Просмотр содержимого документа
«"Организация двигательной деятельности в ДОУ"»
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
(консультация)
Составитель: Гомивка Е.В.,
воспитатель МДОУ №7 г. Шахтёрска
Успех в жизни в значительной мере зависит от умения человека нестандартно мыслить, находить оригинальные пути решения проблем и конфликтов, видеть несколько возможных решений и прогнозировать их последствия. Поэтому, если мы можем воспитать успешную, счастливую, конкурентоспособную личность, стоит с детства развивать ее креативные способности.
Основой полноценного гармоничного развития личности ребенка является его физическое воспитание и общее оздоровление. Специально организованная физкультурно-оздоровительная работа в детском саду в полной мере может способствовать формированию и развитию творческой личности при условии создания креативного развивающей среды. Поэтому я оборудовала в группе физкультурный уголок где разместила комплекс «Здоровье», массажер «Беговая дорожка». Ортопедический уголок оборудовала нестандартным оборудованием необходимым для самомассажа и релаксации. В своей работе я прежде всего обеспечиваю позитивный микроклимат для свободы действий малышей и познание ими своего «Я», способствую реализации йх личностного потенциала, побуждаю к творческой импровизации, формирую любознательность, рефлективность, адекватную самооценку. Этой цели достигаю при проведении: этюдов психогимнастики, эмоциональных упражнений; игр для развития воображения, фантазии; работе в физкультурно-оздоровительных центрах с использованием нетрадиционного физкультурного оборудования. Развитию креативности в значительной мере способствует игра, поскольку это активная, творческая деятельность, во время которой малыши приобретают опыт, получают много впечатлений, формируются как личность. Поэтому в своей работе я использую разнообразные подвижные игры, в том числе сюжетные.Развивающий потенциал подвижных игр:
- позволяют ребенку упражняться в различных видах деятельности-двигательной, игровой, речевой, театрализованной и тому подобное;
- обеспечивают организацию исследовательского поиска .( Например, предлагаю такие поисковые задания: «Как можно иначе играть в эту игру?», «Как можно изобразить лису, волка, медведя?», «Как пройти по мостику, чтобы не упасть?», «Как когда-то давно могли играть в эту игру?»).
- побуждают дошкольников к речевому творчеству. По представленному образцу дети строят высказывания – реплики в диалоге, самостоятельные суждения; составляют заклички к игры, загадки, считалки для распределения ролей; создают собственные варианты стихотворных сопровождений игры, поговорок для оценки участия игроков и тому подобное.
- способствуют активизации и развитию логического, образного, абстрактного и креативного мышления ( с использованием приемов ТРИЗ) в игре дети учатся комбинировать полученные знания и навыки; создавать новые ситуации, образы, игровые задания; «входить» в образ персонажа, воплощая его различными выразительными средствами; использовать природный и другие материалы для изготовления игровых пособий и атрибутов; определить идеальный конечный результат и достигать его.
Физкультурные занятия
Развития креативности детей способствуют сюжетные физкультурные занятия которые я разработала по методике Ефименко, такие как: «Путешествие в Африку», «Поможем Буратино», «На Хортице» и другие, на которых дети перевоплощаются в разных героев и выполняют интересные задания: ползут по пещере, перепрыгивают с камешка на камешек, пролазят под поваленным деревом, лазят за бананами, как обезьянки. На физкультурных занятиях я также использую фольклор. Он оживляет и разнообразит их, способствует творчески – двигательной инициативе детей. Это могут быть малые формы народного творчества (песенки, мирилки, считалки, заклички к играм, народные подвижные игры с танцами и песнями) или же отдельные сюжетные линии, мотивы, персонажи. Благодаря тому, что образы – персонажи хорошо известны и понятны, детям лучше удается имитировать их движения, поведение (например: «лиса-красавица» - ходьба с гордой осанкой). На основе фольклорных произведений и мотивов строю цели занятия.
Типы фольклорных физкультурных занятий
- подвижно – творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества – потешках, загадках, стихах. При проведении физических упражнений можно использовать 10-15 потешек или загадок двигательного характера или задействовать сюжет одной или двух сказок, дополняя их малыми фольклорными формами.
- сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением» элементов фольклора. Их проводят в форме «двигательного» рассказа или сказки.
- театрализованные физкультурные занятия, на которых дети выполняют имитационные, мимические и пантомимические упражнения, инсценировки и игры-драматизации, играют разные роли, подражая или копируя действия людей, животных и птиц.
В своей работе использую инновационные оздоровительные технологии, а именно: точечный массаж биологически активных зон организма и ушных раковин по методике Уманской, самомассаж ног и спины.
Креативные упражнения для ног.
Так хождение босиком и разнообразные упражнения для стопы издавна были естественными методами закалки и оздоровления. Современные исследователи объясняют это тем, что на стопе находится большое количество нервных окончаний, которые влияют на энергообмен, а тренировка мелкой моторики пальцев ног способствует также развитию соответствующих участков головного мозга. Для гиперактивных детей, нуждающихся в большем движении, гимнастика для пальцев ног улучшает телесную самоорганизацию. Особенно нравится малышам рисование стопами, ведь такое упражнение содержит игровой элемент. Разновидностями такой задачи является игра «Ноги танцуют» (рисуют стопами и пальцами ног по развернутой на полу рулона обоев) и мысленное рисование на ковре (летом на песке) букв, цифр, геометрических фигур и тому подобное. В течение дня с целью психологической разгрузки и обеспечения состояния уравновешенности и душевного спокойствия провожу психогимнастические упражнения, игры, медитации, упражнения для снятия нервно-эмоционального напряжения.
Подвижная психогимнастика
Упражнения с психогимнастики учат управлять своим внутренним состоянием, развивают эмоциональную сферу, вызывают у малышей яркие чувства, способствуют воспитанию эмпатии, побуждая ребенка воссоздать образ предмета или явления в движениях, наделить его определенным характером, чувством, настроением.
Например
Психогимнастика « Я – солнце»
Я – солнце. Я просыпаюсь. Я умиваюсь. Расчесываю свои лучи и поднимаюсь медленно и торжественно. Я – большой шар. Во мне много тепла и света. Я – большое солнце. Я дарю свое тепло всем: и небу, и облачкам, и рекам, и деревьям, и цветам, и людям.
Я импровизирую движения. Дети повторяют их, фантазируют сами. Любое физическое движение в психогимнастике воссоздает определенный образ фантазии, насыщенный эмоциональным смыслом. Таким образом активизируется деятельность психических функций – мышления, восприятия, памяти, внимания, а также эмоциональная сфера и двигательная деятельность. А мои комментарии стимулируют еще и внутреннее внимание детей к этим процессам. Ведь малыши не просто выполняет различные ритмичные движения, но и представляет себя, например веселым зайчиком, который играет с солнечным зайчиком, прыгая за ним по поляне. Такие игровые упражнения дают детям большое удовольствие, активизируют фантазию, улучшают ритмичность, ловкость и координацию движений.
Познавательный компонент в физической деятельности
Одним из средств оптимизации процесса физического воспитания и развития творческой личности является активизация познавательного компонента физической деятельности детей. Наиболее эффективно это происходит во время прогулок на лоне природы. Управляемые познавательным процессом и приобретенным двигательным опытом, малыши самостоятельно, согласно сезона, выбирают природный материал для выполнения движений: бросают каштаны или снежки, обходят и перепрыгивают лужи, снежные сугробы, камни, бревна, догоняют подхваченные ветром крылатки ясеня или клена, семена одуванчика и тополя, ходят прямыми и извилистыми тропами по одному или в парах. Познавательный компонент проявляется и во время несложного экспериментирование, в процессе которого малыши приобретают когнитивного и двигательного опыта общения с объектами и явлениями природы (осторожно на цыпочках подходят к птицам, животным, подражают их движения; касаются растений или их частей; быстро убегают от насекомых; бросают в ручей листочки, веточки, наблюдая за ними и соревнуясь в том, кто дальше бросит, чей листочек быстрее доплывет )
Самостоятельная двигательная деятельность детей
Кроме организованных занятий и упражнений, я создаю условия и отвожу время и для детской двигательной самостоятельной деятельности, в которой полнее раскрываются индивидуальность, склонность малышей к творчеству. Бесцельное, на первый взгляд, беготня, бессмысленное бросание предметов на самом деле является способом самовыражения ребенка и подготовки к овладению более сложными движениями.
Для самостоятельного выполнения я предлагаю детям такие движения: лазание, упражнения с мячом, прыжки через длинную и короткую скакалку, метание в цель, бег, катание на качелях. Даю возможность малышам самим выбирать для занятий любимый вид движений, но контролирую качество их выполнения, слежу за поведением детей, поддерживаю их интерес, а если надо, то показываю и объясняю, как выполнять упражнения. Самостоятельные занятия физическими упражнениями формируют у детей умение выбирать и выполнять без помощи взрослых физические упражнения, развивают инициативность, активность, организаторские способности, желание действовать творчески.
Таким образом я, как педагог все время пытаюсь побудить детей к творчеству, создаю соответствующие условия для их личностного развития и самовыражения, а главное – творю вместе с ними на занятиях и в повседневной жизни.