Организация работы по экологоическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях субъектного подхода.
Организация работы по экологоическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях субъектного подхода.
Во время бесед с родителями советую, чтобы они привлекали детей к посадке, уходу за растениями дома, чтобы по чаще выезжали с детьми за город. Бережно ко всему относится, и учить этому своих детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация работы по экологоическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях субъектного подхода.»
Тарасюк Светлана. Константиновна
КГУ «Средняя школа № 26» акимата города Усть – Каменогорска
мини-центр «Солнышко»
СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГОИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Рыбе- вода, птице-воздух
Зверю- лес, степи, горы
А человеку нужна Родина
Охранять природу-
Значит охранять Родину.
М.Пришвин
Все мы дети Природы и с малых лет человек должен познать ее, научиться любить, оберегать, чувствовать, воспринимать многообразие форм, красок, запахов, разумно пользоваться богатствами природы.
Всестороннее развитие экологическое воспитание осуществляется различными средствами, одно из наиболее ознакомление дошкольников с природой. В работе с младшими детьми применяю методику формирования экологической культуры. Мир растений пробуждает интерес, любознательность, желание деятельности. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребенок радуется, видя зеленую траву, слушая щебетания птиц, ощущая запах цветов.Первые восприятия остры и неожиданно для ребенка. А все новое, вызывает интерес, удивляет. У ребенка возникают вопросы, с которыми он обращается ко взрослым.
Учитывая возрастные особенности ребенка, стараюсь постепенно, бережно ввести ребенка в мир окружающей среды, уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, путем бесед, занятий, экскурсий, наблюдений.
Согласно задачам по экологии:
- продолжать знакомить с признаками, свойствами, причинно-следственными взаимодействиями;
- формировать представление об участии человека в приумножении природы;
- воспитывать доброжелательное, заботливое отношение ко всему живому.
В нашей группе создан экологический уголок. Стараюсь прививать трудовые навыки по уходу за растениями и животными. Уход за комнатными растениями еще детям не доступен; поэтому я это делаю сама, но обязательно в присутствии детей, привлекаю их внимание к своим действиям, предлагаю посмотреть, как льется вода из лейки, как она впитывается землей, дети охотно протирают листья влажной тряпочкой. Мною разработано и проведено занятие «Помогите растениям». В процессе работы говорю детям, что поливать цветы и протирать листья нужно для того чтобы они лучше росли. Первое время дети не обращали внимание, на комнатные растения, но когда однажды утром в понедельник, я обратила внимание на то, как поникли листочки у растения, как будто их обварили кипятком. А затем на глазах у детей полила их водой. Через некоторое время дети увидели, что растения «ожили» от воды. А когда расцвел бальзамин, предложила детям вспомнить стихотворение Е. Благининой «Огонек». И спросила детей:
- Расцвел бы цветок, ели за ним не ухаживать?
Дети дружно ответили, что цветы без нашей помощи погибнут.
В уголке природы у нас есть аквариум с рыбками и черепаха Глаша. Дети с интересом наблюдают за аквариумными рыбками (кормят, следят за уровнем и чистотой воды, водорослями). Работая в уголке природы, дети понимают что растения, и рыбы, и животные – это все живое. Но сами о себе позаботится, не могут. Это способствует тому, что у детей появилось чуткое, заботливое отношение к обитателям уголка природы.
На нашем участке растут: клены, березы, кустарники, тополя. Во время прогулки предложила детям описать сове любимое дерево. Больше всего детям нравится березка. Я рассказала детям, как трудно вырастить большое дерево, сколько опасностей подстерегает молодой расточек. Дети описали березу, что ствол у нее необычный: белый, гладкий с черными крапинками, листья мягкий с зубчиками. Прочитала детям стихотворение о березке:
- Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную...
На участке у нас растет много цветов. Цветы зацветают ранней весной и цветут до поздней осени. Стараюсь постоянно приносить букеты осенних и весенних цветов. Вызывая через форму сочетания цветов, ароматов чувство красоты и нежности. В процессе наблюдения использую игры: «Узнай дерево по листочку», «Найди, что назову».
При ознакомлении с природой, стараюсь показывать детям образец гуманного отношения ко всему живому. Бабочки, стрекозы, жуки, муравьи привлекают внимание ребят.
В осенний период я предложила полюбоваться красотой осеннего пейзажа. Послушали, как падают и шуршат листья. Особенно детям нравится листопад. Самые красивые, яркие листья дети приносят в группу, мы делали гирлянды, составляем узоры на бумаге. Были проведены несколько экскурсий в парке. Читаем стихотворение Тихеевой :
-Листопад, листопад,
-Листья желтые летят…
К каждой экскурсии и прогулке я тщательно готовлюсь, подбираю пословицы, загадки, приметы о погоде.
Зимой наблюдаем с детьми, как меняется природа. Проведены занятия « О снеге». Всю зиму подкармливаем птиц (хлебными крошками, зерном).
Обращаю внимание детей на красоту зимнего пейзажа. После снегопада ребята подгребают снег поближе к корням деревьев, объясняю что снег служит одеялом для кустарников, деревьев и полей чтобы не замерзнуть в холода. Ни одна прогулка не обходится без снежных построек. Сооружения из снега способствуют у детей воспитанию трудиться, умение работать коллективно.
Весной продолжаем наблюдение за природой, как просыпается природа от зимнего сна, как набухают почки на деревьях. Делаем выводы: день прибавляется, тает снег и лед, стало тепла, солнышко светит ярче., появляется капель. Прочитала стихотворение Плещеева «Весна»:
- Уж тает снег, бегут ручьи
-В окно повеяло весной…
Совместно с родителями участвуем в посадке саженцев цветов на клумбах.
Во время бесед с родителями советую, чтобы они привлекали детей к посадке, уходу за растениями дома, чтобы по чаще выезжали с детьми за город. Бережно ко всему относится, и учить этому своих детей.
В работе по экологии использую: дидактический материал, настольные игры, схемы, экологические пирамиды. Оформила и постоянно обновляю папки с материалом «Экология в детском саду», «Осень», «Дикие животные», «Животные Казахстана». Провожу диагностику по экологии.
Хочу отметить, богат и прекрасен мир природы. Огромное его влияние на мир и душевное восприятие ребенка. В своей индивидуальной программе делаю акцент на достижение вышеуказанных целей, учитывая субъективность каждого ребенка. Дети усвоили занятия о временах года, об их преемственности, полюбили природу, стали бережнее относиться к ней. Ребята активнее стали принимать участие в труде по уходу за растениями.
ЛИТЕРАТУРА
Николаева С.Н «Экологическое воспитание младших дошкольников». М., 2002