Любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи; имеющий первичные представления о себе, мире и природе; способный управлять своим поведением и планировать свои действия; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи; имеющий первичные представления о себе, мире и природе; способный управлять своим поведением и планировать свои действия; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
2. Обеспечивает интеграцию образовательных областей:
3. Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании, в ходе практической деятельности
Виды детского экспериментирования (по Н. Н. Поддьякову)
1. Бескорыстное экспериментирование (активность исходит от ребенка)
направлено на выяснение связей и отношений безотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания.
направлено на решение какой-либо практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний для и достижения практического результата.
Цели и задачи экспериментально-исследовательской деятельности
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению
Задачи:
Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т. д.)
Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.)
Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения
Формирование способов познания путем сенсорного анализа
Социально-личностное развитие: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции
Классификация детского экспериментирования
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;
2. По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке;
3. По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
4. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические
5. По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
6. По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю, систематические
7. По продолжительности: кратковременные (5-15 мин., длительные (свыше 15 мин.)
8. По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты, поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, решение познавательных задач;
9. По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;
10. По способу применения : демонстрационные, фронтальные;
11. По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
Особенности организации детского экспериментирования в ДОу
Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.
Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух) .
Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость) .
Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т. д.) .
В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.
Необходимо также учитывать возрастные особенности детей
Создание условий для детского экспериментирования
(исследовательские центры, центры науки)
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
-место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.) ;
-место для приборов;
-место для хранения материалов (природного, "бросового") ;
-место для проведения опытов;
-место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) ;
-схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
-Личные блокноты детей для фиксации результатов опыта
-Мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»
Пособия и приборы для определения:
веса: разнообразные весы, набор гирь
протяженности: метр, линейки, условные мерки
объема: мерные кружки, кувшины, ложки, т. д.
времени: песочные часы, секундомер
количества: разнообразные счеты
направления: компас.
Для игр с водой, снегом, льдом: фильтры из бумаги, марли, сетки; краски разного цвета, насыщенный солевой раствор для получения кристаллов соли, выращивания кристаллов на веточках; разные формочки для замораживания воды, средства для выдувания мыльных пузырей, разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, разные кораблики-самоделки из бумаги, ореховой скорлупы
Для игры со светом: зеркальца, фонарики, средства для изменения цвета сигнала фонарика, свеча
Для игры с магнитом, стеклом, резиной: магнит, предметы из различных материалов, фигурки-попрыгунчики, мячики
Технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
2. Уточнение плана исследования.
3. Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.
4. Распределение детей на подгруппы (по желанию детей, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
5. Организация исследования.
6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования
Методы и приемы
1. Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы;, помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь? ».
3. Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси, что он думает по этому поводу? ».
4. Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.
5. Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет? », «Причина появления пара при дыхании» .
6. Экспериментальные игры.
7. Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.
8. Наблюдение природных явлений.
9. Использование энциклопедий.
Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:
*Реальные события: яркие природные явления и общественные события.
*События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует? »). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.
*Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей ») .
*Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.) .
*Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.