Просмотр содержимого документа
«Организация предметно - развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.»
Организация предметно – развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
Для всестороннего развития особенно важно формирование духовно богатой, эстетически и музыкально развитой личности, чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой интеллектуально и физически. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности….Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», - писал о музыке В.А.Сухомлинский. Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Правильно и интересна организованная работа по музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении обогащает жизнь каждого ребенка, обеспечивает всестороннее развитие его личности. Тесное сотрудничество в работе музыкального руководителя и воспитателя помогает внедрять в быт детского сада песни, игры, хороводы и тем самым насыщают жизнь детей музыкально – художественными впечатлениями. Чтобы решать задачи музыкального воспитания, воспитателю необходимо знать всю систему музыкального развития детей дошкольного возраста, что обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно – развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально – творческих проявлениях.
Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально – дидактическим материалами. При создании предметно – развивающей среды необходимо учитывать и половозрастные особенности дошкольников. Желательно, чтобы дети принимали участие в оформлении и преобразовании предметно – развивающей среды в группе, а воспитатель незаметно и мудро направлял бы активность своих воспитанников. Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника является наличие в групповых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала. С его помощью, возможно, решать разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной для дошкольника игровой форме. Это способствует видению перспективы их музыкального развития на протяжении всех лет обучения, установлению взаимосвязей между различными видами деятельности, умелому отбору музыкального материала для последовательного решения развивающих задач.
Музыка обладает своим «языком», своей «речью». Важно не просто научить ребенка выразительно, чисто петь, двигаться под музыку. Музыка и связанная с ней деятельность, могут вызвать в ребенке особую потребность – желание «общаться» с нею, а по мере возможности и «рассуждать» о ней. (Д.Б.Кабалевский). в этом эстетический аспект музыкального воспитания, и лишь в условиях создания эстетической атмосферы успешно осуществляется всестороннее развитие личности ребенка. Таким образом, музыкально – эстетическое воспитание есть не самоцель, а средство всестороннего, гармонического развития личности. Обучение приобретает развивающий характер и подготавливает детей к дальнейшим занятиям и музыкальной деятельности в школе. Интерес детей к музыкальной деятельности, имеющий важное значение для всестороннего развития личности ребенка, с годами не ослабевает, а все более увеличивается. Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух. Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильно эстетического воспитания детей. Выступления в красиво оформленных костюмах с помощью родителей, под музыку, с выразительным чтением слов героя сказки, инсценировки, выполнения движений, пение, игра на музыкальных инструментах – все это усиливает эмоциональный настрой, интерес детей, развивает их эстетические чувства, эстетическую оценку, творческую активность. Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.