Просмотр содержимого документа
«Организация здоровьесбережения детей младшего дошкольного возраста в ДОУ»
Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно – воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. Развитие детей тесно связано со здоровьем, только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться.
Понимая всю значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников, коллектив нашего детского сада целенаправленно начал работать над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ища новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников.
Инструктором по физкультуре был разработан новый комплекс упражнений с использованием фитбол-гимнастики для оздоровления дошкольников.
Прежде чем приступить к внедрению этого вида оздоровительной работы, нашим ДОУ было приобретено достаточное количество гимнастических мячей (фитболов).
Организуя занятия по фитбол-гимнастике, прежде всего детям была предоставлена возможность познакомиться с новым оборудованием - поиграть с мячами. Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он притягивает к себе, стимулирует фантазию и двигательное творчество. Мяч развивает руки ребёнка, а развитие руки напрямую связано с развитием интеллекта. Фитбол является не только уникальным оздоровительным " тренажёром", но может использоваться как обычный мяч в играх и эстафетах.
Занятия проводятся с подгруппой 8-10 детей. Продолжительность занятий в младшем дошкольном возрасте составляет 10-15 минут в зависимости от возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. Упражнения дети выполняют в медленном и среднем темпе.
Структура фитбол - гимнастики состоит из трёх частей:
Подготовительная часть - разогревание организма и создание положительного эмоционального настроя.
Основная часть - физическая нагрузка, в которую входят упражнения:
-для укрепления мышц плечевого пояса и рук;
- для укрепления мышц брюшного пресса;
- для укрепления мышц спины;
- для укрепления мышц тазового дна;
- для увеличения подвижности позвоночника и суставов;
- игры с фитболом ("пятнашки сидя", "гонки с выбыванием", "перекати поле").
Заключительная часть - расслабление и рефлексия.
Мы решили, что необходимо включать в фитбол-гимнастику упражнения с элементами логоритмики, которые будут развивать как общую моторику детей, их физические качества, так и развивать речь и словарный запас детей. Каждое упражнение имеет название, сопроводительный текст в стихотворной форме, терапевтический эффект.
Само использование фитбола выступает как оздоровительный фактор, а текст, который проговаривают дети, помогает развитию речи, эмоционально украшает упражнение, и позволяет добиться правильного его выполнения (логоритмическая игра «Зайка»). Упражнения с элементами логоритмики проводятся в основной части физкультурного занятия по фитбол - гимнастике.
Анализ проделанной работы показал, что у детей стала более развита речь и обогатился словарный запас. Новая форма физкультурных занятий стимулирует двигательную активность детей, повышает интерес, снижает утомление и даёт положительный эмоциональный заряд, что приводит к эффективному процессу обучения двигательным умениям и навыкам.
Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Главное контролировать интенсивность нагрузки с учетом возраста и физического развития малыша, а также постоянно проявлять выдумку и, время от времени, разнообразить используемы упражнения.
Во время проведения утренней гимнастики в музыкально – спортивном зале используется прием интерактивного общения, ненавязчивая форма игры и общения с героем (м/ф, сказки и т.п.)
В младшем дошкольном возрасте мы используем «Утреннюю гимнастику для малышей» из цикла «Уроки тетушки Совы», «Лунтик и зарядка», «Упражнения с Крошем», «Прыг – скок команда». При этом взрослый осуществляет наблюдение за деятельностью детей и координирует их деятельность. Увлекательные уроки занимают внимание малышей. У ребят появляется привычка делать утреннюю гимнастику как в детском саду, так и дома.
Также используется нами компьютерная игра (в различных видах деятельности ребенка в ДОУ: музыкальной, физическом развитии, в работе психолога, врача). В музыкальной деятельности игра может быть удобна при работе детей всей группы, а также подгруппах и индивидуально. При этом необходимо следить за временными рамками восприятия детьми видео материалов и работы с такими видами деятельности.
Психолог совместно с воспитателями и муз.руководителем активно используют в работе метод «Сказкотерапии».
Это занятие с помощью сказки, направленное на решение проблемы. Сегодня к функциям сказки прибавилась роль мониторинга в ДОУ. Такой метод работы позволяет быстрее адаптироваться детям к условиям сада, раскрывают и расширяют потенциал ребенка, позволяют планировать работу и выделить проблемные группы, определив направление коррекции работы. Такой вид НОД проводится 1 раз в неделю в группах 10 – 12 человек.
Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно – оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско – взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).
В нашем саду несколько лет назад был создан семейный клуб «Здоровый образ жизни». Темы этого клуба актуальны до сих пор:
«Самое дорогое»
«Гигиена души и тела»
«Заповеди здорового питания»
«Развиваем свои возможности»
«Формы разрешения конфликтных ситуаций и обращение к посредникам» и т.д.
На заседаниях родители составляют собственную оздоровительную программу, которая включает следующие пункты:
Вовремя проснуться, улыбнуться, настроиться положительно на весь день;
Принять водные процедуры (утром и вечером);
Принять воздушные и солнечные ванны;
Выполнить комплекс физических упражнений;
Следовать принципам здорового питания;
Найти дело по душе;
Проявлять терпение, отзывчивость и чуткость.
Таким образом, проводимая нами физкультурно – оздоровительная работа позволяет нам успешно проводить работу по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении.