Просмотр содержимого документа
««Организация познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников через музыкально-дидактические игры.»»
5
«Организация познавательно-исследовательской деятельности
младших дошкольников через
музыкально-дидактические игры.»
ГБОУ ООШ №6
С/П «Детский сад «Бабочка»
Самарская область
г. Новокуйбышевск
Музыкальный руководитель:
Шамбарова С.Е.
2019г.
Особая роль развития личности в младшем дошкольном возрасте характеризуется динамичностью, усвоением большого объема новых знаний, умений, появлением новых качеств, потребностей. Ребенок может активно познавать окружающий его мир и приобщаться к действительности через деятельность. Ведущая деятельность детей – игра. Она формируется в ходе воспитания и бучения ребенка, является спутником детства.
Игра является первой социальной практикой ребенка, его реальной жизнью в обществе сверстников. Поэтому игра важна для формирования нравственной стороны личности ребенка. Это было отмечено в работах А.П. Усовой.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Дидактические игры нашли свое применение в воспитании дошкольников давно. Своеобразие и отличие этих игр от других средств обучения в том, что они дают возможность обучать, упражнять, развивать умственные способности ребенка, а также формировать ценные черты личности и взаимоотношения детей в привлекательной и доступной для них форме.
Среди дидактических игр особое место занимают музыкально-дидактические игры. Роль музыкально-дидактических игр в становлении ребенка велика. Использование музыкально-дидактических игр в работе с дошкольниками позволяет в простой доступной для детей игровой форме дать представления о музыке и ее выразительных средствах, об изобразительных возможностях музыки, а также научить различать целуюгамму чувств и настроений, передаваемых музыкой. Именно благодаря использованию музыкально-дидактических игр у детей развиваются музыкально-сенсорные, а также и общие музыкальные способности – чувство ритма и ладовый слух. Известно, что эти способности играют важную роль в музыкальном воспитании дошкольников.
Музыкально-дидактические игры позволяют заинтересовать ребенка, пробудить в нем интерес к музыке. Кроме этого, музыкально-дидактические игры значительно активизируют умственную деятельность дошкольников, развивают их самостоятельную деятельность, которая приобретает уже творческий характер. Это дает детям возможность для самовыражения и творчества, что тоже важно для становления личности ребенка.
Музыкально-дидактические игры в первую очередь направлены на развитие музыкальности детей.
«Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей»).
Ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности: эмоциональная отзывчивость,музыкальный слух,чувство ритма.
Музыкально-дидактические игры направлены на развитие этих основных музыкальных способностей, которые необходимы ребенку для полноценного восприятия музыки, ее понимания, а значит, и более гармоничного развития в целом.
Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая позволяет совершенствовать процесс развития слухового восприятия. В ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучания и реагировать на это движением или определенным действием. Это не происходит автоматически, следовательно, для достижения своей цели музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка. Ребенок прилагает усилия при каждом повторе музыкально-дидактической игры.
Виды музыкально-дидактических игр.
Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических игр. Э.П. Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры, которые используются для развития музыкально-сенсорных способностей. Она разделяет их на 4 вида:
Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Веселые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д.
Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Веселые дудочки», «Лесные гости» и т.д.
Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чем играют» и т.д.
Игры, развивающие динамический слух: «Громко – тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д.
Настольные музыкально-дидактические игры представлены в определенной последовательности с постепенным усложнением музыкально-сенсорных задач для каждой возрастной группы. Так, например, в средней группе дети учатся различать выразительные возможности двух динамических оттенков (громко-тихо), в старшей группе – трех (громко, умеренно громко, тихо), а в подготовительной группе уже различаются четыре динамических оттенка (громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо).
Н.А. Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры на настольные, подвижные и хороводные. Эта квалификация основана на различных игровых действиях детей.
В играх первой группы предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключен в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение, музыкальный звук и т.д.
Вторую группу игр характеризует динамика действий. Они похожи на подвижные игры. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваются в звучание музыкального произведения, реагируют на его соответствующими движениями. Например, под бодрый марш движется одна группа детей, маршируя, а под задорную плясовую – другая группа выполняет знакомые танцевальные движения.
В третьей группе дидактических игр двигательная активность детей ограничена. Обычно соревнуются между собой два или три круга детей или круг (группа детей) и солист. Например:
Хороводная игра «КАБЛУЧОК»
Ход игры:
Встаем в хоровод.
1 – идем по кругу хороводным шагом.
2, 5, 8, - поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук.
3, 10 – ведем хоровод.
4, 6 – подпрыгиваем на месте.
7, 9 – выполняем движение «фонарики» или сжимаем – разжимаем кулачки.
(1) За руки друзей берем, вместе хоровод ведем
(2) А веселый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(3) За руки друзей берем, вместе хоровод ведем
(4) Прыгай-прыгай веселей, прыгай – ножек не жалей
(5) А веселый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(6) Прыгай-прыгай веселей, прыгай-ножек не жалей
(7) Гляньте-пальчики у нас, тоже все пустились в пляс
(8) А веселый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(9) Гляньте-пальчики у нас, тоже все пустились в пляс
(10) И опять идет-идет наш веселый хоровод…
Следует отметить, что кроме музыкально-дидактических игр в практике используются и музыкально-дидактические пособия. Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они имеют определенные правила, игровые действия или сюжет. Они могут быть использованы детьми, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические пособия в основном применяются на занятиях для наглядной иллюстрации отношений звуков по высоте и длительности, для упражнения детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.
Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (различные картинки, карточки, передвижные приспособления и т.д.), а музыкально-дидактические игры могут не использовать наглядность.
Благодаря своему разнообразию, музыкально-дидактические игры и пособия имеют большое значение в воспитании дошкольников.
Помимо развития музыкальных способностей, музыкально-дидактические игры помогают в формировании познавательной деятельности ребенка. Ребенок накапливает чувственный опыт, происходит его умственное развитие. Также с помощью этого вида игр развиваются сенсорные способности, которые неразрывно связанны с логическим мышлением и умением выражать свои мысли. Ребенок учится выявлять, сравнивать, обобщать, делать выводы. Кроме этого, занимательные музыкально-дидактические игры возбуждают у детей интерес к решению задач, так как успешный результат, преодоление трудностей приносит детям удовлетворение. Само увлечение дидактической игрой повышает способность ребенка к произвольному вниманию, развивает наблюдательность, память.
Достижение поставленной цели в музыкально-дидактической игре также связанно и с нравственным воспитанием. Развиваются волевые качества ребенка, выполнение правил требует самообладания и выдержки, дисциплинированности.
Таким образом, можно сделать вывод о важности музыкально-дидактических игр для становления ребенка, об их влиянии на развитие как музыкальных, так и общих способностей детей.
Музыкально-дидактические игры находят широкое применение в разнообразных видах деятельности дошкольников. Это музыкальные занятия, самостоятельная и совместная деятельность в группе, развлечения, в которые включаются знакомые детям музыкально-дидактические игры. Все это помогает дошкольникам усвоить и закрепить полученные навыки, разнообразить детскую деятельность и повысить результативность воспитательной работы с детьми.
Необходимо отметить, что важна систематичность, последовательность применения музыкально-дидактических игр в работе с детьми. Это возможно при условии правильного перспективного планирования музыкально-дидактических игр, а также при тесном взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя, так как освоенные на музыкальных занятиях дидактические игры переносятся в самостоятельную деятельность в группе, включаются в развлечения и досуги.
Литература
Астафьев Б. «Музыкальная форма как процесс» - Л. 1963.
Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль, Академия развития, Академия К. 1998.
Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» - М., 1968.
13. Гессен, С.И. Основы педагогики введение в прикладную философию [Текст] / С.И. Гессен. - М.: «Школа-Пресс», 1995. - 91с.
14. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320с.
15. Горшкова, Е.В. От жеста к танцу [Текст] / Е.В. Горшкова. - М.: Издательство «Гном и Д», 2002. - 173с.
16. Гурин, В.Е. Основы умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыки: восприятие, мышление, развитие [Текст] / В.Е. Гурин, О.Ю. Солопанова. - Краснодар, 2001. - 23с.
17. Дошкольная педагогика [Текст]: в 2ч. / Н.А. Курочкина [и др.]; под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1988. - Ч.1. - 256с.
18. Дошкольная педагогика [Текст]: в 2ч. / Н.А. Курочкина [и др.]; под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1988. - Ч.2. - 270с.
19. Ермолаева, М.В. Психология, развивающей и коррекционной работы с дошкольниками [Текст] / М.В. Ермолаева. - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 176с.
20. Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст]: программа и методические рекомендации / М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-синтез, 2005. - 88с.
21. Зеньковский, В.П. Психология детства [Текст] / В.П. Зеньковский. - М., 1996. - 198с.
22. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста [Текст]: учеб. для студентов высших учеб. заведений / А.Н. Зимина. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000. - 304с.: ноты.
23. История дошкольной педагогики в России [Текст]: хрестоматия / Под ред. С.Ф. Егорова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 432с.
24. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева [и др.]; под ред. З.И. Васильевой. - М.: Издательский Центр «Академия», 2001. - 416с.
26. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Изд. центр «Академия», 1997. - 240с.
27. Комиссарова, Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей и муз. руководителей детских садов / Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. - М.: Просвещение, 1986. - 486с.
28. Кононова, Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников [Текст]: из опыта работы музыкального руководителя / Н.Г. Кононова. - М.: Просвещение, 1982. - 308с.