kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

:« Организация информационно - просветительской деятельности учителя-логопеда с родителями воспитанников с нарушением речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.

В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«:« Организация информационно - просветительской деятельности учителя-логопеда с родителями воспитанников с нарушением речи»»

















Выступление на темуОрганизация информационно - просветительской деятельности учителя-логопеда с родителями воспитанников с нарушением речи».

























Подготовила: учитель-логопед Онищенко Н.В.










Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания.

Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.

В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если ДОУ и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух огней. Поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда, воспитателей и родителей. Из бесед с родителями, из наблюдений их общения с детьми, анализа результатов анкетирования, а также выполнения упражнений в системе взаимодействия логопеда и родителей можно сделать вывод, что только третья часть детей находится в условиях, способствующих успешной коррекционно-воспитательной работе, а остальные дети не имеют комфортных условий и нуждаются в их изменении и положительном эмоциональном отношении со стороны родителей.

Проанализировав ответы родителей, я выяснила, что многие из них не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Многие родители даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний.

Изучая опыт коллег, анализируя результаты работы с детьми по коррекции речи, я пришла к выводу, что одной из основных целей моей работы является активизация родителей, привлечение их внимания к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми, чтобы организовать воспитание ребенка в семье и ДОУ более последовательным, а их взаимовлияние – более эффективным.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.


Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

  • Объединить усилия для развития и воспитания детей;

  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

  • Выявить наиболее эффективные формы работы с родителями.

  • Разработать методические рекомендации для логопедов и родителей.

  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.


Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:

Если родители стараются самостоятельно развивать и корригировать речь детей, без должной помощи специалистов, то чаще сталкиваются со следующими ошибками:

- адаптация к неправильной речи ребёнка;

- многократные повторения одних и тех же упражнений;

- незнание специальных приёмов контроля и коррекции звуков;

- недостаточное использование приёмов сравнения, сопоставления;

- монотонность занятий, проведение их без наглядности, игровых приёмов, дидактических материалов, создания соответствующих ситуаций;

- частое порицание и поправки речи без учёта места, времени и эмоционального состояния ребёнка, неумение подчеркнуть его успехи, что вызывает психологический дискомфорт;

- незнание индивидуальных особенностей ребёнка.

Следовательно, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевого нарушения.

Немаловажную роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи играет анкетирование родителей, которое позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год. Анализ ответов родителей по анкетам показал, что 60 % родителей предъявляют разные требования к ребенку, 25% детей чаще общаются с бабушками, чем с родителями, у 10% ощущается дефицит общения с родителями и только 5% родителей предъявляют одинаковые требования к ребенку.

Из бесед с родителями, наблюдений за стилем общения с детьми, анализа выполнения упражнений по заданию логопеда всех родителей я условно разделила на 5 групп:


I группа – родители, предъявляющие справедливые требования к ребенку, прислушивающиеся к советам логопеда и педагогов, систематически контролирующие выполнение детьми заданий логопеда, интересующиеся настроением и успехами своих детей.


II группа – родители, которые необоснованно захваливают ребенка, не желая замечать надвигающихся проблем, задания логопеда выполняют не всегда, в основном по желанию и настроению ребенка.


III группа – родители, не предъявляющие интереса к успехам и трудностям детей, формально относящиеся к советам и требованиям логопеда. Эмоциональные контакты родителей и детей этой группы минимальны. Задания логопеда часто не выполняются.


IV группа – родители, мнимо создающие впечатление участия и заинтересованности, но на деле не выполняющие своих обещаний, ссылаясь на занятость и забывчивость. Задания выполняются формально.


V группа – родители, предъявляющие высокие требования к детям, в общении с ними преобладают отрицательные эмоции, давление и авторитарность. Задания выполняются.


Учитывая индивидуальность каждого из родителей и принадлежность его к определенной группе, передо мной возник вопрос: Как рационально спланировать работу с родителями по исправлению речи детей? Ведь в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, стилю семейного воспитания, типу взаимоотношений в семье, наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка, т.е. необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.


Однако в основе любого взаимодействия должны быть определены правила:


Правила эффективного взаимодействия логопеда с родителями


  • Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами.

  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время.

  • Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.

  • Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.

  • Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей.

  • Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого воспитанника.

Весь коррекционно-педагогичекий процесс взаимодействия с семьей включает три блока:

просветительский, консультативный и коррекционную работу.


Задачей просветительского блока коррекционной работы с семьей является ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза.

Для повышения психолого-педагогической грамотности родителей организуются родительские семинары, «круглые столы».

Консультативный блок представлен индивидуальной формой работы с семьей.

Организация индивидуальных консультаций помогает родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье.

Коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных условий для развития и коррекции речи ребенка.


По источнику информации, предъявляемой родителям, все формы работы условно можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические


К словесным формам относятся:

    • Беседы. Их цель – оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед дается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс.

    • Консультации (общие и индивидуальные) – каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома

    • Конференции, диалоги за «круглым столом» с приглашением специалистов (психолога, медработника и др.).

    • Анкетирование по выявлению отношения родителей к речевым проблемам их ребенка. Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед.

    • Родительские собрания – здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка.

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им их необходимо вначале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.


Большую часть информации, по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая ее зрительно. Поэтому наглядные формы очень важны для работы с родителями, стимуляции их активности. Наглядность обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстрацией практических работ, выставочным материалом.


К наглядным формам работы относятся:


    • Речевой уголок – отражает лексическую тему тему . Даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.

    • Информационные стенды, ширмы, папки-передвижки - представляют собой сменяемый материал с практическими советами и рекомендациями.

    • Листовки – представляют собой подборку лексико-грамматических упражнений по конкретной лексической теме.

  • Буклеты – в них представлены рекомендации и конкретный материал по развитию артикуляционной и мелкой моторики, дыхания, звукопроизношения и т.д.


К практическим формам работы можно отнести:


    • Открытые занятия

    • Занятия-практикумы - взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание родителей обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.


    • Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь взаимодействия с родителями. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради дают не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.



К индивидуальным формам работы относятся:

    • Анкетирование – предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования мы узнаём о составе семьи, изучаем положительный опыт родителей, их трудности, ошибки.

    • Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Вначале года, после обследования детей учитель- логопед знакомит родителей с результатами. Родные ребёнка узнают о проблемах в его развитии, получают советы, рекомендации.

    • Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Тетрадь для заданий логопеда.




Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей


Наименование


С какой целью используется эта форма


Формы проведения общения


Информационно-аналитические


Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности


Проведение опросов, анкетирование


Досуговые


Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми


Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в конкурсах, выставках


Познавательные


Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.


Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций , педагогическая библиотека для родителей


Наглядно-информационные:


информационно-ознакомительные;


информационно-

просветительские


Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей


Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек, листовки, буклеты.



Для достижения оптимальных результатов коррекционно-педагогической работы необходимо выполнять следующие требования:

- Занятия должны проводиться систематически, как в ДОУ, так и дома.

- В ДОУ и в семье необходимо осуществлять к ребенку индивидуальный подход.

- Речевой материал, который закрепляет малыш дома, необходимо скомпоновать, систематизировать; четко объяснять ему и родителям, как и сколько выполнять упражнения (задания) дома.

- Поддерживать взаимопонимание между родителями и детьми.

- Учитель-логопед должен использовать в своей работе различные формы взаимодействия с родителями с учетом уровня их образования и интересов.


Данная практика взаимодействия с родителями за 3 года работы показала себя достаточно эффективной:

    1. дети лучше стали усваивать пройденный материал;

    2. большинство детей с интересом занимаются с логопедом и дома с родителями;

    3. поднялся уровень речевого и эмоционального развития детей;

    4. повысилась активность и компетентность родителей в коррекционно-педагогическом процессе.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Онищенко Наталья Владимировна

Дата: 23.07.2018

Номер свидетельства: 475256


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства