саги, сказки из прошлого тащим.

Потому что добро остаётся добром в прошлом, будущем и настоящем.


Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по- иному, многое заново открываем и переоцениваем.В первую очередь это относится к прошлому, которое, мы оказывается знаем поверхностно. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и освоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорится в нашем народе : «с молоком матери» ребёнок должен должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры- забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народно- прикладного искусства, знакомство с предметами быта. Предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка , воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет понять с самого детства, что они - часть великого русского народа. Давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки и, пословицы, поговорки, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Как сложно довести до понимания детей даже короткое фольклорное произведение, так как в закличках, потешках встречаются часто слова, давно не употребляющиеся в разговорной речи.

Таким образом, я решила работать над темой «Ознакомление детей с предметами быта и народными традициями».

При составлении перспективного плана работы по данной теме я старалась адаптировать используемую литературу к возрасту детей, учитывала так же особенности быта и традиций нашего края.

Работу в средней группе по ознакомлению детей с предметами быта и народными традициями я начала с повторения знакомого фольклорного материала, закрепления знаний о знакомых предметах быта.

Продолжая работу с детьми в средней группе, я поставила следующие задачи:

- определить круг объектов в соответствии с возрастом детей;

- определить комплекс условий, необходимых для успешного усвоения материала,

-работать в тесном контакте с родителями,

-разработать перспективный план работы по ознакомлению с предметами быта и народными традициями.

Уже первые шаги в младшей группе показали, как велик интерес детей к народной культуре. В средней группе мы изготовили макет избы в групповой комнате. Это дало возможность детям соприкасаться с народной культурой ежедневно, независимо от посещения музея. Большую помощь в этом оказали мне родители. Наш уголок пополнился новыми предметами русского народного костюма, дети имеют возможность пользоваться кокошниками двух видов. Костюмы стали отличаться разнообразием бус, пёстрыми шалями. В уголке я поместила только те предметы, с которыми дети уже знакомы.Основной моей задачей было не создание музейной атмосферы, а введение детей в особый самобытный мир путём его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей были помещены и некоторые предметы, имитирующие реальные. Например, в макете избы натуральные резные шкатулки имитируют сундуки. Все предметы народного быта имеют в макете плосковтное изображение.После того , как убранство уголка деревенской горницы было завершено, я продумала введение новых персонажей. Ориентируясь на перспективный план работы по данной теме, я перенесла хорошо знакомых персонажей Машу и Ваню из игрового уголка в музей деревенской горницы, уютно разместив их за расписным столом с самоваром.Более подробно хочу остановится на одном персонаже, на порявление которого я возложила реализацию многих задач. Это домовёнок Кузя, хорошо знакомый детям по мультфильму. Его жилище находится за печкой. Образную игрушку я сделала своими руками, таким, каким я себе его представляю. Домовёнок поселился в нашем уголке деревенской горницы. Домовёнок очень любит общаться с детьми, и , безусловно он любимец ребят. Он большой большой шутник, весельчак, затевает с детьми забавные игры, забавы. Дети принимают Кузю за своего товарища и дорожат дружбой с ним. Он является авторитетом даже вне стен групповой комнаты. Например, на музыкальном занятии он может внезапно исчезнуть или что-то подарить. Он представитель мира русской сказки, носитель народной мудрости. Когда он рассказывает о древне прошлом , его истории вызывают доверие детей.Однако он плохо ориентируется в современной жизни и часто просит детей рассказать, что они о ней узнают.Кузя появился на занятиях с детьми во второй младшей группе и бедет с нами до ухода детей в школу. Дети, как известно любят сказки. Кузя знает их множество. Он рассказывает их с шутками, прибаутками. Хранит он свои сказки в волшебном сундучке. Иногда из него появляются странные и интересные вещи. Кузя может начать рассказывать сказку неправильно. Тогда дети помогают ему её вспомнить. Из сундучка Кузи могут «пропасть» неизвестно почему загадки, или наоборот, отгадки. И дети приходят ему на помощь.

У Кузи, как у любого человека, может быть плохое настроение, он может быть чем-то озадачен. И всегда ребята со мной (Хозяйкой) приходят ему на помощь. Диалог Хозяйки и домовёнка- отличный приём, при помощи которого можно познакомить с с достаточно сложными понятиями, явлениями, взаимосвязями. Иногда Кузя выступает как знаток, в другом случае дети и хозяйка что-то объясняют Кузе. Полностью включяясь в игровую ситуацию, дети воспринимают Кузю как живое существо. И когда вечером дети с сожалением расставались с домовёнкм, я ввела персонаж доуга Кузи. Им стал Нафаня.Теперь они живут вместе. Нафаня приходит на помощь Кузе и знакомит с новыми играми. В этих развивающих дидактических играх дети закрепляют и систематизируют знания о предметах народного быта. Мною были разработаны дидактические игры «Что лишнее?», «Собери картинку», «»Что изменилось». Лото «Назови правильно».

Закрепляя ранее полученные знания у детей, в средней группе я стараюсь дать расширенные знания о хорошо знакомых детям предметах. Например, при закреплении знаний о половиках, знакомила с лоскутным одеялом, техникой их изготовления; расширение знаний о самоваре даю на основе сравнения деревянного резного самовара, расписного и ранее знакомого детям, не используемого в быту.

В средней группе был определён ряд предметов народного быта, с которыми дети знакомятся впервые. Так при рассказывании русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» дети познакомились со скалочкой, которую принесла лиса. Осенью при проведении занятия «Октябрь пахнет капустой» дети познакомились с деревянным корытцем и тяпкой. С приходом зимы дети узнали о назначении прялки, веретена, волшебных спиц. Знания были даны без лишней детализации, в соответствии с возрастом, используя куклу Машу, одетую в шерстяные вещи или играющего с клубочком котёнка. Дети познакомились с утюгом на углях и вальком в сравнении с современным утюгом. В тематической ООД «Хозяйкины помощники» дети получают знания о корыте, вёдрах, стиральной доске, коромысле.

Предшествующая работа для ознакомления детей с народными традициями проходила в различных видах деятельности. Так, в средней группе дети получили знания о предметах быта как музыкальных инструментах (деревянные ложки). Были проведены тематические ООД «Русская балалайка», «Козлик и дудочка».Одновременно закреплялись знания о русском народном костюме при проведении ООД «Сошью Маше сарафан» (дети читали потешку, нанизывали бусы из рябины). Вводились новые предметы народной одежды (тулуп, шаль, валенки, рукавички). При проведении дидактической игры «Оденем Машу на прогулку».

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Поэтому разучивали с детьми народные подвижные игры. Проводилась физкультура «Матрёшки», по сюжету русской народной сказки «Колобок», «Возьмём в руки молоток и построим теремок». Весной планируется ООД «Мы кормушку смастерили». Отличительной чертой этих ООД является не только использование подвижных игр. Народный колорит придаёт им использование элемен7тов русского народного костюма., народных потешек, закличек, потешек, загадок.

После проведённой предшествующей работы дети активно участвовали в традиционной «Осенней ярмарке»; «Пришла Коляда- отворяй ворота», «Масленица годовая- наша гостья дорогая».

Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на народных музыкальных инструментах. Дети знакомы с колокольчиком, деревянными ложками, свистульками, дудочкой.

Большую радость приносят детям народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрёшки. С помощью родителей была организована выставка матрёшек. Дети узнали о разнообразии игрушки, о работе народных мастеров.

Начатую работу по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры необходимо совершенствовать, расширять и углублять.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шаповалова Евгения Леонидовна

Дата: 03.10.2017

Номер свидетельства: 430694


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства