Организации центра коммуникации и творчества в группе
Организации центра коммуникации и творчества в группе
Предметно-развивающая среда в нашей группе позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке воспитателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организации центра коммуникации и творчества в группе»
Обмен опытом по устройству и организации центра коммуникации и творчества в группе соответствии с особенностями развития детей
(методические рекомендации)
Подготовила: Арзамаскова Т.А.
Детский сад - особое учреждение, это практически второй дом для его работников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие, чтобы все в нем чувствовали себя комфортно, испытывали положительные эмоции. Поэтому огромное внимание в своей работе мы уделяем предметно-развивающей среде, особенно ее развивающему характеру. Обогатили ее такими элементами, которые стимулируют познавательную, творческую активность детей. Содержание оборудования и материалов отвечают определенному возрасту. Их размещение, планировка имеют свободный доступ и возможность работать с материалами не только там, где он находится, но и возможность его перемещения в зависимости от желания детей (на столе, полу, стене, в подвешенном состоянии).
Предметно-развивающая среда в нашей группе позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке воспитателя. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности детей. Организация развивающей среды в нашей группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Инновационный подход к организации среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции как образовательных областей, определенных ОУД, так и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком "глаза в глаза", которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей (регулируемые ножки у столов, доска, мольберты на уровне глаз детей и др.).
Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, настольного театра.
Принцип стабильности - динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.
Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.
Принцип открытости - закрытости. Среда готова к изменению, корректировке, развитию.
Принцип "половых и возрастных различий" как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.
Модель развивающей среды нашей группы создавалась с учётом вышеизложенных принципов. Необходимо отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности. Создавая развивающую среду, мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей, а также требования и нормы СанПиН. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей. Доска, мольберты находятся на уровне глаз детей.
Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды, обладающей разносторонними потенциалами активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность, с целью формирования интеллектуальных, творческих, личностных, физических качеств; познавательной, социальной, художественно-эстетической мотивации к развитию самореализации.
Предметно-развивающая среда группы организована с учетом интеграции образовательных областей:
- Область "Здоровье" . "Безопасность" (ПДД и пожарная безопасность)
- Познавательно-речевое направление представлено образовательными областями: "Познание", "Коммуникация", «Социум»
Подбор игр , книг, конструктора, дидактического материала.
Театр - важный объект предметно-развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Воспитательная возможность театрализованной деятельности широка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется звуковая культура речи, её интонационный строй, исполняя свою соответствующую роль, ребенок поневоле упражняется в четком, ясном изъяснении. Подобная организация пространства дает возможность приблизиться к позиции ребенка.
В уголке "Играем в театр" располагаются различные виды театров: настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, , плоскостной; реквизит для разыгрывания сценок, сказок и спектаклей; набор кукол, ширма для кукольного театра.
Образовательная область " Творчество" . В группе создано необходимое пространство для творческой деятельности детей.
В доступном для детей пространстве расположено многообразие изобразительных материалов; это не только карандаши и различная бумага, но и восковые, и акварельные мелки; гуашевые краски и фломастеры; пластилин и формочки для лепнины; ткани и нитки; печатки, проволочные и деревянные модели.
При организации учтены интересы мальчиков и девочек (раскраски, трафареты, различные материалы, дидактические пособия).
Здесь дети обычно проводят много времени, рисуя, раскрашивая, создавая поделки из пластилина, рассматривая репродукции картин, портреты художников, детское творчество.
Еще статья
Центр художественного творчества
Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Поэтому должны быть созданы благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства. В этом большую роль играет Центр художественного творчества.
В нашем детском саду творческой группой было разработано Положение о наполняемости Центров художественного творчества с учетом интегрированного подхода. Моя коллега уже представляла наполняемость Центра для старшего дошкольного возраста. Я хочу пригласить Вас в свою группу и представить наполняемость Центра художественного творчества для младшего дошкольного возраста.
Центр художественного творчества
Направленность деятельности в центре
Формирование умения творить прекрасное в своей повседневной жизни через включение в процесс воспитания обучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Обеспечение творческой самореализации своего «Я» в различных видах продуктивной деятельности.
Задачи и предметное наполнение центра в группе младшего и среднего дошкольного возраста
Задачи:
1. Воспитывать эмоциональное отношение к процессу художественно-изобразительной деятельности, желание создавать яркие выразительные образы.
2. Формировать желание самостоятельно экспериментировать с цветом (смешение цветов, получение оттенков, материалом (пластилин, глина, тесто) .
3. Развивать умение выбирать и менять по желанию цвет материала и способ рисования или создания образа (мазками, пятнами, линиями и т. д., размер листа, тип фона, средство изображения.
4. Развивать творческие способности и стремление к самовыражению в различных видах художественной деятельности.
5. Формировать правильную осанку в процессе занятий художественно-изобразительной деятельности.
6. Формировать мелкую мускулатуру пальцев рук (работа с пластилином, глиной, трафаретами, обводками) .
7. Формировать необходимые культурно-гигиенические навыки: умение самостоятельно и правильно мыть руки после занятий изобразительной деятельности.
8. Формировать представления о безопасном поведении при действии с карандашами, кисточками и т. д.
9. Воспитывать бережное отношение к инструментам, материалам, использовать их по назначению, убирать на место.
Цветная и белая бумага, картон, самоклеющаяся пленка, наклейки, ткани, нитки
Ножницы с тупым концом
Рулон обоев для коллективного рисования
Маленькие доски для рисования мелом
Мольберт
Уборочный инвентарь
Дидактический материал:
Раскраски с образцами. Тематические раскраски.
Образцы декоративно-прикладного искусства (по программе, иллюстрации и альбомы по данной теме для рассматривания.
Репродукции картин, скульптуры малых форм.
Схемы последовательного рисования предмета.
Пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию образа из бумаги, глины, и других материалов.
Дидактические игры для развития творческих способностей.
Интеграция других образовательных областей
Чтение художественной литературы:
Репродукции художников-иллюстраторов детских книг (Васнецова, Сутеева, Чарушина – младший возраст; Владимирского, Конашевича, Кочергина, Мавриной, Токмаковой, Чарушиных, Юфы – средний возраст)
Сюжетные картинки художников Васнецова, Лебедева с изображением русского костюма в сказках.
Музыка:
Музыка для двигательных импровизаций.
Сборники с колыбельными, детскими песенками, со звуками природы.
Познание:
Иллюстрации животных, природы в разные времена года.
Альбомы с природой России, Урала.
Разнообразный природный материал для рассматривания (листья, камушки, ракушки, шишки … .)
Социализация:
Разные виды театра
Шапочки-маски для театрализованных представлений
Комплект элементов костюма для уголка ряженья
Куклы перчаточные
Подставка для перчаточных кукол
Ширма для кукольного театра настольная
Еще одна
Методические рекомендации по организации «Центров детской активности» в пространстве группы
«Предметно – развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.
Центры могут быть разграничены (полки, напольное покрытие, коробки, мольберты, столы и возвышения можно использовать для разграничения пространства), но вместе с тем, 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей.
Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей (не должно, быть, слишком, много, открытого, пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других детей).
«тихие» и «шумные» центры достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу (уровень шума влияет на желание передвигаться, уровень тревожности и творческие возможности детей); оформление «уголка уединения» необходимо для отдыха ребенку;
материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность, детей включены во все центры;
материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность представлены в достаточном количестве;
центры допускают как индивидуальные занятия детей, так и объединения детей в малые и большие группы;
центры предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых, так и для проведения некоторых видов занятий;
для чтения, прослушивания музыки, отдыха есть достаточно мягких «посадочных мест» (подушки, обтянутые пенопластовые матрацы, кресла, пуфики и пр.);
в помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли одновременно разместиться за ними (желательно, чтобы, столы были небольшие и стояли бы в разных местах группы);
помещение группы организовано так, чтобы воспитатели могли одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве центров;
все материалы, а так же детские рисунки и поделки развешаны на уровне глаз ребенка;
у каждого ребенка есть индивидуальное место, куда он может положить свои вещи и предметы.
Таким образом, развивающая среда создается с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело или занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребенка.
………………………….еще одна
Дизайн "Центра изобразительного детского творчества" в группе детского сада.Аннотация: В любом возрасте по жизни люди любят рисовать. Свои мысли на бумаге каждый хочет показать. Карандаш и кисть подходят, палец в краске обмакнуть, и ладошкой дети могут рисовать следы вокруг. В ход идут любые средства: краска, соль, пшеницы горсть, клей и бисер разноцветный дополняет натюрморт. В воспитании детей дошкольного возраста большое место занимает рисование. Обязательной составляющей обучения являются занятия в детском саду. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду должны быть обязательно, ведь они выполняют целый ряд задач, необходимых как при подготовке к школе, так и для эстетического развития ребенка. Рисование в детском саду существенно углубляет восприятие ребенком изобразительной деятельности, оно становится более целенаправленным действием, затрагивающим многие аспекты воспитания и образования ребенка. Дети осваивают различные техники рисования. С помощью красок ребенок учится передаче формы и цвета предмета. Усложнение техники рисования в детском саду карандашом позволяет более детализировать рисунки, научиться выделять части предмета. Изодеятельность в детском саду – это следующий шаг ребенка в изучении окружающего пространства. Чтобы рисунок был содержательным, ребенок учится оценивать сравнительную величину предметов, их положение относительно друг друга. Помимо эстетического развития, преследуется целый ряд целей. Ребенок преддошкольного возраста не знаком с правильными навыками сидения за столом. Положение рук на столе, ног под столом – все это непосредственно влияет на физическое развитие ребенка. Изодеятельность играет весомую роль в социальной адаптации малыша. На занятиях и в самостоятельной изобразительной деятельности он учится дружелюбию, тактичности и справедливости в оценке рисунков других детей. Также изодеятельность подразумевает не только непосредственное рисование, но и связанные с ними трудовые навыки. Ребенок учится организовывать свое рабочее место, убирать за собой после того, как рисование окончено. Одна из главных задач воспитателя при этом – не столько давать указания, сколько провоцировать ребенка к самостоятельности и инициативе. Поэтому нами и создана в группе «Стена творчества» (или «Центр изобразительного детского творчества»). Здесь ребенок выдумывает сюжет рисунка, создает различных персонажей и места действия. Формирование эстетического отношения к реальности, эстетических чувств – это одна из первоочередных задач, которую должен выполнять «Центр изобразительного детского творчества». Передача формы, окраски, строения предметов, их величины и положения в пространстве – все это содействует тому, что у ребенка развивается чувство цвета и формы. А это основные компоненты эстетического восприятия. Маленькие художники могут гордиться своими шедеврами, а мамы и папы — своими художниками.
Организация предметно-развивающей среды
в детском саду
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решению этих задач способствует предметно-развивающая среда в ДОУ.
Предметно-развивающая среда в ДОУ - система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями образовательной программы дошкольного образования.
Принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ
Принцип активности самостоятельности, творчества
- позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.
Принцип динамичности
- позволяет трансформировать пространство, с большим разнообразием предметного наполнения.
Принцип гибкого зонирования
- позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Принцип учета половых и возрастных различий детей
- позволяет осуществлять гендерный подход и удовлетворять потребности всех возрастных категорий.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов
- визуальное оформление предметной среды.
Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого
- позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.
Принцип открытости - закрытости
- позволяет осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Модель развивающей среды нашего сада создавалась с учётом вышеизложенных принципов. Необходимо отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.
Наша работа начинается с утреннего приёма детей. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей.
Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям; выставки детского творчества.
Все пространство в группе разделено на определенные зоны и центры.
^ Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.
^ Уголок экологического воспитания расположен непосредственно у окна. Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры. Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, аквариумными рыбками, черепахами, учим детей правильному уходу за ними. В уголке природы помещены краеведческие материалы (фотографии посёлка, гербарии растений, типичных для нашего района).
Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки или исследовательский центр. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Глобус, лупы, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, алгоритмы проведения опытов.
Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений. Здесь дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать ленточки, шнурки и др.
Для центра искусства отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, трафареты, раскраски. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.
Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).
^ Центр книги «Книжкин дом» представляет собой столик с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Все книги и иллюстрации обновляются 1 в неделю. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.
Для предупреждения детского утомления и организации двигательного режима в каждой возрастной группе оборудованы физкультурные уголки. Они пользуется популярностью у детей, поскольку реализуют их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
^ Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки.
^ Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.
^ Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными.
^ В центре гигиены располагается уголок дежурства. Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность.
Для воспитания у детей эмоциональной отзывчивости, эмоционально-волевой сферы и определения настроения ребёнка в каждой группе разработан уголок настроения.
Таким образом, в нашем дошкольном учреждении создаются условия, соответствующие формированию психологических новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.