Просмотр содержимого документа
«« Организация предметно – развивающей среды в группе способствующей сенсорно – математическому развитию дошкольников»»
ТЕМА: « Организация предметно – развивающей среды в группе способствующей сенсорно – математическому развитию дошкольников»
Актуальность
Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. д.
Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.
ПРОГРАММА ПО СЕНСОМОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Как известно, положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. Занимаясь лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием, ребёнок испытывает большое удовольствие. Поэтому следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству. Так же научно доказано, что тонкие движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных ( моторных) центров речи. Таким образом, во время занятий продуктивными видами деятельности развивается не только рука, но и речь ребёнка. Рассказывая о своём рисунке, поделке, малыш учится подбирать нужные слова, красиво и правильно формировать свои мысли. Он становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление, ведь ребёнок знакомится с предметами разного цвета, формы, величины, учится подмечать в окружающем мире незаметные на первый взгляд детали, фантазирует.
Цель данной программы – содействие гармоничному развитию личности ребёнка.
Задачи:
Создать эмоционально – положительное настроение на занятиях.
Развивать интерес на занятиях по продуктивной деятельности (смена видов деятельности – интегрированные занятия; тематическая целостность, сюрпризные моменты и т. д.)
Ознакомить ребёнка с сенсорными эталонами ( общепринятыми образцами внешних свойств – цвет, форма, величина).
Развивать мелкую моторику рук ребёнка.
Активизировать словарь.
Развивать умения:
ПО РИСОВАНИЮ:
- держать правильно карандаш, кисть;
- проводить горизонтальные и вертикальные линии, рисовать, рисовать предметы округлой формы;
- сплющивать комочек между ладонями, отделять от большого куска небольшие комочки;
ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ:
- различать основные формы деталей строительного материала, сооружать постройки по образцу;
- надставлять детали в высоту, длину;
- располагать кирпичики, пластины вертикально.
Диагностические карты
Рисование
Фамилия,
Имя
ребёнка
Держать
правильно
карандаш
Проводить
прямые,
горизон-
тальные
линии
Проводить
прямые
верти-
кальные
линии
Рисовать
пред-
меты
округ-
лой
формы
Рит-
мично
нано-
сить
мазки
Называть
изображе-
ние
1.
2.
и т.д.
УМЕНИЯ
Лепка
УМЕНИЯ
Фамилия,
имя
ребёнка
Раскатывать
между
ладонями
прямыми
движениями
Раскатывать
круговыми
движениями
ладоней
Сплющивать
комочек
между
ладонями
Отщипывать
маленькие
комочки от боль-
шого куска
(глины, пластилина )
1.
2.
и т. д.
Конструирование
УМЕНИЯ
Фамилия, имя
ребенка
Различать
основные формы строительного
материала
Сооружать
постройки
по образцу
Надставлять
детали
в высоту,
длину
Располагать
Кирпичики,
Пластины
вертикально
1.
2.
и т. д.
Памятка для педагога
Речь педагога должна быть эмоционально окрашена – используйте разный тембр, громкость, используйте паузы и мимику.
Называйте детей по именам чаще, особенно детей гиперактивных – им нужно демонстрировать больше внимания.
Если в группу входит новый ребёнок, предупредите родителей, что, возможно, ребёнка с занятия нужно будет увести раньше. Увидев первые признаки утомления, попрощайтесь с малышом и его родителями.
Не утомляйте малыша длительными инструкциями – они должны быть максимально краткими, содержательными, побуждающими.
Подберите довольно быстрый темп занятия – для этого в конспекте каждого занятия предусмотрено достаточное количество блоков, обеспечивающих смену видов деятельности, что является своеобразным отдыхом, предотвращающим переутомление. Начинайте занятие с 7 – 10 минут, постепенно добавляя блоки, темп занятия менять не стоит.
Тема: «Организация предметно – развивающей среды в группе способствующей сенсорно – математическому развитию дошкольников»
Цели: Познание окружающего мира. Формирование восприятия окружающего мира. Совершенствование форм познания – запоминания, мышление, воображение. Развитие сенсорных ощущений: зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых.
План:
1. Цели и задачи образования детей раннего возраста.
2. Речевое взаимодействие взрослого с детьми.
3. Игры и занятия на речевое развитие.
4. Развитие зрительного восприятия
5. Игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей третьего года жизни:
а) игры на формирования представлений о свете,
б) игры на формирование представлений о цвете,
в) игры на формирование представлений о форме,
г) игры на формирование представлений о величине,
д) игры на формирование представлений о количестве
е) игры на формирование представлений о расположении в пространстве
6.Развитие слухового восприятия;
7.Развитие осязания.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ребёнка – это развитие его восприятия и формирования представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.
1. Цели и задачи образования детей раннего возраста.
Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушение в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.), следует искать в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляют существенные трудности и требуют больших затрат, чем их предотвращение. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в семье, что способствует их нормальному психическому развитию и хорошему эмоциональному самочувствию. Однако далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до трёх лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия.
Основные задачи воспитания и образования детей раннего возраста предполагают:
- обеспечение эмоционального комфорта ребенка, преодоление симбиотической связи его с матерью и способствование развитию самостоятельности и независимости;
- привлечение внимания детей к сверстникам, обучение их ориентировке на действия партнеров, налаживание гуманных, доброжелательных отношений между детьми;
- способствование развитию познавательных процессов (внимание, память, мышление);
- обогащение их жизни новыми впечатлениями и положительными эмоциями.
2. Речевое взаимодействие взрослого с детьми
К речи воспитателя в повседневном общении с детьми предъявляются определённые требования. Она должна быть:
- по возможности чаще адресована каждому ребёнку; этим обеспечивается привлечение внимания малыша к речи взрослого и готовность ответить на неё;
- эмоционально окрашенной; эмоциональное содержание, выраженное определённым тоном, маленькому ребёнку часто более понятно, чем смысл слов;
- правильной, отчётливой, неспешной;
- понятной ребёнку по содержанию, касаться интересных для него тем, что обеспечивает вовлечённость ребёнка в речевой контакт со взрослым и его активность в этом процессе;
- более сложной чем, речь ребёнка, как по структуре и форме фраз, так и по лексической новизне; взрослый должен давать ребёнку более сложные образцы, чем те, которыми он уже владеет.
Воспитатели должны разговаривать с детьми в течении дня о том, что они видят и делают, готовя к следующему виду деятельности, объясняют, что им предстоит сделать.
3. Игры и занятия на речевое развитие
Специальные игры и занятия целенаправленно создают условия для развития у детей разных сторон речи и включают:
- потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки, звукоподражательные и др.;
- чтение и рассказывание сказок, стихов, историй; пересказывание их детьми;
- рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;
- демонстрацию диафильмов;
- игры – занятия с предметными и сюжетными картинками;
- разгадывание простых загадок;
- игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Все эти игры и занятия способствуют развитию у детей речи, в то же время, каждый их вид вносит в этот процесс специфический вклад.
Универсальным методом воспитания маленьких детей, как известно, является игра.
4. Развитие зрительного восприятия
Зрение – одно из пяти внешних чувств, органом которого является глаз. Зрение позволяет воспринимать видимые свойства предметов и явлений. Именно при помощи зрения человек получает большую часть информации из внешнего мира.
В рамках сенсорного развития детей раннего возраста знакомят с такими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве. Также проводится работа по обучению детей целостному восприятию образов предметов.
Изолированное восприятие свойств предметов учит малышей выделять и дифференцировать их, а затем использовать эти знания в процессе занятий продуктивными видами деятельности, в повседневной жизни. Когда дети научатся воспринимать и различать отдельные свойства предметов, становится возможным изучение совокупности их свойств.
СВЕТ
С таким явлением, как свет и темнота, дети сталкиваются каждый день, но делают это неосознанно, принимая как данность. Специально обращая внимание детей на эти явления, можно обогатить их восприятие новыми впечатлениями, расширить представления об окружающем мире. Кроме того, весёлые занятия и игры помогут малышам преодолеть страх перед темнотой.
ПРИМЕРНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
Занятие 1. Пляшущие тени
Цели: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Эта игра проводится на прогулке.
В солнечную погоду обратите внимание малышей на то, что их тела отбрасывают тени на земле. Предложите детям подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности) и понаблюдать за тем, как тень на асфальте повторяет их движения.
Можно обратить внимание детей на то, что тени в разное время суток разные: короткие или длинные.
Занятие 2. Свеча
Цели: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете, темноте, полумраке.
Материалы: свеча.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Когда стемнеет, установите на столе длинную свечу и зажгите её. Предложите детям понаблюдать за тем, как она горит. Можно походить по группе, освещая путь. Обратите внимание малышей на то, что со свечой в комнате стало светлее. Затем предложите всем вместе ( или по очереди) задуть свечу. Включите электрическое освещение и обратите внимание детей на то, что свет лампочки ярче, сем свет свечи.
Игру можно повторить несколько раз.
ЦВЕТ
Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путём, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет не всегда напрямую влияет на сущность предметов, их функцию.
В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующиеэтапы:
- различие цветов по принципу «такой - не такой». На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу. Например, можно предложить ребёнку найти пары предметов одинакового цвета. Когда малыш сравнит цвета, назовите их, не требуя от него повторения;
- зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Например, можно показать ребёнку карточку определённого цвета и предложить найти в комнате предметы ( или
картинки) такого же цвета. После выполнения ребёнком задания назовите цвет.
- закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая, предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а так же называют основные цвета.
Занятие 1. Разноцветные палочки
Цели: Учить различать цвета по принципу « такой – не такой»; сортировать предметы по цвету.
Материалы. Счетные полочки двух контрастных цветов (по 5 шт. каждого цвета).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Высыпьте перед ребёнком счетные палочки и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Давай разложим палочки на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие. Продолжай».
Когда ребёнок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек: « Молодец, ты отлично справился. Сюда положил все красные палочки, а сюда все зелёные».
Постепенно количество палочек можно увеличить.
Занятие 2. Бегите ко мне!
Цели: учить детей находить предмет определённого цвета по образцу
( зрительное соотнесение); развивать внимание.
Материалы: флажки разных цветов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Раздайте детям флажки трёх цветов и предложите побегать с ними по комнате. Затем поднимите красный флажок и громко скажите: «Бегите ко мне!» Дети с красными флажками должны подбежать к вам и поднять их вверх.
В следующий раз поднимите флажок другого цвета.
Эту игру можно усложнить, постепенно увеличивая количество флажков (до 4 – 6 цветов) или поднимая два флажка одновременно.
ФОРМА
Форма – это внешнее очертание, наружный вид предмета.
В процессе знакомства детей с формой предметов выделяют следующие этапы:
- практические действия. Для того чтобы ребёнок мог практическим путём определить форму предмета, используют специальные дидактические игрушки, в ходе действий, которыми малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (доска Сегена, рамки Монтессори, «почтовый ящик» (коробка с отверстиями разной формы) и др.).
На этом этапе ребёнок сравнивает предметы по форме («такой – не такой»), не называя её;
- зрительное восприятие формы. На этом этапе ребёнка знакомят с эталонами плоских геометрических фигур (позже и с объёмными геометрическими телами) без практических действий с ними и запоминания их названий;
- запоминание эталонов геометрических форм и их названий, использование этих знаний в различных ситуациях. Этот этап выходит из рамки раннего возраста и изучается после трёх лет, в дошкольном возрасте. Знакомить детей с геометрическими формами и закреплять знания о них можно следующими способами:
- используя специальные игрушки;
- рассматривая эталоны форм – плоские и объёмные фигуры;
- рассматривая реальные предметы простой формы;
- используя специальные дидактические игры (настольно – печатные игры, подвижные и др.).
Занятие 1. Катится – не катится
Цели: познакомить с объёмными геометрическими телами – шаром, кубом.
Материалы: Кубики и шарики разного размера и цвета.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Покажите детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: « Это шар, он катится – вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у кубиков есть углы, потрогайте их».
Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними: поставить на пол (или стол), друг на друга, покатить и т.д. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую коробку.
Занятие 2. Найди такую же фигуру
Цели: Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.
Материалы. Два набора плоских геометрических фигур одного и разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольник).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Сначала это занятие лучше проводить индивидуально, используя фигуры одного цвета и размера.
Разложите на столе фигуры двух форм, например, квадраты и круги (по 5 фигур каждой формы) и предложите отобрать фигуры одной формы: « Вот тебе фигурка. Отбери все фигуры такой же формы. Что это за фигурки? Это круги».
Постепенно можно увеличить количество фигур, использовать фигуры разного размера и цвета, давать задание одновременно нескольким детям.
ВЕЛИЧИНА
Величина – это значимое свойство предметов (размер, объём, протяжённость) , измеряемое на глаз путём сравнения с другими объектами ,либо с помощью специальных инструментов в метрической системе мер, единицах объёма и т. д.
Знакомство детей раннего возраста с величиной происходит в ходезанятий, направленных на сравнение предметов. При проведении подобных занятий желательно:
- предлагать сравнивать предметы только по одному параметру, например, только по высоте или только по ширине;
- сравнивать по величине предметы, одинаковые по цвету и форме;
- сначала сравнивать два предмета, резко различающие по величине, например, большой и маленький кубики, высокая и низкая башни. Затем можно добавить третий объект – средний по величине;
- параметры величины обозначать словами, не требуя от детей повторения. Сначала величину обозначают при помощи слов такой – не такой, затем словами большой – маленький, а в следующем используют понятия, обозначающие конкретные величины: высокий – низкий, узкий – широкий, длинный – короткий.
В процессе знакомства детей с величиной выделяют следующие этапы:
- практические действия. Действуя с предметами (вкладыши – башенки, пирамидки, матрёшки и др.), ребёнок начинает понимать, что от умения определять величину зависит результат игры, то есть величина становится значимым признаком;
- зрительное восприятие величины. На этом этапе ребенок сравнивает предметы зрительно, на глаз;
- использование знаний о величине в различных ситуациях (на занятиях и в повседневной жизни ). Этот этап выходит за рамки раннего возраста и продолжается в работе с дошкольниками.
Знакомить детей с величиной и закреплять знания о ней можно следующими способами:
- сравнивая пары предметов практически – способом приложения;
- зрительно сравнивая резко различающиеся по величине пары предметов;
- используя специальные дидактические игрушки (пирамидки, матрёшки, вкладыши, доски Сегена );
- используя специальные дидактические игры, направленные на изучение величины (настольно – печатные, подвижные и др.).
Занятие 1. Спрячь в ладошке!
Цели. Познакомить с понятием величины.
Материалы. Предметы игрушки разной величины (колечки, шарики, конфеты, резиновые игрушки и др.; по количеству детей).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите спрятать их в ладошках. Затем предложите таким же образом спрятать предметы разной величины, разложенные на подносе (каждый ребёнок берёт по одному предмету).
Подведите итог игры: « Маленькие предметы можно спрятать в ладошке, а большие нет».
Занятие 2. Построй ворота
Цели. Учить детей использовать знания о величине (высоте, ширине) предметов в ходе практической деятельности.
Материалы. Строительные наборы; машины различной величины (высокая, низкая, широкая, узкая).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дайте двум малышам по машине и попросите построить ворота для каждой из них. Сначала предлагайте детям машины, отличающиеся только одним параметром: широкая и узкая или высокая и низкая. Впоследствии можно одновременно строить четыре и более ворот для разных машин.
Обязательно обыграйте результат.
КОЛИЧЕСТВО
Количество – это категория, характеризующая предметы и явления внешнего мира со стороны числа, объёма.
Обучение умению различать количество предметов может входить в задачи сенсорного воспитания лишь в раннем возрасте.
Знакомство с количеством на базовом уровне включает в себя изучение следующих понятий: один, мало, много, поровну ( столько же ), ни одного.
Занятие 1. Собираем шишки
Цели. Учить детей различать количество предметов; познакомить с понятием много, мало.
Материалы. Две корзинки или две коробки; шишки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Обратите внимание ребёнка на разбросанные на полу шишки и попросите его помочь собрать их. Положите в свою корзинку 2 – 3 шишки, а малышу предложите собрать остальные.
В конце игры подведите итог: « Ты собрал много шишек. Молодец! А сколько у меня шишек? Мало».
РАСПОЛОЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ
Пространство – это промежуток между объектами, свободное место. Где что – нибудь можно поместить.
Объектами изучения являются знакомые помещения, территория детской площадки, различные предметы и их положение в пространстве ( далеко – близко – рядом, справа – слева, сверху –снизу, внутри – снаружи, спереди – сзади ).
Также малышей начинают учить ориентироваться на листе бумаги.
Изучать пространство можно разнообразными доступными детям способами:
- в ходе наблюдения;
- при манипуляции с предметами;
- в процессе занятий рисованием, аппликацией.
Занятие 1. Прячьтесь в домик!
Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: внутри, снаружи.
Материалы. Игрушечный домик.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Домик для игры можно сделать самостоятельно из предметов мебели и покрывал. Для индивидуальной игры можно использовать большую коробку или шкаф.
По вашей команде: «Внутрь», «Наружу» - дети прячутся в игрушечный домик или вылезают из него.
Материалы. Различные предметы и игрушки, скамейка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
По вашей команде: «Вверх», «Вниз» - дети взбираются на скамейку (бордюр тротуара, турник) или слезают с неё.
Можно также предложить детям по команде: «Вверх», « Вниз» - располагать игрушки соответственно высоко или низко.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
СЛУХ – Это одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки различного происхождения. Органом слуха является ухо.
Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями, их тонкое различие и запоминание. При этом развитие слуха у ребёнка происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух), с другой – восприятие звуков человеческой речи, то есть формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека важное значение и активно развиваются уже в младенческом возрасте.
Умение сосредоточиться на звуках человеческой речи – очень важная способность человека. Без неё нельзя научиться понимать речь – основное средство общения между людьми.
Формирование фонематического слуха особенно интенсивно происходит в возрасте 5 – 6 лет. В этом возрасте у ребёнка появляются все звуки родного языка, речь становится фонетически чистой.
Занятие 1. Узнай по звуку
Цели. Развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.
Материалы. Звучащие игрушки (погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, трещотки и др.), ширма.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Покажите детям игрушки, и предложи те поиграть с ними.
Пусть малыши извлекают из них звуки, пока не научатся чётко дифференцировать их на слух. Затем прячьте игрушки за ширму. Предложите детям послушать звуки и угадать, какие предметы их издают (можно воспроизводить звуки за спиной у малышей или предложить им закрыть глаза). В зависимости от уровня развития речи и способностей дети могут показать игрушку или назвать её.
В дальнейшем роль ведущего можно предложить кому – нибудь из детей.
Пригласите ребёнка в центр комнаты и попросите его повернуться к остальным участникам игры спиной (можно попросить его закрыть глаза ). Дети по очереди обычным голосом называют имя ребёнка. Малыш должен слушать внимательно и стараться угадать, кто его зовёт (указать на ребёнка или назвать его имя).
Если ребёнок угадал, кто его позвал, он меняется с этим игроком ролями.
Если не отгадал, продолжает водить.
Можно усложнить задачу, меняя при произнесении имени силу голоса, тембр, интонацию.
РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ
Осязание – это ощущение давления, тепла, холода и проч. При прикосновении кожи к чему – либо. Осязание является одним из способов восприятия окружающего мира и осуществляется при помощи рецепторов, расположенных на коже
В ходе игр и занятий, направленных на развитие у детей осязания, решаются следующие задачи:
- развитие хватания;
- обучение целенаправленному ощупыванию;
- развитие чувствительности пальцев рук;
- знакомство с различными материалами, предметами и их свойствами.
Тактильные ощущения являются важным и информативным источником сведений о внешнем мире.
Занятие 1. Переливание воды
Цели. Развивать осязание; знакомить со свойствами жидкости.
Материалы. Лейка, воронка, емкости разного объёма ( банки, чашки, бутылки и др.), вода, большой таз, тряпки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Предложите детям поиграть с водой: по очереди опустить руки в воду и поводить ими из стороны в сторону. Затем попросите малышей рассказать, какая, по их мнению, вода (мокрая, подвижная, журчащая и т. п.)Дайте детям различные ёмкости, ворону и лейку. Предложите малышам перелить воду из таза в ёмкость.
Занятие 2. Прячем руки
Цели. Развивать осязание; знакомить со свойствами разных круп.
Материалы. Крупы и бобовые (гречка, рис, горох и др.), миска, совок, маленькая игрушка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Это занятие лучше проводить индивидуально или с небольшой группой детей.
В начале занятия объясните ребёнку, что играть надо аккуратно, не рассыпая крупу.
Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в неё руку и пошевелите пальцами. Затем предложите ребёнку опустить руки в крупу: «Где мои руки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками. Как приятно! А теперь потри ладошки друг о друга – немножко колется, да?»
Можно спрятать в крупу маленькую игрушку, а затем предложить ребёнку найти её. Во время поисков можно разгребать крупу ладонями или копать при помощи совочка.