Организация опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Организация опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Статья предназначена для воспитателей, родителей. В данной статье описывается работа, которую я провожу с детьми старшей группы по экспериментальной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе»
Опыт работы «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшей группы «Капельки»
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества.
Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса. Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире; задает вопросы взрослому; любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности); в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового. При этом главным фактором выступает характер деятельности.
Изучая теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я использую в своей группе «Капельки», являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и прочее. Например, мы с детьми ставим проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: «Вода» мы проводили опыты: "Вода принимает форму", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд", «Тающий лед» и другие. Еще ранее, в средней группе, мы проводили множество опытов с использованием воды, краски. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.
Я использую в своей работе опыты и эксперименты по книге «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», авторы О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина, в которой даны практические указания по организации поисково-познавательной деятельности детей 3-7 лет. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез, догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, выработало у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе.
В числе последних нами проведены вот такие опыты и эксперименты:
1.Детям предлагается подуть через соломинки в стакан с водой.
Мы с детьми говорим о том, что это пузырьки воздуха. Откуда они берутся? Куда деваются? Почему пузырьки не остаются в воде? Тысячи вопросов и тысячи ответов. Так дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями.
2. Предлагаем ребенку надуть шарик, а затем выпускаем воздух из шарика через щель так, чтобы получился звук. Ребятам весело и они смеются.
3.Опыт на плавучесть. -Кто любит плавать, где? А где легче всего плавать? Выясняем, что в море. Почему? Подтверждаем это экспериментом.
В одной банке – простая вода, а в другую – добавляется соль. В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает. Дети активно помогают в проведении опыта.
4.Опыт на смешивание красок. Мы уже с детьми проводили опыты с красками, чтобы получить новый цвет. Но ребятам очень нравятся такие эксперименты, и мы решили повторить и получить задуманный цвет. Смешали желтую и синюю краски, и………. получили зеленый цвет! 5. Опыт «Легкий- тяжелый» Ребятам предлагается опустить в воду ложки: одна металлическая, другая деревянная. Что происходит с ними? Приходим к выводу, что металлическая утонула- она тяжелее, чем деревянная (она всплыла).
После проведения опытов обязательно нужно поинтересоваться, что детям сегодня понравилось, что удивило, что нового узнали? И непременно похвалить детей за то, что были доброжелательны, умели договариваться, решали дружно возникшие несогласия.
На этом наше путешествие в мир опытов и экспериментов не заканчивается!