Организация работы дошкольного образовательного учреждения с семьей
Организация работы дошкольного образовательного учреждения с семьей
В современных условиях «проблемы» детства становятся все более актуальными, т.к. многие обстоятельства приводят к обострению и усилению действия факторов, негативно влияющих на развитие детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация работы дошкольного образовательного учреждения с семьей»
Организация работы дошкольного образовательного
учреждения с семьей
В современных условиях «проблемы» детства становятся все более актуальными, т.к. многие обстоятельства приводят к обострению и усилению действия факторов, негативно влияющих на развитие детей. К таким факторам можно отнести:
кризис семьи, проявляющийся в росте нестабильности семьи, увеличении числа разводов и соответственно приводящий к росту количества детей, воспитывающихся в неполных и неблагополучных семьях.
программы деятельности, которые осуществляются в дошкольном образовательном учреждении, в большинстве случаев еще не достаточно ориентированны на учет индивидуальных особенностей развития детей и требуют специальной адаптации к ним детей.
особо стрессогенными для детей можно назвать ситуации перевода, ребенка из группы в группу, резкий отрыв от матери, в связи с поступлением в ДОУ, переход из одного дошкольного образовательного учреждения в другое.
Переход в школу в связи с новым социальным этапом в жизни ребенка и может сопровождаться эмоциональной неустойчивостью, тревожностью. Особой важной причиной дезодаптации выступают социальные факторы семьи и эмоциональные проблемы ребенка, с которыми он приходит в детский сад и школу, воспринимая свое положение в семье. Межличностные отношения рассматриваются как система социальных связей, возникающих между ребенком и его окружением. Ребенок постепенно вплетается в эти социальные связи. Семья выступает с определенным типом отношений, влияющих на личностное развитие ребенка, у ребенка параллельно с приходом в детское образовательное учреждение появляются новые социальные связи ребенок-педагог, ребенок-группа сверстников. В процессе развития личности ребенка от рождения до 3 лет «доминирует» семья. Анализ зарубежной и отечественной психологической литературы позволил выделить как уровни, так и набор эмоциональных реакций, которыми пользуются все члены семьи. В одной семье ребенку позволяют «выплескивать» свой гнев полностью, в другой - наполовину, в третьей - запрещают. В последнем случае ребенок, естественно, начинает прятать эмоции за «ширму» предпочитая, притворятся, чтобы быть любимым, нежели оставаться самим собой. Спрятанный «за ширму» гнев позднее начинает проявляться в виде агрессии.
Это позитивное, бессознательное усвоение определенного набора эмоций «хороших», разрешаемых и «плохих» - рассматривается в качестве первого уровня социальных связей. Второй уровень - способность дифференцировано обращаться с каждым набором эмоций, управлять или, регулировать свое поведение в соответствии с нормами и требованиями семьи. Третий уровень - определяется способностью ребенка «открывать свою ширму», не испытывая дискомфорта, позволяя другому «заглянуть за нее». Таким образом, развитие ребенка в семье проходит путь от свободного, бессознательного и сознательного проявления им эмоций до ответственного контроля и управления ими. В этом суть механизма, который происходит в период дошкольного детства и в более поздние периоды жизненного пути или не происходит вовсе, так как путь этот полностью зависит от типа семейных отношений.
Учитывая, что всестороннее развитие ребенка - дошкольника обусловлено общением с близкими взрослыми, а семья является важнейшей средой жизнедеятельности ребенка, образовательное учреждение должно помочь семье раскрыть свои возможности как субъекта воспитания ребенка через систему психологической помощи и психологического обучения, через включение семьи в образовательный процесс - студийную, кружковую работу, школу актерского мастерства, родительский клуб и другие формы, а также учитывать структуру социальной адаптации семьи.
Структура социальной адаптации семьи выглядит следующим образом.
1-й компонент социальной адаптации семьи – материальное положение семьи. Материальное благосостояние семьи складывается из денежной и имущественной обеспеченности. Учитывается уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение. Социальный педагог составляет социального паспорт семьи, где указывается ее экономический статус, что немаловажно для дифференциального подхода в просвещении родителей дошкольников.
2-й компонент социальной адаптации семьи – ее психологический климат, т.е. эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг с другом, отношений друг к другу. Высокий показатель уровня социально-психологического климата: благоприятные отношения в семье, построенные на принципах равноправия, сотрудничества, уважения прав личности каждого из членов семьи.
Неблагоприятный психологический климат в семье является в том случае, когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций – психотерапевтической, снятия стресса и усталости. Промежуточное состояние семьи, когда неблагоприятные тенденции еще слабо выражены, не имеют хронического характера, расценивается как удовлетворительное, в этом случае социально-психологический статус семьи считается средним. Уровень психологического климата семьи – еще один важный компонент для дифференцированного подхода в просвещении родителей.
3-й компонент – социокультурная адаптация, что является едва ли не главным компонентом в педагогическом просвещении. Высокий уровень культуры семьи: семья обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями. Семья ориентирована на всестороннее воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ жизни.
В семьях с низким уровнем культуры духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, отсутствует культурно-досуговая деятельность, слаба моральная регуляция членов семьи, семья ведет аморальный образ жизни. Средний уровень культуры характеризуется отсутствием характеристик, свидетельствующих о высоком уровне культуры, семья не осознает проблемы, не проявляет активность в направлении его повышения.
4-й компонент – ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ее социально-ролевой статус высокий. Если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах – средний, в случае игнорирования проблем ребенка и негативном отношении к нему – низкий.
Из существующего множества типологий семьи задачам деятельности педагога отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому:
благополучные семьи,
семьи группы риска,
неблагополучные семьи,
асоциальные семьи.
Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстрее адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем, им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
Семьи групп риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптивными факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в зависимости от этого подбирать другие формы и методы педагогического просвещения, нежели в первом случае.
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога.
Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а так же органами опеки и попечительства.
усилия педагогов и всего педагогического коллектива дошкольных учреждений должны быть направлены на:
- улучшение семейного микроклимата;
- формирование положительных взаимоотношений в семье;
- повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;
- формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовке его к школе.
Анализ работы воспитателей с родителями в дошкольном учреждении показал, что наряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи в нем имеются и недостатки:
- воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы;
содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно, при выборе методов сотрудничества воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;
довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.
Причины этого - недостаточное знание специфики семейного воспитания, неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей, особенности воспитания детей и соответственно с этим проектировать свою деятельность по отношению к родителям и детям. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.
Таким образом, на основе проведенной диагностической работы мы приходим к выводу, что работа с родителями должна проводиться активно, применяться не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей. Заведующий детским садом, методист и социальный педагог, психолог должны вести систематическую работу по повышению уровня знаний, умений и навыков воспитателей в области сотрудничества с семьей. Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в детском саду. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.).
Деятельность педагога с семьей включает три основных составляющих:
помощь в образовании;
психологическую помощь;
посредническую.
Проанализировав развивающие образовательные программы развития детей дошкольного возраста можно сказать, что очень мало внимания уделяется:
- индивидуализации обучения и воспитания, самореализации личности, ее социальной адаптации;
- развитию воспитательной компетентности родителей;
- расширению активности, вовлечённости детей и родителей в созидательную деятельность и общение;
- развитию системы медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка и поддержки его семьи, обеспечивающей полноценное проживание ребенком детства.
В целях системного просвещения родителей детей дошкольного возравта необходимо учитывать социальный статус семьи. В настоящее время выделяется четыре статуса семьи: социально-экономический; социально-психологический; социально-культурный; социально-ролевой. Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени, т.е. представляют собой срез состояния семьи в непрерывном процессе ее адаптации в обществе.
При организации работы воспитателей детского сада с родителями необходим индивидуальный подход к каждой семье и соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий:
- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- одновременное влияние на родителей и детей;
- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.
Система работы по развитию педагогической культуры родителей имеет следующую структуру:
Изучение семьи воспитанника
Изучение условий воспитания детей в семье
Методы и приемы работы с родителями
Нетрадиционные формы работы с родителями
Методы и формы педагогического просвещения родителей.
Рекомендаций по педагогическому просвещению родителей.
Повышение активности родителей
Рекомендации работы педагогов с неполными семьями
Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
Эффективное просвещение родителей не может вестись без активного участия воспитателей, методистов, социальных педагогов.
Особое значение придаётся изучениюусловий воспитания детей в семье. Самым распространенным является посещение семьи социальным педагогом или воспитателем. Видя ребенка в семейной среде, воспитатель более глубоко познает его интересы, которые часто отличаются от интересов в детском саду, имеет возможность ближе подойти к самому ребенку. Он может выявить положительные приемы воспитания, которые рекомендует другим родителям, а также использует в индивидуальном подходе к ребенку в детском саду.
Педагогам предложен вопросник относительно различных видов деятельности ребенка в семье.
Ознакомление с игровой деятельностью:
- наличие игрушек, их соответствие возрасту ребенка и его интересам;
- размещение игрушек, их состояние;
- что побуждает родителей покупать игрушки;
- любимые игрушки ребенка, какими игрушками ребенок любит играть дома и знают ли об этом родители;
- решают ли родители педагогические задачи с помощью игры;
- когда и с кем дети играют (с братьями, сестрами, с другими детьми и т.п.).
При выявлении характера трудового воспитания:
- есть ли у ребенка систематические трудовые обязанности в семье, их содержание, направленность;
- как дети выполняют эти обязанности;
- какие орудия труда есть у ребенка, где они хранятся;
- установлено ли определенное время для выполнения ребенком трудовых обязанностей;
- учат ли родители детей работать, практикуют ли совместный труд с детьми;
- интерес ребенка к отдельным видам труда.
После изучения ответов родителей воспитатель или психолог при каких-либо нарушениях направляет работу родителей в нужное русло, указав на ошибки, конкретными предложениями. Анализ посещений семей проводить каждый год, обобщать результаты, выявлять положительное и отрицательное, ставить задачи для дальнейшей работы.
Изучение семьи, ее воспитательного потенциала — задача сложная, в ее решении принимает весь педагогический коллектив. Координирующую функцию выполняет методическая служба.
Информацию об особенностях семьи можно получить с помощью различных методов, среди которых наиболее распространенными являются анкетирование, беседы и наблюдения.
Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, адаптируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности воспитания детей.
Изучение семьи строится по следующему плану:
1. Структура семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия), психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения). Для этого необходимо проведение психологом-социальным педагогом индивидуальных консультаций с родителями дошкольников, использование различных методик (Анализ семейного воспитания /Эйдемиллер, Юстицкис/, рисуночные методики «Моя семья», «Мой дом» и т.п.).
2. Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают - положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.
3. Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.
4. Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания), участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организационной, коммуникативной).
Повышение активности родителей. Очень трудно бывает активизировать родителей, скорее всего причина в том, что педагоги часто не используют или используют недостаточно положительный опыт семейного воспитания, не всегда осуществляют своевременную подготовку родителей к родительским собраниям. консультациям, беседам и т.п. Активность родителей повышается, если педагоги:
- своевременно ставят в известность родителей о мероприятии (просьба
рассказать о своем опыте, о проблемах, возникающих в воспитании детей);
- обеспечивают повседневные контакты между педагогами и родителями;
- осуществляют индивидуальный подход воспитателей к самим родителям, учёт особенностей личности родителей и затруднений семейного воспитания.
Методы и приемы работы с родителями:
анкетирование родителей;
тестирование родителей;
экспресс-опрос;
обсуждение педагогических ситуаций;
изучение рисуночных проективных методик;
индивидуальные беседы с родителями;
индивидуальные беседы с детьми;
посещение семьи ребенка;
моделирование игровых и проблемных ситуаций;
выявление передового опыта семейного воспитания;
участие родителей в педагогических советах;
практические советы и рекомендации по интересующей проблеме.
К нетрадиционным формам работы с родителями относятся:
беседа за круглым столом;
дискуссионный «круглый стол»;
педагогическая гостиная;
викторина;
КВН;
педагогический калейдоскоп;
клуб знатоков.
Методы и формы педагогического просвещения родителей включают наглядную пропаганду, посещение семей, родительские собрания, беседы и консультации, конференции родителей, устные журналы, анкетирование, дни открытых дверей, круглые столы, организация клубов, организация деловых игр.
Систематизация и разработка рекомендаций по педагогическому просвещению родителей предполагает, что тематический материал делится на четыре группы: содержание семейного воспитания; практические рекомендации; повышение уровня профессиональных компетенций;
Содержание семейного воспитания и вопросы повышения педагогической культуры родителей в детском саду.
Практические рекомендации воспитателям относительно содержания, форм и методов работы детского сада с родителями:
а) изучение семей;
б) педагогические беседы и тематические консультации;
в) родительские собрания;
г) изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания;
д) индивидуальная работа с неблагополучными семьями и детьми из этих семей;
е) рекомендуемая тематика мероприятий для родителей детей разных возрастных групп, практические рекомендации и вопросы для анализа определенной формы работы воспитателей с родителями.
Повышение уровня профессиональных компетенций воспитателей и специалистов:
а) планирование работы с родителями;
б) педагогическое самообразование педагогов;
в) педагогический опыт;
г) консультации и семинары с воспитателями.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что вопросы педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации воспитателей, потому что отношение педагога к детям, к их родителям, уровень его педагогического мастерства определяют уровень воспитанности ребенка и отношение родителей к выдвигаемым детским садом требованиям.
Рекомендации работы педагогов с неполными семьями. Оформлена папка «Воспитать ребенка полноценным»:
1) рекомендации психолога;
2) консультация для родителей;
3) статьи по теме;
Рекомендации социального педагога где найти поддержку в кризисной ситуации
Методическая работа по повышению квалификации воспитателей и специалистов дошкольного образовательного учреждения и повышения уровня педагогической культуры родителей предусматривает различные формы работы
консультации на тему «Работа с родителями - нетрадиционные подходы».
просмотр и анализ конспектов встреч с родителями.
составление конспектов встреч с родителями в свете новых подходов.
составление перспективного плана работы с родителями разных возрастных групп на год совместно с методистом, психологом, социальным педагогом.
педсоветы на тему «Работа педагогического коллектива с родителями», с приглашением родителей из состава родительских комитетов.
Оформляется информационная доска, где помещается материал по рубрикам:
«Наши успехи»: выполнение программы по какому-либо виду воспитания (зависит от темы собрания), уровень знаний у детей.
«Наши задачи»: задачи, которые предстоит решить вместе с родителями.
«Консультации»: краткое изложение темы собрания, ее значение в воспитании детей.
«Литература по теме проведения мероприятия»: список литературы с краткими аннотациями.
«Детская художественная литература»: список литературы с аннотациями и рекомендациями к ее использованию в том или ином аспекте воспитательной деятельности (трудовое, эстетическое, физическое и т.п.).
«Наши проблемы» (в зависимости от тематики собрания).
Для вовлечения родителей в жизнь детей и детского сада, для повышения их педагогической культуры из многих форм работы с родителями педагогами использовались следующие активные формы работы:
- встреча с родителями «Педагогический калейдоскоп»;
- «Вечер вопросов и ответов»;
- беседа-лекция на тему «Как воспитать своего ребенка удачником»;
- выставка литературы для родителей.
Встреча с родителями «Педагогический калейдоскоп» инновационная форма встречи с родителями проводится по следующему плану:
1. Решение педагогических ситуаций.
2. «Отгадайка».
3. Игра со зрителями.
4. Экспресс-опрос.
5. Узнай своего ребенка.
Родителям предлагаются различные проблемные ситуации, решение которых требовало от них знания педагогических основ воспитания детей, их психологии, также были предложены ситуации, которые можно было решить только совместно с детьми. Подобные занятия позволяют лучше узнать взаимоотношения родителей и детей, обратить внимание на недостатки в воспитании, принять дополнительные коррекционные меры воздействия, направить действия родителей в нужное русло.
Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам. Темой вечера было обсуждение вопросов, касающихся общения детей и взрослых. Подобные вечера приносят большую пользу, разрешая конфликтные ситуации в семье между родителями и детьми, обучая родителей правильным путям решения проблем. «Вечер вопросов и ответов», проводимый в детском саду, может быть построен следующим образом. Заранее, на родительском собрании, выбраны вопросы интересующие родителей.
План проведения такого занятия может включать:
- консультацию психолога «Общение взрослых и детей», «Культура поведения», ответы на вопросы родителей, экспресс-опрос родителей, обыгрывание педагогических ситуаций с детьми, решение педагогических ситуаций с родителями, памятки для родителей.
Завершающим этапом работы такого вечера могут быть лекции-беседы на тему «Как воспитать своего ребенка удачливым», что подводит к заключительной черте под системой наблюдений и исследованием категорий родителей и их поведения в зависимости от принадлежности к определенной категории.
На основе исследований наукой выделено пять главных подходов к сотрудничеству родителей и детей:
Профессионалы, старающиеся помочь «неблагополучным» детям, рассматривают родителей как важный потенциал в улучшении перспектив развития детей, но в то же время и как «часть проблемы».
Детские трудности рассматриваются как семейные, которые нельзя рассматривать в отрыве от проблем семьи. Без убежденности других членов семьи в необходимости перемен вероятные причины таких проблем не будут устранены.
Профессионалы реально оценивают свои возможности и на основе ряда экспериментов по привлечению родителей к обучению ребенка дома приходят к мнению, что родители не только не мешают и не препятствуют работе, а наоборот, могут способствовать успехам своих детей. При этом не обязательно видеть в родителях «часть проблемы» — скорее, они способны стать «частью» ее решения: родители могут овладеть новыми навыками, руководствуясь активным желанием помочь своим детям.
Еще один аргумент в пользу сотрудничества: права родителей на информированность и обращение в дошкольное учреждение за советами, с тем чтобы эффективнее влиять на жизнь своих детей.
Родители считают себя умелыми взрослыми, хорошими педагогами
Изучение семьи ребенка может осуществляться по следующему плану:
1. Установление контакта с родителями.
2. Выявление структуры семьи и ее психологического климата:
- форма семейных отношений:
а) гуманизм или жесткость,
б) ответственность или стихийность,
в) взаимопонимание или недоверие,
г) взаимопомощь или неуважение.
- преобладающий микроклимат в семье:
а) какой фон семейной жизни преобладает - положительный или отрицательный,
б) каковы причины семейных конфликтов,
в) причины отрицательных переживаний детей и родителей,
г) как разрешаются конфликты.
- положение родителей (матери, отца) в семье:
а) степень участия в воспитательном процессе,
б) степень участия в организации семейной жизни (хозяйственно-бытовая деятельность, отдых),
в) наличие желания воспитывать ребенка.
- педагогические возможности семьи:
а) наличие или отсутствие системы воспитания (осознание целей, задач и методов воспитания),
б) уровень педагогической культуры и потенциальные педагогические возможности родителей,
в) знание своего ребенка,
г) объективность в оценке его поведения,
д) характер влияния родителей на детей,
е) какие черты характера ребенка вызывают у родителей тревогу,
ж) какие методы воспитания родители используют.
- особенности жизни ребенка в семье:
а) наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевых играх «Дочки-матери», «Семья» и т.д.,
б) изучение рассказов детей на тему «Наша семья»,
в) изучение рисунков детей «Мой дом», «Моя семья» и т.д.,
г) опрос детей.
Определить положения ребенка в семье можно с помощью наблюдения и опроса детей, при проведении наблюдения педагог заполняет следующую таблицу:
Поведение ребенка при встрече своих родителей
Поведение ребенка при расставании ребенка с родителями
Тон, мимика, жесты сопровождающие разговор родителей с детьми
Реакция родителей на отрицательные факты поведения ребенка
Восприятие родителей успехов своего ребенка
Содержание вопросов, просьб, обращений детей к родителям
Содержание вопросов, просьб, обращений родителей к детям
Приоритетные интересы родителей в жизни детского сада
Опрос детей проводится с помощь следующих вопросов:
Фамилия, имя, отчество мамы
Фамилия, имя, отчество папы
Место работы мамы
Место работы папы
Когда говорим о маме, о чем ты думаешь?
Когда говорим о папе, о чем ты думаешь?
Когда у мамы свободное время, чем она любит заниматься?
Когда у папы свободное время, чем он любит заниматься?
Как вы отдыхаете все вместе?
Шкала степени отверженности ребенка в семье
(по методике А.И. Баркан)
Каким я мечтал(а) видетьсвоего ребенка (I графа)
1. умным
2. сообразительным
3. все схватывающим на лету
4. одаренным
5. талантливым
6. глупым
7. тупым
8. целеустремленным
9. серьезным
10. настойчивым
11. трудолюбивым
12. деятельным
13.активным
14. нецелеустремленным
15. легкомысленным
16. ленивым
17. бездеятельным
18. сосредоточенным
19. добросовестным
20. старательным
21. скромным
22. послушным
23. рассеянным
24. недобросовестным
25. нестарательным
26. заносчивым
27. непослушным
28. добрым
29. отзывчивым
30. справедливым
31.мягким
32. чувствительным
33. злым
34. неотзывчивым
35. несправедливым
36. жестоким
37. бесчувственным
38. ласковым
39. нежным
40. приветливым
41. обаятельным
42. откровенным
43. общительным
44. грубым
45. неприветливым
46. замкнутым
47. скрытным
48. ранимым
49. обидчивым
50. бесхитростным
51. мнительным
52. грустным
53 тревожным
54. хитрым
55. веселым
56. жизнерадостным
57. фантазером
58. хвастливым
59. болтливым
60 застенчивым
61. молчаливый
62. честным
63. решительным
64. сильным
65. выносливым
66. терпеливым
67. лживым
68. нерешительным
69. слабым
70. невыносливым
71. нетерпеливым
72. агрессивным
73. задиристым
74. вспыльчивым
75. вредным
76. упрямым
77. капризным
78. эгоистичным
79. спокойным
80. невредным
81. жадным
82. трусливым
83. неуклюжим
84. неряшливым
85. медлительным
86. щедрым
87. отважным
88. смелым
89. ловким
90. опрятным
91. подвижным
92. красивым
93. здоровым
94. обычным, как все
95. некрасивым
96. больным
97. необычным
Каким я вижу своего ребенка в настоящее время (II графа)
1. умный
2. сообразительный
3. все схватывает на лету
4. одаренный
5. талантливый
6. глупый
7. тупой
8. целеустремленный
9. серьезный
10. настойчивый
11. трудолюбивый
12. деятельный
13. активный
14. нецелеустремленный
15. легкомысленный
16. ленивый
17. бездеятельный
18. сосредоточенный
19. добросовестный
20. старательный
21. скромный
22. послушный
23. рассеянный
24. недобросовестный
25. нестарательный
26. заносчивый
27. непослушный
28. добрый
29. отзывчивый
30. справедливый
31. мягкий
32. чувствительный
33. злой
34. неотзывчивый
35. несправедливый
36. жестокий
37. бесчувственный
38. ласковый
39. нежный
40. приветливый
41. обаятельный
42. откровенный
43. общительный
44. грубый
45. неприветливый
46. замкнутый
47. скрытный
48. ранимый
49. обидчивый
50. бесхитростный
51. мнительный
52. грустный
53. тревожный
54. хитрый
55. веселый
56. жизнерадостный
57. фантазер
58. хвастливый
59. болтливый
60. застенчивый
61. молчаливый
62. честный
63. решительный
64. сильный
65. выносливый
66. терпеливый
67. лживый
68. нерешительный
69. слабый
70. невыносливый
71. нетерпеливый
72. агрессивный
73. задиристый
74. вспыльчивый
75. вредный
76. упрямый
77. капризный
78. эгоистичный
79. спокойный
80. вредный
81. жадный
82. трусливый
83. неуклюжий
84. неряшливый
85. медлительный
86. щедрый
87. отважный
88. смелый
89.ловкий
90. опрятный
91. подвижный
92. красивый
93. здоровый
94. обычный, как все
95. некрасивый
96.больной
97. необычный
Общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком «+», совпавших в двух графах (пример совпадения: I графа - обаятельным, II графа - обаятельный и т.п.)
После подсчета общего количества черт характера и особенностей ребенка со знаком «+», совпавших в двух графах, необходимо вычислить процент совпавших черт характера и особенностей ребенка. Общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком «+» в I графе берется за 100%, а общее количество черт и особенностей ребенка со знаком «+», совпавших в двух графах, за х.
Чем выше процент совпавших черт характера и особенностей ребенка, тем менее отвержен Ваш ребенок Вами в семье.
Когда процент варьирует от 0 до 20, ребенок практически отвержен Вами, и ситуация для него в семье крайне неблагоприятная. Когда этот процент колеблется от 21 до 40, ребенок чаще всего чувствует себя отвергнутым, и ситуация для него в семье неблагоприятная. Когда этот процент варьирует от 42 до 70, ребенок может временами периодически раздражать Вас, но ситуация для него в семье среднеблагоприятная. Когда этот процент колеблется от 71 до 100, ребенок чувствует себя любимым, нужным, и ситуация для него в семье благоприятная.
Например, общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком «+» в I графе при Вашем подсчете равнялось 50. Из этих 50 черт только 30 совпало в двух графах одновременно. Пропорция выглядит так:
50 - 100%
30 - х
30 100%
х= --------------= 60%
50
Почему ребенок отвержен
1. Ваш ребенок был долгожданным?
2. Ваш ребенок был недолгожданным ?
Да Нет
Да Нет
Каким я мечтал(а) видеть своего ребенка
Какой он в настоящее время
1. мальчиком
2. девочкой
3. похожим на маму
4. похожим на папу
1. мальчик
2. девочка
3. похож на маму
4. похож на папу
Тест изучения семьи воспитанника
Оцениваемые показатели
0
1
2
3
4
5
1. Уровень педагогической культуры родителей
2. Потенциальные педагогические задатки родителей
3. Степень участия в воспитательном процессе матери
4. Степень участия в воспитательном процессе отца
5. Эмоциональный микроклимат в семье
Тест заполняется воспитателем раз в полугодие, полученные результаты сводятся в график для прослеживания динамики взаимодействия семьи и детского сада.
В работе дошкольного образовательного учреждения с семьей рекомендуется использование современных методик.
черпаете педагогические знания:
а) используете жизненный опыт, советы знакомых
б) читаете педагогическую литературу
в) используете советы воспитателей
г) слушаете передачи радио и телевидения.
2.Какие методы воспитания считаете наиболее результативными:
а) убеждения
б) принуждения
в) требования
г) поощрения
д) наказания
е) обучения и личного примера.
3.Какие виды поощрения используете чаще:
а) словесные
б) подарки
в) развлечения.
4.Какие виды наказания, на Ваш взгляд, наиболее эффективны в воспитании:
а) запугивание
б) проявление неодобрения (словесно или мимикой, жестами)
в) физическое наказание
г) лишение развлечений или обещанных подарков
д) словесная угроза.
5. Единодушны ли члены Вашей семьи в своих требованиях к ребенку:
а) единодушны всегда
б) иногда расходятся во мнениях
в) единодушия не бывает никогда.
Методика «Анкетирование»
Цель: выявленияпедагогической культуры родителей.
1. На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка?
а) слушаете передачи по радио и телевидению;
б) посещаете лекции для родителей;
в) на основе рекомендаций педагогов;
г) используете жизненный опыт.
2. Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными?
а) поощрение;
б) наказание;
в) требование;
г) приучение.
3. Какие виды поощрения Вы используете чаще всего?
а) словесная похвала;
б) подарки;
в) ласки.
4. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании?
а) физическое наказание;
б) словесная угроза;
в) лишение развлечения;
г) проявление вами обиды.
АНКЕТА
(сост. Зверева О.Л.)
Уважаемые родители!
Детский сад проводит опрос с целью помочь Вам в воспитании детей. Ваши искренние и продуманные ответы позволят нам получить достоверные данные и дать Вам полезные рекомендации.
Как Вы оцениваете вклад детского сада в воспитание вашего ребенка?
Как Вы оцениваете степень своего участия в работе группы, которую посещает ребенок:
высоко;
низко;
удовлетворительно;
не задумывались;
затрудняюсь ответить?
3. Кому, по Вашему мнению, принадлежит ведущая роль в воспитании детей:
семье;
детскому саду;
семье и детскому саду?
4. С какими вопросами Вы чаще всего обращаетесь к воспитателю:
выяснить какое-либо недоразумение (обида ребенка, беспорядок в его шкафчике, поломка игрушки и др.);
аппетит, сон ребенка в детском саду;
настроение и поведение ребенка в детском саду;
успехи ребенка на занятиях;
спросить совета по вопросам воспитания ребенка в семье;
поделиться своими успехами в воспитании ребенка в семье?
5. С какими вопросами к Вам чаще всего обращается воспитатель:
ребенок плохо вел себя в детском саду;
ребенок плохо (хорошо) ел, спал;
ребенок плохо (хорошо) занимался, не умеет (умеет) что-либо делать;
успехи ребенка на занятиях;
просьба оказать помощь детскому саду;
посоветовать, как лучше воспитывать ребенка в семье;
спросить, помогли ли его советы в воспитании ребенка?
6. Часто ли Вы обращаетесь к воспитателю за советом в воспитании ребенка:
часто;
не очень;
редко?
По каким проблемам воспитания Вашего ребенка Вы хотели бы получить помощь со стороны специалиста?
Какие формы работы детского сада с родителями Вы считаете наиболее эффективными:
посещение воспитателем ребенка на дому;
родительские собрания;
посещение родителями занятий в детском саду с их последующим обсуждением;
совместные праздники и развлечения;
индивидуальные беседы и консультации со специалистами;
другие формы?
Спасибо! Успехов вам в воспитании Вашего малыша!
Методика «Наблюдение»
Цель: Выявление педагогической культуры родителей.
Полученные данные фиксируются в протоколе.
Ф.И.О. ____________________________________
№
Характеристики педагогической культуры родителей
Примечания
1
Отношение к ребенку как к растущему и развивающемуся человеку
2
Характер предъявляемых детям требований
3
Сочетание требовательности с уважением к ребенку
4
Умение анализировать свой педагогический опыт и делать из него выводы
5
Поиск способов взаимодействия семьи и детского сада
6
Изменять характер взаимоотношений с ребенком по мере его роста и находить пути сотрудничества с ним
7
Создание ребенку необходимых условий для учения и труда
Методика «Тестирование»
Цель: выявления степени участия родителей в воспитательном процессе.
Нравится ли Вам воспитанность вашего ребенка?
Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?
Смотрите ли Вы на ребенка, когда он говорит?
Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит?
Поправляете ли Вы речь ребенка?
Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?
Хвалите ли Вы ребенка, обнимаете ли вы его?
Смеетесь ли Вы вместе с ребенком?
Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и бесед с ним?
Играете ли Вы с ребенком в какие-нибудь игры?
Поощряете ли Вы ребенка в его интересах и увлечениях?
Есть ли у ребенка одна или две собственные книги?
Есть ли у ребенка хотя бы одно место дома (уголок, полка и пр.), которое отведено только ему?
Стараетесь ли Вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы, книги?
Обсуждаете ли Вы что-нибудь интересное из прочитанных книг с ребенком?
Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребенком?
Задаете ли Вы ребенку вопросы о смысле увиденного по телевизору?
Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор?
Есть ли у ребенка возможность играть, лепить, рисовать, мастерить, заниматься рукоделием?
Стараетесь ли Вы ходить с ребенком на прогулку; устраиваете ли семейные походы в лес, парк, на реку?
Посещали ли Вы с ребенком картинную галерею, краеведческий музей, парк культуры и отдыха?
По результатам тестов проводится диагностика определения категорий родителей:
1 категория родителей этой категории отличает высокий уровень педагогической культуры. Он выражен в стиле семейного воспитания, в манере общения взрослых с детьми, родители принимают ребенка как личность, считаясь с его интересами и увлечениями, в этих семьях родители стремятся к единству педагогических требований. Серьезно относясь к воспитанию, эти семьи легко идут на контакт с психологами и социальными педагогами, стремясь расширить свои познания в области педагогики и детской психологии.
2 категория - средний уровень педагогической культуры родителей. В отличие от первой категории, акцентирование внимания идет на материальную обеспеченность. Вместе с тем проявляется безразличие к интересам и увлечениям детей. В неадекватных формах общения с ребенком проявляется недостаток эмоционально-нравственной культуры родителей. В таких семьях часты нарушения стилей семейного воспитания.
3 категория - низкая педагогическая культура родителей, это самая патогенная ситуация для ребенка. В таких семьях каждый живет своей жизнью, низкий уровень семейной интеграции. Уровень психолого-педагогической просвещенности родителей крайне низкий. Также родители не испытывают потребности в получении психолого-педагогических знаний. Вследствие этого воспитанию детей не уделяется достаточного внимания, воспитание ребенка не является жизненно важной проблемой.
Для выявления затруднений родителей в воспитании детей в различных возрастных группах, а также их интересов и предложений по улучшению работы детского сада проводился опрос:
1. Что Вас радует в поведении Вашего ребенка?
2. С какими трудностями Вы сталкиваетесь при воспитании ребенка?
3. Что, по Вашему мнению, обуславливает отклонение (если таковое есть) в поведении ребенка?
4. Какие темы Вы хотели бы обсудить (или услышать рекомендации) на родительских собраниях?
5. Каковы Ваши пожелания по улучшению работы детского сада
Цель: определение ценностных ориентации родителей.
Процедура: респонденту предлагается ряд вопросов и варианты ответов, один из которых он может выбрать.
№
Вопрос
Да
Не всегда
Нет
1
Считаете ли Вы себя первыми воспитателями ребенка?
2
Оцениваете ли Вы значимость семьи в воспитании?
3
Являетесь ли Вы активным участником мероприятий ДОУ?
4
Есть ли в Вашей семье традиции и обычаи, которые Вы продолжаете и поддерживаете?
5
Считаете ли Вы, что общение малыша с представителями старшего поколения обогащает их опыт и способствует их воспитанию?
6
Согласны ли Вы с тем, что личный пример взрослых членов семьи влияет на результаты воспитания ребенка?
7
Вы считаете, что воспитательный процесс в большей степени должен осуществляться: в семье в ДОУ в равной мере и в ДОУ и в семье?
Обработка данных: Каждому варианту ответа присваиваются баллы: да-3, не всегда-2, нет-0. От 0 до 10 баллов - низкий уровень от 11 до 25 баллов - средний уровень, от 26 до 33 баллов - высокий уровень
Методика «Интервью»
(модификация методики Г.Т. Хоментаускаса)
Цель - выявление эмоционального состояния ребенка в семье и детском саду.
Процедура: экспериментатор проводит опрос 25 детей старшего дошкольного возраста.
№
Вопросы
1
С кем ты живешь?
2
Есть ли у тебя брат, сестра? Они старше или младше тебя?
3
Есть ли у тебя дедушка, бабушка?
4
Какие игрушки есть у тебя дома?
5
С кем ты больше любишь играть дома? В какие игры?
6
Чем любишь заниматься дома?
7
Кто тебе чаще покупает игрушки, книги?
8
Кому ты расскажешь о своих делах в детском саду?
9
Какое настроение у тебя чаще всего бывает дома?
10
Тебе нравится ходить в детский сад?
11
Что тебе особенно нравится в детском саду?
12
Если бы ты был волшебником, что бы ты измелил в детском саду?
13
Если бы ты был волшебником, что бы ты измелил дома?
14
Где ты чаще хотел бы бывать дома или в детском саду?
15
Назови твоих лучших друзей из детского сада?
16
Кто из друзей самый добрый? С кем тебе больше всего хочется дружить?
Протокол, полученный после опроса, подвергается анализу, который имеет две формы: количественную и качественную. Количественный анализ состоит в подсчете ответов детей. В ходе качественного анализа делаются выводы относительно эмоционального состояния ребенка в семье и детском саду и определяется направление работы с семьей:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития личности детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей; поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;
- повышение уровня правовой и психолого-педагогической культуры родителей;
- создание единого образовательного пространства для дошкольника в семье и ДОУ;
- выработка согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей и т.д.
Опросник родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина
Уважаемые родители!
Приглашаем вас принять участие в совместной работе персонала детского сада и семьи, направленной на понимание особенностей вашего ребенка, повышение эффективности методов воспитания и развития.
Прочитайте приведенные ниже выказывания. Если вы согласны с какими-либо из них, обведите их в кружочек. В этом тесте нет правильных или неправильных ответов, существует только ваше мнение относительно воспитания своего ребенка, которое поможет персоналу лучше понять психологические особенности воспитанников. Свой лист, пожалуйста, подпишите. Заранее благодарим вас за участие в работе.
Я всегда сочувствую своему ребенку.
Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
Я уважаю своего ребенка.
Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
Я испытываю к ребенку чувство расположения.
Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
Мой ребенок часто неприятен мне.
Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не заслуживают.
Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
Все дурное мой ребенок впитывает как губка.
Моего ребенка при всем старании трудно научить хорошим манерам.
Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
Я принимаю участие в своем ребенке.
К моему ребенку «липнет» все дурное.
Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне хотелось бы.
Я жалею своего ребенка.
Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.
Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он посвоему прав.
Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
Я всегда считаюсь с ребенком.
Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
Основные причины капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.
Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
Самое главное — чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.
Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
Я разделяю увлечения своего ребенка.
Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
Я понимаю огорчения своего ребенка.
Мой ребенок часто раздражает меня.
Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.
Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
Я не доверяю своему ребенку.
За строгое воспитание дети потом благодарят.
Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
Я разделяю интересы своего ребенка.
Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.
Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
Я тщательно слежу за состоянием здоровья своего ребенка.
Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
Я невысокого мнения о способностях своего ребенка и не скрываю этого от него.
Желательно, чтобы ребенок дружил с теми, кто нравится его родителям.
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается согласие респондента с высказыванием.
Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. На полюсе принятия родителю нравится ребенок таким, какой он есть, родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Другой полюс (отвержение): родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, дурных наклонностей, небольшого ума. По большей части, родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
Шкала «Кооперация»
Утверждения, относящиеся к этой шкале: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
«Кооперация» — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помогать ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
Шкала «Симбиоз»
Утверждения, относящиеся к этой шкале: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале (5—7) можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя начинает повышаться, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей ноле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
Шкала «Авторитарная гаперсоциализация»
Утверждения, относящиеся к этой шкале: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59, 61.
Шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле (5—8 баллов) по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.
Шкала «Инфантилизация» («Маленький неудачник»)
Утверждения, относящиеся к этой шкале: 11, 13, 17, 22, 28, 54, 60.
Шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале (5—7 баллов) в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли, чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия, что приводит к социальной инвалидизации ребенка.
Тренинговое занятие по теме: «Родительская любовь»
Цель: формирование позитивного отношения к ребенку, развитие эмпатии.
Задача: научить родителей лучше понимать чувства ребенка.
Вводная часть
«Сколько времени вы уделяете ребенку?» этот вопрос часто встречается в анкетах. Однако, ребенку важно не количество, проведенного с ним времени, а как оно проведено. Иногда 10 минут сердечной беседы для ребенка значат гораздо больше, чем целый рядом с присутствующей мамой. Время, проведенное с ребенком, только по родительскому долгу, приносит мало радости обоим.
некоторые родители считают, что откровенно выражать свои чувства ребенку, ласкать его – это значит чересчур баловать, воспитывать «неженку». Но для ребенка просто необходимо, для полного эмоционального развития.
Если мы любим ребенка, то есть отношение к нему постоянно, оно таким и остается, даже если ребенок будет поступать плохо. Вера в ребенка, принятие ребенка таким, какой он есть, означает признание его прав на ошибку, а также возможность ее исправления, приобретение более приемлемых форм поведения. Таким образом, безоговорочное, неизмененное отношение любви – это основа, опираясь на которую ребенок, будь он дошкольником или подростком, может экспериментировать, строить свое поведение.
Чувство любимости, принятие себя родителями – важнейший ориентир для ребенка в непростом мире человеческих отношений вообще. Это важно всегда, но особенно в подростковом возрасте ( примеры).
Теперь несколько слов о формах выражения теплых чувств.
Существует два способа вербальный и невербальный.
Вербальный – словесное выражение чувств, нужно знать, что некоторые слова имеют для ребенка особое, символическое значение (нельзя говорить не люблю тебя, ты плохой и т.д.)
Невербальный – жесты, прикосновения, мимика (10 лет на руках у мамы).
Очень важно! Подарок и приз (разница). Часто родители заменяют общение подарком.
Рисуем семью (раздать рисунки детей). Анализ с примером и показом рисунков других детей.
наиболее ценимый персонаж рисуется первым слева, на первом плане; он выше и крупнее всех остальных, выполнен с большой любовью, каждая отдельная деталь доведена до конца. Остальные фигуры повернуты в его сторону и смотрят на него.
наименее ценимый персонаж: самый маленький, выполняется последним, находится в стороне от остальных фигур, как бы забытый всеми ( перечеркивают, стирают).
обычно родителей изображают парой, отец выше и слева, мать ниже и справа, а за ними следуют другие фигуры в порядке значимости. Изображение семейной пары может иметь разный смысл, в зависимости от того, объединена пара или нет (ребенок живущий с одним из родителей, изображая пару может желать, чтобы союз восстановился). Если ребенок рисует одного родителя, с которым живет, это означает принятие реально существующей ситуации. К рисунку семьи ребенок может добавить как людей, так и животных, не входящих в состав семьи. Так он заполняет пустоты, которые чувствует в реальной жизни.
если ребенок в семье чувствует себя неуверенно, то он под всеми фигурами проводит линию, как бы предавая им опору. Чем сильнее нестабильность в чувственных отношениях в семье, тем гуще, толще линия. Если линия под персонажем, чувство нестабильности, неуверенности проявляется именно у этого персонажа.
линии, облака или дождь в верхней половине листа свидетельствует о тревожности и страхе из-за грозящей опасности. Если ребенок складывает лист, чтобы разделить его по количеству персонажей – тоже тревожное состояние.
если на фигурах персонажей появляются источники света и тепла(огонь, лампочки, свечи и т.д.) – это желание ребенка иметь наставника, человека ведущего по жизни, а так же потребность в тепле и любви, поскольку ребенок чувствует ее слабое проявление со стороны персонажа, изображенного с источником света ( мама гладит, папа курит, красно-желтое солнце, лампочка).
изображение грязи во всех проявлениях – внутренне беспокойство ребенка, дисгармония, чувства вины, стыда.
вода, дождь, звезды, холодильник, все, что касается холода, является признаком душевного настроения. То же, если ребенок рисует кровать и лежащих на них, спящих или больных людей.
символы соперничества в семье – спортивные игры и любое оборудование имеющее отношение к спорту. То же если кошка и собака.
цветы и бабочки – реальное или желаемое спокойствие и безмятежность.
шарики, бумажные змеи, - чувство давления, от которого ребенок пытается избавиться.
детская кроватка или клетка указывают на агрессивность, пленение в отношении младшего (символ лишения свободы, наказания).
символы власти и угрозы – огромные нависшие над головой здания, метла, выбивалка, пылесосы, грузовики, поезда, промышленная техника.
общность семьи – общие игры, особенно игра в мяч.
барьеры между фигурами – изоляция, ограничения в межличностных взаимоотношениях.
если ребенок отсутствует – ребенок страдает от изоляции и одиночества в семье.
кот (если его нет в реальной жизни) около того персонажа, которого больше всех любит ребенок.
Проявления родительской любви детям разнообразны и многолики. Однако не всегда наши хорошие намерения достигают адресата – ребенка. Дело в том, что он не умеет читать наших мыслей и чувств, а то что мы делаем, не всегда воспринимается им как проявление любви.
Практикум
приветствие.
Психологический тренинг – тренировка души, разума и тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что сам проговаривает, 90% того, что сам делает. Участники тренинга все делают сами. Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать.
давайте познакомимся.
- игра «Пожелание»
- «Мне нравиться в себе»
3. вот в такой теплой атмосфере, наверное, и можно говорить о родительской любви. Все мы считали себя любящими родителями. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство. Мне хочется, чтобы я почаще понимала, что дорога свои родителям, чтобы чаще….
Вопросы к практическому заданию:
понимаете ли вы своего ребенка?
в каком возрасте у вас были конфликты с вашими родителями? С какого возраста вас стали понимать ваши родители?
какие качества вы цените в своем ребенке?
какие качества вы цените в себе?
каким вы видите в будущем своего ребенка?
как вы реагируете на отрицательные поступки своего ребенка?
по какому поводу чаще всего возникают конфликты?
что вы делаете в этом случае?
Рекомендации:
никогда не говорите ребенку, что он плохой, потому что приносит плохие оценки (оценки – это его достижения, а не он сам).
выслушайте все! Ребенку крайне важно видеть ваши глаза, чувствовать вашу реакцию.
помните, что ребенок, возможно, переживает сейчас кризис и нуждается в ваше поддержке.
верьте, что он хочет хорошо учиться. Даже если это и не совсем так, ваша вера должна передаться ему.
будьте с ним вместе. Дом должен быть безопасным островом, а не местом, где контролируются удачи и неудачи, выносятся приговоры.
Можно выделить следующие актуальные проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей:
- здоровье и физическое развитие;
- познавательно – речевое развитие;
- социально – личностное развитие;
- художественно – эстетическое.
Здоровье и физическое развитие ребенка дошкольного возраста
- изучение состояния здоровья детей совместно со специалистами детской поликлиники и родителями. Ознакомление родителей с результатами диагностики.
- создание в ДОУ и семье медико-социальных условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей (зоны физической активности, закаливающие процедура, массаж и т.п.).
- проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни: выполнение общегигиенических требований; рациональный режим дня; полноценное сбалансированное питание; закаливание и т.д.
- ознакомление родителей с содержанием и формами физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
- тренинг родителей по использованию приемов и методов оздоровления (физические упражнения, дыхательная гимнастика, массаж, разнообразные виды закаливания и т т.д.) с целью профилактики заболевания детей.
- создание семейного клуба «Папа, мама, я – спортивная семья».
- использование интерактивных методов для привлечения внимания родителей к физкультурно-оздоровительной сфере: проведение викторин, фото- и видеоконкурсов на лучший спортивный уголок в семье, на самую интересную спортивную или подвижную игру с участием детей и взрослых членов семьи и т.п.
- создание и поддержание традиций проведения совместно с родителями спортивных соревнований, праздников, досугов, Дней здоровья.
Познавательно-речевое развитие ребенка дошкольного возраста
- совместное с родителями чтение книг, рассматривание иллюстраций, оформление полученных впечатлений в виде альбомов, панно, газет и др.
- организация родителями группового посещения театров и выставок с целью воспитания у дошкольников положительных эмоций, эстетических чувств, формирования адекватных форм поведения в общественных местах.
- мини-походы детей и родителей на природу с целью укрепления доверительных отношений со взрослыми.
- совместная работа ребенка и родителей над фотоальбомами «История моей семьи», «Наша дружная семья», «Мы любим спорт», «Моя родословная».
- совместная работа родителей, педагогов и детей по подготовке тематических бесед «Мои любимые игры и игрушки», «Игрушки из бросового материала», «Игры маминого детства», по организации выставки семейных игрушечных реликвий на тему «Друзья детства».
- введение традиции «Обмен радостными впечатлениями». Совместная деятельность детей и родителей по созданию фотогазеты «Наш выходной день» («Наш отдых»).
- участие родителей в организации в ДОУ встреч детей с представителями разных профессий с целью обогащения знаний дошкольников и формирования уважительного отношения к людям труда.
Социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста
- привлечение родителей к участию в детском празднике (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).
- проведение тренингов с родителями: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетентности в вопросах воспитания.
- помощь родителям в расширении семейной библиотеки (медико-психологическая литература, периодическая печать) с целью распространения инновационных подходов к воспитанию детей.
- изучение детско-родительских отношений совместно с психологом с целью оказания помощи детям, с которыми жестоко обращаются родители.
- беседы с детьми с целью формирования уверенности в том, что их любят и о них заботятся в семье.
- выработка единой системы гуманистических требований в ДОУ и в семье.
- консультирование родителей: предупреждение использования методов, унижающих достоинство ребенка.
- анкетирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей.
Художественно-эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста
- экскурсии в музеи: организация выставки произведений декоративно-прикладного искусства с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей.
- организация конкурсов и выставок детского творчества на тему «Как прекрасен этот мир, посмотри» (фото- и видеоматериалы).
- проведение тематических консультаций для родителей по разным направлениям художественно-эстетического воспитания ребенка («Как познакомить детей с произведениями художественной литературы», «Как создать дома условия для развития художественных способностей детей», «Развитие личности дошкольника средствами искусства»).
- участие родителей и детей в театрализованной деятельности: совместная постановка спектаклей, подготовка декораций, организация гастролей в соседней группе (в соседнем детском саду).
- проведение праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с привлечением родителей; их совместное выступление с детьми.
- создание «игротеки» (игры по художественно-эстетическому развитию детей).
- сотрудничество с преподавателями музыкальной школы с целью оказания консультативной помощи родителям по развитию способностей детей и их интереса к музыке.
- создание семейных клубов по интересам.
- проведение семинаров-практикумов для родителей по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.
- создание родителями вместе с детьми сценариев по мотивам русских народных сказок. Постановка домашних спектаклей с записью на видео или показ в группе.
Разнообразные формы работы с родителями, содействуют изменению статуса они становятся полноценными и активными участниками реализации учебно-воспитательного процесса. Необходимо поощрить родителей, используя нетрадиционные формы:
- экран добрых дел, который вывешивается перед родительским собранием (Ф.И.О., сколько человек от семьи посетило, участвовало в мероприятии, помощь, которую они оказали).
- объявление благодарности можно выразить в стихотворной форме:
«Наверное, семьи трудолюбивей нет.
Для группы все работы выполняли
Мама, папа, бабушка и дед.
Хотим, чтоб опыт ваш все переняли.
Спасибо всем за труд большой,
За то, что сделано с душой»
- награждение грамотами;
- направление писем на предприятия. ДОУ благодарит Ф.И.О. за воспитание дочери, за золотые женские руки, (перечислить участие в делах ДОУ);
- организация школы педагогического мастерства родителей, на опыте работы конкретной семьи;
- проведение тематических творческих выставок работ родителей, сотрудников и детей;
Работа по обогащению педагогического опыта родителей.
Ролевое проигрывание семейных ситуаций, моделирующих родительское поведение, позволяет обогащать арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Например, задание родителям: «Проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком» и др.
Тренинговые игровые упражнения и задания. Например, дать оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, увидеть между ними разницу, выбрать более удачные, заменить нежелательные формы обращения на конструктивные. Предложить родителям формы обращения: «Почему ты опять не убрал свои игрушки?» - «Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина!». Родителям дали определить, в чем видится конструктивность таких обращений к ребенку как: «Стыдно!», «Меня не устраивают твои «хочу», мало ли что ты хочешь!», «Что бы ты без меня делал(а)?», «Как ты можешь поступать со мной!» и др. Это могут быть и игровые упражнения с мячом: «Закончи предложение»…, «Хорошо учиться в школе – это значит…» или «Особенности моего ребенка, это…» и т.п.
Анализ детского поведения помогает родителям увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и физических потребностей. Предлагая родителям высказать мнение по поводу действий ребенка в конкретной ситуации, полезно сформулировать перед родителями вопрос: «А как бы поступил ваш ребенок в подобной ситуации?».
Обращение к опыту родителей. Например: «Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?» или «Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста», «Вспомните, какую реакцию вызывают у вашего ребенка поощрения и наказания». Побуждение родителей к взаимообмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты в воспитании, соотносить их с примерами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
Игровое взаимодействие родителей и детей в различных видах детской деятельности рисование, лепка, спортивные игры, театрализация и др. Способствуют эмоциональному сближению, получению родителями и детьми опыта партнерских отношений. Родители имеют возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Родитель в игре моделирует собственное поведение, он может даже поставить под сомнение собственное прежнее представление о проблеме. В условной игровой обстановке происходит в ненавязчивой форме «встреча» со своими привычками и стереотипами в воспитании, что может способствовать их осознанию и изменению своего отношения к ним. Когда же родители лишь на вербальном уровне вступают в общение (отвечают на вопросы педагога и друг друга), они тщательно контролируют свои высказывания, подавляя нередко естественность и спонтанность своего поведения, стараясь подать себя в наилучшем свете. Только вербальное общение не позволяет решать важные задачи, связанные с осознанием родителями себя в роли воспитателя ребенка.