Организация эффективного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения общеобразовательного вида
Организация эффективного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения общеобразовательного вида
В статье рассматриваются вопросы организации эффективного сотрудничества семьи и ДОУ. Описан опыт организации сотрудничества на базе БОУ г. Омска "Детский сад №5".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация эффективного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения общеобразовательного вида»
Воспитатель 2 младшей группы
БДОУ г. Омска «Детский сад 5»
Бойкова Кристина Вячеславовна
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДА
«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и
больше всего - люди. Из них на первом месте родители и педагоги»
(А.С. Макаренко)
В настоящее время особое внимание уделяется созданию условий для развития организации взаимодействия дошкольного учреждения и семей воспитанников. Вступивший в силу закон «Об образовании в РФ» №272-ФЗ и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования со всех сторон четко прописал роль семьи в жизни своих детей и указал преимущественное право родителей на их обучение и воспитание. Закон об образовании в ст. 44 впервые определил ответственность, права и обязанности родителей за воспитание ребенка [6].
Вопросы взаимодействия дошкольного учреждения и семейного воспитания актуальны, и находятся на первом месте. Но, к большому сожалению, единого подхода и методических разработок к организации эффективного взаимодействия на сегодняшний день нет. Многие ученые (Арнаутова Т.В., Данилина Т.А., Голубева Л.В., Куликова Т.А., Зверева О.Л., и др.) в один голос утверждают о целесообразности совместного участия, взаимодействия этих двух систем в воспитании подрастающего поколения.
Российский педагог А.С. Симонович (1840–1933) утверждала, что воспитание детей является не частным делом, а общественной обязанностью родителей, для выполнения которой требуются соответствующая обстановка, необходимые материальные условия жизни, а также элементарные знания родителями педагогической науки. В связи с этим Симонович подняла вопросы о роли детского сада в дополнении семейного воспитания.
Е.А. Аркин (1873–1948) отмечал, что все лучшее, что получает ребенок в семье, надо сделать достоянием детского сада, а все лучшее, что приобретает в детском саду, должно находить продолжение и опору в условиях семьи. [2]
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для адаптации ребенка в обществе. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую, познавательную активность, раскрывает индивидуальность. Она оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа - прямая функция семьи. А так же именно в семье приобретаются все навыки правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. Наверное это явилось бы идеальной моделью воспитания, которая мало кому доступна. Именно здесь приходит на помощь дошкольное учреждение, которое играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. [1]
В связи с этим становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Нужно заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей.
Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Современные комплексные программы («От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, «Радуга» Т.Н. Дороновой и др., «Истоки» под ред. Л.А. Парамоновой и др., «Из детства – в отрочество» Т.Н. Дороновой и др.) направлены на решение следующих задач сотрудничества с родителями: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие, создание условий для развития личности дошкольника, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям и т.д.[2]
Поэтому я стараюсь постоянно совершенствовать содержание и формы работы, стремлюсь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности. От совместной работы с родителями зависит дальнейшее развитие ребенка. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.
В настоящее время на базе детского сада №5 общеобразовательного вида проводится целый комплекс мероприятий для установления доверительного взаимодействия с родителями в образовательном процессе.
Анкетирование. В начале года, при поступлении ребенка в наш детский сад, проводится анкетирование родителей. Где можно узнать о состав семьи ребенка, его привычки, любимые игры, увлечения и т. д. Наличие такой анкеты позволят осуществить гораздо более быструю адаптацию ребенка в новой среде.
Тетрадь взаимодействия. В течение всего периода обучения заводится индивидуальная тетрадь ребенка для рекомендаций и практикумов. Где родители имеют возможность узнать и освоить методы и приемы развития у детей тех или иных навыков. Активизировать и закрепить полученные знания в образовательном учреждении по рекомендации педагога. Ведь дети 2 младшей группы нуждаются в постоянном закреплении достигнутых успехов.
Консультации. Педагоги систематически оказывают родителям консультативную помощь по вопросам воспитания и развития детей, рекомендуют ознакомиться с педагогической литературой. В совместном решении обучающих и воспитательных задач повышается эффективность педагогической помощи детям.
Он-лайн общение с родителями посредством интернет сайта Родителей имеют возможность поближе познакомиться с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка; педагогическое просвещение родителей по их запросам.
Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов. Родители с большим интересом принимают активное участие во всех мероприятиях нашего учреждения. За время подготовки к предстоящему развлечению родители делятся личным опытом, помогают друг другу в решении определенных задач. Возможно, например при проведении спортивно — игровых соревнований, для участия, пригласить только 1-2 родителя из всей группы, для более направленной работы индивидуального плана. Дать возможность определенному родителю увидеть как его ребенок взаимодействует с другими детьми, тем самым приблизить родителя и ребенка друг к другу.
Театрализованные представления детей для родителей и с их участием. Благодаря таким мероприятиям дети учатся, не бояться выступать не только перед своими, уже хорошо знакомыми и близкими товарищами, но и перед более широкой аудиторией. Не говоря уже о том, какое удовольствие получают родители от успехов их детей.
Родительские собрание. Направления их разные, в зависимости от темы, состава участников и задач: круглый стол; тренинг; практикум; решение педагогических ситуаций; обмен опытом семейного воспитания; видео просмотры по организации жизни детей в учреждении; организация совместной деятельности детей и родителей. В результате дискуссий по проблемам родители сплачиваются и становятся постоянным участниками всех мероприятий и встреч в детском саду.
Проведение непосредственной образовательной деятельности в присутствии родителей. Родителям представляется возможность как говориться посмотреть на ребенка «со стороны». Насколько он внимателен при проведении педагогом образовательных моментов, его способность сосредоточить внимание, воспринимать предложенную информацию и т. д.
Потребность в здоровом образе жизни, развитый интеллект и широкий кругозор, интеллигентность в общении, эстетическое восприятие мира – вот конечный результат совместной воспитательной деятельности семьи и дошкольного учреждения. Принципы и подходы, которые должны работать на конечный результат, реализуются в детском саду и дома. Противоречия в воспитательных подходах семьи и дошкольного учреждения общеобразовательного вида пагубно отражаются на эффективности воспитательного процесса. Эффективность педагогической работы с детьми может быть достигнута только совместными усилиями и взаимодоверии семьи и детского сада.
Семья и детский сад – это два общественных института, они стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга. У каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать друг с другом в интересах ребёнка. Главное, что мы можем сделать – это установить доверие между семьёй и детским садом, что позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.
Работая над решением данной проблемы взаимодействия ДОУ с семьей, можно добиться того, что значительно улучшаются взаимоотношения с детьми, родителями и воспитателями, что инициирует подъем в развитии таких функций, как охрана и укрепление здоровья наших детей, развивающая (воспитывающая и обучающая) и профессиональное самосовершенствование.
Список литературы:
Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С. 88-94
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей (методические рекомендации для педагогов и родителей) – URL: http://festival.1september.ru/articles/313799 (дата обращения: 28.01.2013).
Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. - М..: "Просвещение", 2011. - 190 с.
Методика эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей – URL: http://www.allbest.ru (дата обращения: 28.01.2013).
Рогачёва Ю.Б., Телеляева О.М. Учебно-методическое пособие по подготовке к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 050711 Социальная педагогика. – Омск, 2007. – 229с.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 03.08.2018 года.