Просмотр содержимого документа
«Организация трудового воспитания в старшей группе детского сада»
Как правильно организовать дежурство в старшей группе
И.С.Гребенщикова, воспитатель
МАДОУ № 102, г. Томск
"Дайте детям радость труда.
Эту радость ему несут успех,
осознание своей умелости и
значимости выполняемой работы,
возможность доставлять радость
другим"
В.А.Сухомлинский
Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде.
Дежурство старших дошкольников постепенно усложняется по содержанию труда, по формам объединения, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе.
Труд дежурных в старшем дошкольном возрасте не носит формальный характер, а является конкретным. По содержанию труда дежурство делится на 3 составляющие:
-дежурство по столовой;
-подготовка к занятиям;
-дежурство в уголке природы.
Труд дежурных по столовой включает полную сервировку стола, уборку посуды после еды. Целесообразна такая организация уборки, при которой сочетается работа дежурных и каждого ребенка.
К примеру: каждый ребенок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая ее на другие, а чашку относит на разнос. Дежурные уносят салфетки, вилки, ложки, тарелки из-под хлеба, вытирают столы. Важно приучать детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относится с уважением к их труду.
Труд дежурных по подготовке к занятиям может быть оказан накануне или непосредственно перед занятием. Дежурные помогают расставить стульчики, раздать необходимый материал, налить клей, принести в группу пособия для занятия. Накануне помочь вырезать геометрические фигуры, шаблоны, нарезать цветную бумагу нужного размера и форм. Воспитатель, опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает ее важность, формируя позитивные установки к различным видам труда и творчества, ответственность за выполнение порученного дела.
У детей старшего дошкольного возраста имеется еще один вид дежурства – дежурство в уголке природы. При выполнении детьми поручений в уголке природы, закрепляем знания о растениях, потребностях и условиях их содержания.
Старший дошкольный возраст - это период, когда коллектив разветвляется на объединения.
Дежурство включает три формы объединения детей:
1) объединение в парах;
2) дружеские взаимосимпатии;
3) избирательные взаимоотношения.
Объединение в парах формируется для коллективной работы. Дежурные, выполняя поручения в паре, обслуживают всю группу. При такой организации дети ставятся в новые условия, к ним предъявляются более сложные требования: согласовать свою работу с работой товарища. Отвечать вместе по результатам, справедливо распределять работу между собой.
Выполняя поручения при дружеских взаимосимпатиях, каждый из детей наблюдает за работой товарища, приходить к нему на помощь.
При избирательных взаимоотношениях воспитатель получает возможность формировать положительные аспекты трудовых действий; разъяснять, как надо оказывать помощь, и в каких случаях она нужна, показать на конкретных примерах, как следует относиться к товарищу по заданию.
В начале учебного года, организуя работу дежурных, определяем уровень владения приемами работы, знания у детей о последовательности действий. И через 2-3 месяца, а при необходимости во втором полугодии дети оказываются в таких условиях, при которых они самостоятельно решают, кто какую часть работы возьмёт на себя, но так, чтобы весь объем ее был выполнен.
Объединение для совместной работы становится регулярным в старших группах детского сада и является немаловажным в нравственном воспитании детей. Не всегда сочетание в пары «умелый с неумелым» приводит к положительным результатам. Очень важно учитывать и личные качества детей, воздействовать на ребенка, с тем чтобы во время работы дети не только выполняли задание, но и проявляли внимание друг к другу, оказывали помощь, регулировали возникающие недоразумения, обращались друг к другу в вежливой форме и т. д. В старшем дошкольном возрасте нередко проявляются и избирательные дружеские взаимоотношения детей. Учитывая это, важно поддерживать тягу детей друг к другу, поручая им дежурить вместе. Время от времени подчеркивая растущие умения детей, обсуждая с ними в беседе, особенно выделяем случаи проявления доброжелательного отношения к сверстникам, желание помочь няне, предлагая ей свои услуги. Очень важно, когда и няня, опираясь в своей работе на помощь детей, будет терпелива к их неуверенным движениям и медленному темпу деятельности. Тем самым оказывая детям доверие, что придает им уверенности в своих силах и возможностях; вызывая желание помогать взрослым, быть занятым полезным делом.
Все это повышает интерес детей к делу. Они чувствуют, что их работа нужна, а поощрение их действий укрепляет уверенность в собственных силах.