Просмотр содержимого документа
«Организация непосредственной образовательной деятельности "В гости к хантам" в мини-музее "Культура и быт народов ханты"»
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №38 ГОРОДА ТОМСКА
Организация непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
по теме «В гости к хантам» в мини-музее «Культура и быт народа ханты»
Автор конспекта: Глебова Светлана Владимировна.
г. Томск
2020 г
Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания природы; создание условий для свободного творчества (скручивание из ткани куклы-ягоды)
Задачи ОО в интеграции
Социально – Коммуникативное развитие:
формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; развивать общения и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками.
Познавательное развитие:
Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных народов, воспитывать уважение к людям другой культуры. Дать представление о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на Томской земле; показать взаимосвязь между мотивом орнамента и животным миром севера; помочь запомнить значение орнаментов ханты .
Речевое развитие: развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Физическое развитие: обогащать двигательный опыт, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье; способствовать приобретению опыта в двигательной деятельности детей; формировать интерес к подвижным играм.
Предпосылки учебной деятельности: Может договариваться о сотрудничестве с другими детьми разного возраста, со взрослыми. Формирование произвольности действий и поведения. Ребенок умеет планировать и контролировать свое поведение в соответствии с правилами и нормам. Личное осознание своих возможностей в обучении.
Оборудование для педагога: мини-музей «Культура и быт народов ханты», экран, проектор, образцы орнаментов народов ханты, куклы – ягоды.
Оборудование для детей:, экспонаты мини-музея «Культура и быт народов ханты», ткань 8х8 см желтого цвета - что будет символизировать цвет почвы –песка; ткань зелёного цвета 8х8 см - это болото, на котором растёт клюква; треугольные лоскутки красного и персикового цветов, цвета спелых ягод; кусочек ваты, нитки ,бусинки, ножницы.
1. Коммуникативная игра «Дружные ладошки» (в группе)
Дети образуют круг. Воспитатель предлагает поздороваться друг с другом с помощью ладоней, показывая, как это можно сделать.
Мы ладонь к ладошке положили
И всем дружбу свою предложили (соединяют руки.
Будем дружно мы играть
Чтобы добрыми, умными стать! (поднимают руки вверх)
Мы друг друга обижаем?
Нет, нет, нет!
Мы друг друга уважаем?
Да, да, да! (размыкают руки)
Затем дети передают по кругу комплименты, поочередно говоря друг другу что-то приятное.
Ребята, сегодня, когда я пришла в группу, увидела неожиданную гостью. А вы увидели ее? (Девочка в национальном костюме народа ханты). Она что-то принесла. Что это? (Это письмо) Как выдумаете, что может быть в этом письме? (Ответы детей) Давайте откроем и прочитаем. Предложить прочитать читающему ребенку. Письмо – приглашение в мини - музей «Быт и культура народа ханты». Пойдем в музей?
Давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать в музее? (Не кричать, не толкаться, в руки брать только после разрешения)
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
2. Дети входят в мини – музей.
Встречает ребенок – экскурсовод.
Здравствуйте, гости дорогие. Вы пришли в наш музей, посвященный культуре и быту народов ханты. Наш музей особенный, экспонаты можно трогать руками, а игрушками можно даже поиграть.
Тимофей.
Приглашаю вас рассмотреть мою работу «Макет стойбища» Поселение коренного народа ханты называется стойбищем. Народ ханты занимается оленеводством, они живут в юртах из оленьих шкур. На жерди натягивали шкуры, стелили их на пол, внутри разжигали костер - вот и дом Олень кормит, одевает, согревает в суровых условиях Севера. А еще ханты занимаются рыболовством. На моем макете жилище, нарты, олени, прорубь и сеть для ловли рыбы зимой. Олени быстро бегают, поэтому их приручили, научили перевозить грузы и людей на нартах. Большие друзья хантов - собаки, они тоже перевозят грузы и людей.
Руслан
Эти большие картины – одежда народов ханты. Из чего она сшита? (из меха). Дети одеты тепло, им не холодно даже в самый сильный мороз. Меховая одежда называется «кумыш». Она шьется из оленьих шкур, мехом внутрь. В этой одежде ханты ходят и работают. Кумыш очень теплый, даже в сильные морозы в нем не холодно. Из оленьего меха люди шили себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь и не вспотеешь, даже если целый день охотиться будешь. «Олень возит, олень кормит, олень одевает», - говорят на севере.
На ногах у детей обувь, тоже из оленьего меха, которая называется – ныр. Сейчас многие люди называют такую обувь – «нырики». Шапки или капюшоны тоже из оленьего меха, шапки из шкуры ондатры называются – миль. У народов ханты и манси есть своя национальная одежда. Одежда мужчин называется - «малица»(закрепляем). Женское платье называется «ягушка»(закрепляем).
Физминутка
Давайте сделаем рожки над головой и превратимся в оленят (руки перекрестить над головой, пальцы растопырены).
Оленята потянулись,
(руки в том же положении, поднимаем руки вверх, потягиваемся)
Вправо, влево повернулись
(повороты вправо, влево)
Скачут быстро по дорожке
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Молодых оленей ножки
(стучим кулачками друг о друга)
Мы оленя догоняли,
Наши ножки и устали.
Ведь олени быстро мчатся,
С ними трудно состязаться.
Мы оленей не догнали
И в большой сугроб упали.
Аня
Я хочу вам рассказать, что означает национальное платье народов ханты. Платье синего цвета и это говорит о том, что край богат водоемами - реками, озерами.
Красная полоса говорит о том, что округ богат ягодами.
Зеленая полоса означает, что округ богат лесами, этот цвет называют «Цвет тайги». Белый цвет – цвет снега, ведь зима длится несколько долгих месяцев.
А вот это – орнамент. Орнамент – это не просто украшение, а символические изображения животных или растений. Он имеет и свои названия: хвост глухаря, заячьи ушки, рыболовная сеть, сосна и другие. Орнамент, который вы видите на моем платье называется «Хвост глухаря».
Мех на платье говорит о том, что наши леса богаты пушниной – ценным мехом.
Все платье о щедрости и богатстве нашего края.
Кирилл К
Как вы думаете, чем ханты могут питаться?
Летом женщины заготавливают припасы: вялят и сушат рыбу, собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку. Женщины делают нитки из крапивы – их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки (для детей)
Игра «Поймай рыбу и назови»
Какая рыба обитает в наших озерах и реках? (щука, окунь, карась, язь,)
Дети делятся на 2 команды и «ловят рыбу», складывают в ведерко.
Максим
Дети народов ханты сами делают игрушки, для этого у каждой девочки есть небольшая сумочка, в которой она хранит яркие новые лоскутки. Куклы у народов ханты небольшие, не больше ладони. У игрушек нет лица. Куклы могут быть на растительную тематику (Ягода, дерево), куклы , участвующие в обрядах (Акань, Ворона) и др.
Катя показывает мастер-класс скручивания куклы - ягоды Клюквы.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
-Молодцы, дети, какие красивые куклы - ягоды у вас получились.
Вам понравилось в мини - музее?
Что запомнилось?
Что было сложно? Что легко получилось?
Какое настроение было у вас?
Приглашаю вас еще не раз посетить мини - музей «Быт и культура народов ханты», приглашайте ваших родителей в музей, рассказывайте им все, что вам было интересно.
Список использованной литературы.
Список использованной литературы.
1. Прыткова, Н.Ф. Одежда хантов // Н.Ф. Прыткова - СМАЭ. 1953. Вып. XV. 123-233. с.
2. Смоляк, А.В. Ульчи. Хозяйство, культура и быт в прошлом и настоящем// А.В. Смоляк. - М.: Наука, 1966. 290 с.
3. Сязи, А.М. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья// А.М. Сязи. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 248 с.
4. Федорова Е.Г. Историко-этнографические очерки материальной культуры ханты и манси. // Е.Г. Федорова СПб.: МАЭ РАН, 1994. 284 с.
5. Финш, О. Путешествие в Западную Сибирь. // О. Финш, А. М. Брэм, : Типография М.Н. Лаврова и К, 1882. Т. 1-2. 578 с.
6. Федорова, Е.Г. Одежда манси XIX - XX вв.// Е.Г.Федорова. Этнокультурные явления в Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1978. 196-207. с.
7. Хозяинова В.В., Декоративно-прикладное искусство ханты и манси: Методическое пособие. 5 класс // Под ред. Т.А. Полуниной. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист»,2002. – 48с.
8. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками.- ООО Белый город, 2010.
9. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003
10. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. - М, 2000
11. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль, 1997