Организация и методика проведения занятий рисованием
Организация и методика проведения занятий рисованием
Чтобы каждое занятие было не только интересным для ребенка, но и решало задачи его психического развития, воспитатель должен тщательно к нему готовиться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация и методика проведения занятий рисованием»
Организация и методика проведения занятий рисованием
Весь материал готовится заранее.
1. В соответствии с видом рисования, темой занятия подготовить бумагу разного формата, фона (можно использовать цветной полукартон или тонировать бумагу акварельными, гуашевыми красками, тушью и т.п.).
2. Гуашевые краски разводятся водой до густоты жидкой сметаны; для того чтобы краски не обсыпались после высыхания, их можно разводить молоком.
Для занятий с детьми младшей группы гуашевые краски разливаются в небольшие баночки; чтобы вода не испарялась, можно накрыть их бумагой, газетой, смоченными водой.
3. Воду для промывания кистей наливают в стеклянные банки емкостью 0,5 л, ее можно налить утром и поставить банки на поднос.
В младших группах, если дети рисуют краской одного цвета, воду не готовят. Банок может быть больше, чем одна на стол, чтобы дети могли по мере загрязнения воды поменять банку с водой. Это целесообразно делать и в старших группах, чтобы дети не отвлекались и не нарушали творческий процесс.
4. Бумагу для рисования необходимо подписать: в нижнем правом углу карандашом написать имя ребенка и начальную букву фамилии.
5. Кисти для рисования ставят в подставки; в младшей группе дети рисуют одной толстой круглой или флейцкевой кистью среднего размера, а в старшей и подготовительной к школе группах дети рисуют двумя кистями: толстой и тонкой. Их должно быть больше, чем детей в группе.
6. Карандаши необходимо хорошо заточить; в младшей группе их можно поставить в стаканчики, подставки, позже предлагать в открытой коробке для карандашей; в средней группе карандаши даются в коробке.
7. Весь материал для рисования (изобразительные материалы, банки с водой, салфетки для осушения кистей, подставки для кистей) выставляются на отдельный стол, оттуда его берут дети перед началом рисования. Туда же ставят чистые банки, кисти, салфетки. Следует помнить о том, что часть изобразительных материалов хранится в столах у детей, поэтому до занятия необходимо вместе с детьми проверить, в каком состоянии эти материалы.
8. Особое внимание необходимо уделить размещению наглядного дидактического материала для занятия, подготовить подставку для натуры, продумать место размещения натуры или нескольких натур.
9. По окончании занятия организуется просмотр и анализ рисунков детей, поэтому следует продумать, где будут размещены рисунки (на специальном столе, на мольбертах, на доске и т. п.).
10. Современные требования к проведению занятий изобразительной деятельностью предусматривают связь изобразительной деятельности с другими видами деятельности детей: с игровой, музыкальной, речевой, театрализованной, - поэтому педагог не говорит, что занятие закончено, он создает условия для перехода к другому виду деятельности [3].
Чтобы каждое занятие было не только интересным для ребенка, но и решало задачи его психического развития, воспитатель должен тщательно к нему готовиться. Важными моментами при подготовке к занятию являются следующие:
• Выбор названия занятия, способствующего созданию выразительного
образа («Мишка веселый и грустный», «Смешной снеговик», «Храбрый заяц»).
• Определение вида занятия (одновидовое, интегрированное,
комплексное).
• Выбор бумаги для рисования (альбомная, тонированная, обойная,
иллюстративная, калька разных размеров), хотя рисовать можно не только на
бумаге, но и на асфальте, песке, снегу.
• Выбор изобразительных материалов (краски: гуашь, акварель;
фломастеры, маркеры, карандаши, сангина, уголь).
• Выбор материала для лепки (глина, пластилин, мучная масса с солью).
• Подготовка разных деталей, шаблонов из бумаги для украшения
работы (фартучек, платочек, зонтик, платьице и т.д.); прорезных силуэтов (птички,
цветочка, зайчика и т.д.) для закрашивания в младших группах.
• Выбор мотивации деятельности (хлебобулочные изделия лепим для игры в магазин, цветы рисуем для мамы или в подарок товарищу, и т.д.) [2].
Для развития изобразительных навыков, эстетического восприятия на занятиях изобразительной деятельностью используют разнообразные приемы и методы:
• Рассматривание предметов искусства на каждом занятии (книжная графика, живопись, архитектура, народно-прикладное искусство).
• Чтение художественной литературы, пение песен, слушание музыки.
• Показ способов изображения предметного рисунка, поэтапный показ воспитателя.
• Полный и частичный показ способов изображения отдельными детьми.
• Игры и танцы на занятии.
• Поощрение, показ удачно начатой работы, советы, пояснения, индивидуальный показ.
• Анализ детских работ (работы выставляются на стенде, на столе, на книжных подставках) [1].
Изобразительной деятельностью дети любят заниматься не только на специально организованных занятиях, но и в свободное от занятий время. В самостоятельной художественной деятельности воспитатель также осуществляет руководство, только не прямое, а косвенное. Например, рисует на большом листе лес для декорации к театру, дети с интересом наблюдают. Воспитатель предлагает им нарисовать грибы, ягоды, цветочки в лесу, листья на деревьях. Эту картинку дети могут рисовать несколько дней, чтобы тщательно прорисовать, раскрасить все изображения.
В самостоятельной деятельности воспитатель привлекает детей к играм с народными игрушками, к рассматриванию иллюстраций в книжках, к выкладыванию узоров из мозаики; заинтересовывает детей занимательной графикой (дорисуй веселые кляксы, обведи картинку, напечатай цветочки морковкой, картошкой).
Темы для свободного рисования, лепки, аппликации могут быть самые разные: «Что я умею рисовать», «Веселое рисование», «Что хочу... и чем хочу...» (рисование, лепка, аппликация), «Картинка из мозаики» (аппликация), «Лепим продукты для магазина», «Мой любимый праздник», «Укрась что хочешь» (салфеточка, платье, юбка, коврик, шарфик), «Кто летает?» (рисование, лепка), «Нарисуй любимую сказку», «Вылепим что-нибудь вкусненькое». Ежемесячно следует проводить специальные занятия по замыслу [4].
Такое разностороннее включение изобразительной деятельности в жизнь ребенка поможет развитию моторики руки, творческих способностей, эстетического восприятия.
Список литературы:
1. Григорьева, Г. Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 2. – С.24-33.
2. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Т. Г. Казакова. - М. : Просвещение, 1980.
3. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
4. Тихонова О. Рисование детей третьего года жизни //Дошкольное воспитание. – 1994. - № 12. – С.10-14.