kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт развития музыкальной одаренности детей старшего дошкольного возраста, через кружковую деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы с  музыкально -одаренными детьми дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт развития музыкальной одаренности детей старшего дошкольного возраста, через кружковую деятельность»



«Опыт развития музыкальной одаренности детей старшего дошкольного возраста, через кружковую деятельность»



«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву

на которой особенно успешно они произрастают»



Г. Нейгауз


Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры и всех областей социальной жизни. Работа с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов. Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в жизни.

Меня, педагога, проработавшего много лет с дошкольниками, и отвечающего за их музыкальное развитие не могла оставить равнодушным проблема индивидуализации педагогического процесса с одаренными детьми и детьми, имеющими предпосылки музыкальной одаренности. Из практики я точно знаю, что такие дети нуждаются в проведении с ними дополнительной работы. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Работа с музыкально одаренными  детьми, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов моей профессиональной деятельности.


Цель моей работы : Выявление и поддержка музыкально одаренных детей ,а также развитие оптимальной музыкальной образовательной среды ,способствующей самореализации личности.

Исходя из этого наметила несколько этапов работы:

1 Этап

Подбор методов, приёмов развития и инструментария для выявления детей с выраженной музыкальностью;

2 этап. Организация индивидуальной и кружковой работы с одаренными детьми, а также взаимодействия с педагогами и родителями.


3 этап. Результативность. Участие в мероприятиях, праздниках, концертах, конкурсах.

  • Актуализация творческих возможностей (музыкально) одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями, педагогами ДОУ .


Музыкальная непосредственная деятельность – моя основная форма работы с детьми, но как правило ее не хватает мне для реализации ,каких то грандиозных планов, творческих проектов. И всегда есть дети особенно выделяющиеся из группы, которые особенно эмоционально реагируют на музыку, которые хотят заниматься еще и еще и очень огорчаются ,когда занятия подходят к концу. Таких детей я сразу вижу, невооруженным глазом, но есть и дети другие ,не такие и лидеры, но тоже очень способные, они выявляются на основе диагностических данных, которые я провожу вначале учебного года.

Так как диагностика включает в себя умения и навыки по всем разделам музыкальной деятельности (это пение, движение, музицирование),то исходя из этого я определяю творческий потенциал ребенка ,со своими способностями. Например с певческой или танцевальной.

Таким образом, в ходе диагностики выявились дети с высокими уровнями развития музыкальности,( %),с которыми я наметила дальнейшие пути развития.

На следующем этапе ,после проведенной консультации с родителями детей, по выявлению музыкальных способностей им была предложена и индивидуальная работа, по специальным маршрутам сопровождения и дополнительная кружковая работа.


Вот уже более 10 лет я работаю с программой дополнительного образования- Кружок «До-ми-соль-ка». Это кружок создан для детей старшего дошкольного возраста, для детей с выраженными музыкальными способностями, любящими и желающими научиться петь . Обучение в кружке предполагает выступления на праздниках, концертах, участие на фестивалях, конкурсах, творческих проектах на местном, муниципальном и областном уровнях.

Особенность программы кружка заключается в том, что дети в игровой форме развивают свои вокальные данные: путем артикуляционной гимнастики, фонопедических упражнений по методу В.В.Емельянова, различных попевок и распевок.



Задачи программы:

  1. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать, творческое воображение.

  2. Помочь детям овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.

  3. Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности.


Создав благоприятный к работе эмоциональный фон мы начинаем заниматься подготовкой артикуляционный аппарата, это (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка, отграничение движений языка и нижней челюсти) На моих музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет с хлопками под музыку, а так же в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями.

Неотъемлемой частью подготовки к пению являются и песенки- распевки- это маленькие, коротенькие мелодии, задачей которых является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата, сюда входят знакомые с детства нам потешки, только связанные в определенную мелодию, например такие как: «У кота воркота», « Дождик, дождик», «Божья коровка» и мн.др.

Также на стадии распевок я охотно использую и нотную грамоту, что очень нравится детям, они запоминают последовательность нот в восходящем и нисходящем движении, а затем сами играют в игру «Дирижёр».

Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

Особенно считаю необходимым  для отдыха голосового аппарата делать паузы в 1-2 минуты (физминутки).Это различные музыкальные игры с движениями, или игры с ускорением,под сопровождение такие как «Самолет», «Пельмешки», «Вперед 4 шага» и многие другие.

Самая трудоемкая и интересная работа-это непосредственно работа над песенным репертуаром.

Здесь я стараюсь интересно преподать детям новую песню, например загадав загадку дети отгадывают про что или про кого мы будем учить песню, включаю на компьютере видео запись песни, в исполнении артистов, либо сама исполняю ее. Разобрав песню по смыслу, поговорив о ней, мы начинаем учить текст песни, добавляя различные звучащие жесты, чтобы тем самым запомнить и ритм песни. Запомнив слова –переходим к мелодии, сначала мы учим сложные места, затем полегче, также сопровождая хлопками и притопами. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

Чтобы добиться более развивающего эффекта использую в работе различные методические приемы, по разучивании песен: такие как:

Споем песню с полузакрытым ртом; произношение слов шепотом в ритме песни; задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит и мн.др.


Через 2-3 занятия, когда песня будет выучена мы добавляем ей движения, или что называется «ставим номер», что очень нравится детям,и каждый раз они спрашивают : «А как эту песню мы будем петь полукругом ,врассыпную или группами?» И я разрешаю детям самим принимать участие в постановке номера и ко многим я прислушиваюсь.

Я считаю, что пение с движениями, дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся.

Также на завершающейся стадии у нас идет работа над выразительным артистичным исполнением.


После плодотворней работы ребята любят и пошалить-поиграть в игры с голосом, такие как: «Ау», «Любимый цвет», «Музыкант» ,а также, порелаксировать на мягком ковре, под красивую классическую музыку.

Очень важным в своей работе является подбор музыкального материала. Стараюсь подбирать его с учетом возможностей и предпочтений детей, а также идти в ногу со временем. Но и не забываю об охране детского голоса, не допускаю в своей работе форсированного звука и громкого пения, а также пения в неудобном для детей диапазоне.


Как я уже говорила выше моя работа строится и на индивидуальных занятиях с детьми. После выявления одаренности мною составляется индивидуальный маршрут для различных видов одаренности, например, танцевальной, вокальной, или театральной.

В основном это будущие солисты в песнях, танцах или главные герои утренников. А также неотъемлемые участники различных конкурсов, как городских, так и региональных.


Одним из необходимых условий взаимодействия с одаренными детьми является организация работы с их родителями.

Взаимодействие с семьями воспитанников я выстраиваю по следующим направлениям:

Информационно-аналитическое направление реализую через анкетирование, опросы, беседы с родителями.

Познавательное направление реализуется через проведение консультаций, бесед, мастер-классов.  Оформляю  печатные буклеты, памятки. Выставляю информацию на интернет сайте ДОУ.

В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности мотивирую их к помощи детям, к поощрению их стараний и достижений, а так же к содействию дальнейшего обучения детей  в ДШИ и вокальных студиях города.

Развлекательное направление мной реализуется  через проведение  праздничных развлекательных программ, праздников, концертов , конкурсов с участием родителей и детей.


Успех моей работы невозможен и без совместной деятельности с педагогами, которые активно помогают, организуют самостоятельное музицирование детей в группе. В работе с воспитателями используются открытые просмотры, консультации, беседы, круглый стол, семинары, где педагоги детского сада знакомятся с программными задачами, методами и приёмами обучения детей пению. С каждым воспитателем индивидуально разучивается песенный репертуар, даются рекомендации по использованию знакомого музыкального репертуара на других занятиях и в повседневной жизни детского сада. Воспитатели оказывают действенную помощь в обучении детей пению, они умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей детей. В группах есть центр музыкального развития, диски и кассеты с музыкой для детей, в том числе музыкой для режимных моментов: колыбельные песни, музыка разного характера.


Я считаю, что итогом моей работы с одаренными детьми являются Выступления детей на различных мероприятиях, концертах фестивалях и конкурсах.

Дети по окончании детского сада продолжают заниматься на

Различных творческих площадках таких как ДШИ, МАУК «Арт-Вояж», «Молодежный центр».


Из практики  могу сказать, что работа, систематически проводимая мною в  данном направлении в течение многих лет, эффективна, результаты тому подтверждение. У детей, благодаря пению улучшилась дикция, появился легкий, полетный голос, дети научились открыто и раскрепощеннее держаться на сцене, активизировалась творческая деятельность, повысилась самооценка и уверенность в своих силах.

Каждый педагог должен помнить: «Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, – реальны. Главное - верьте и действуйте с душой»













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Косинова Наталья Васильевна

Дата: 24.05.2020

Номер свидетельства: 551218


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства