Просмотр содержимого документа
«Организация предметно-пространствееной развивающей среды, как условие успешного пребывания детей с ОВЗ в ДОУ»
Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие успешного пребывания детей с ОВЗ в ДОУ.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования позиция ребенка как субъекта образовательного процесса поставлена в контексте индивидуализации образования.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный Государственный Стандарт (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) направлены на «обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования», «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)».
Один из основных принципов ФГОС ДО — индивидуализация образования, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в том числе детей с ОВЗ. Инклюзия — двунаправленный процесс, предполагающий взаимную адаптацию и готовность коллектива принять особого ребёнка и учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ. При инклюзивном подходе выигрывают все дети, поскольку он делает образование индивидуализированным для всех участников образовательного процесса.
В нашем детском саду созданы специальные условия для детей с ОВЗ, одно из них — организация развивающей предметно-пространственной среды.
При её организации учтены здоровьесберегающие факторы: экологическая среда, благоприятно воздействующая на ребенка с ОВЗ. Важным элементом экологической среды, который используется в холдинге является видеоэкология, воздействующая на психику, а через нее на здоровье зрительных образов: пастельная цветовая гамма, округлые очертания, разнообразие форм и линий, которые способствуют более высокой работоспособности, лучшему настроению, оптимистическим ожиданиям, как здоровых дошкольников, так и детей с ОВЗ.
Материально-техническое оснащение ДОУ – важная сторона создания комфортных условий пребывания ребенка в детском саду. Совместными усилиями работников и родителей ДОУ для детей создана развивающая предметно-пространственная среда, оборудованы помещения для занятий детской деятельностью:
Кабинеты психологов.Чтобы обеспечить психическое благополучие детей, в МАДОУ имеется кабинет психолога, который будет оснащен набором психолога «Пертра». Атмосфера психологического кабинета очень важна для ребенка с ОВЗ, она способствует спокойствию и защищенности. Кабинет разделен на несколько зон: игровую, зону развивающих занятий, зону релаксации и психического расслабления, с различными видами игрушек и аутостимуляторов; зону консультативной работы, организационно-планирующей деятельности психолога. Все функциональные зоны кабинета подчинены решению главной задачи: созданию условий для обеспечения психического здоровья детей и взрослых.
Музыкальный залоборудован техническими средствами: музыкальными центрами, пианино, музыкальными инструментами, используемыми в работе с детьми.
Физкультурный залоборудован физкультурным оборудованием в полном объеме.
Кабинет учителя-логопедаоборудован рабочим местом для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми; а также, компьютером.
Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, изолятора, массажного кабинета, физиотерапевтического кабинета, спелеокамеры и солевых ванн. Каждый дошкольник, включая детей с ОВЗ, получает в год по одному десятидневному курсу посещения массажа, спелеокамеры, солевых ванн. При необходимости детям назначаются физиопроцедуры.
Методические кабинетыдля реализации основной общеобразовательной программы оборудованы подборками картин, картотек. Создан библиотечный фонд методической и детской литературы, фонотеки и видеотеки, фонд интерактивных презентаций. Оборудованы техническими средствами: телевизор, DVD, ноутбук, ксерокс, проектор.
Предметно-развивающая среда в нашей группе организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом и насыщена тем разнообразием игрового и дидактического материала, который действительно оставляет за ребенком свободу выбора.
Учитывая индивидуальные особенности детей, обуславливающие направленность детской деятельности, групповое помещение поделено на центры – секторы в соответствии с образовательными областями и обозначено маркерами игрового пространства. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.
При организации предметно-развивающей среды группы учитываются интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны столярные и плотницкие инструменты, девочкам – для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки и т.п.; Мальчикам – детали строительной спецодежды, разнообразные технические игрушки.
В группе имеется большое количество «подручных» материалов: веревок, коробочек, проволочек, колес, лент, которые творчески используются для решения различных игровых проблем, именно эти материалы привлекают внимание детей с ограниченными возможностями здоровья.
Так как наша группа для детей старшего дошкольного возраста, то в ней есть и различные материалы, способствующие овладению чтение, математикой: таблица – азбука, книги с крупным шрифтом, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами. В образовательной деятельности мы используем задания разного содержания и уровня сложности, упор делаем на сильные стороны ребёнка, коррекционная работа строится с опорой на сохранные зоны, что демонстрирует достижения детей, позволяет отметить даже незначительный прогресс ребёнка, таким образом, для каждого создается ситуации успеха.
Стандартно развивающихся сверстников мы включаем в помощь «особым» детям в разных видах деятельности: занятия в паре, помощь в самообслуживании.
Развивающая предметно-пространственная среда группы постоянно пополняется и обновляется в зависимости от возраста, особенностей здоровья, интересов и потребностей детей, а также в соответствии с тематикой месяца и недели.
Мы считаем, что такая развивающая предметно-пространственная среда, которая учитывает особенности и характер нарушений здоровья детей с ОВЗ, способствует их включению в социальную жизнь, позволяет им быть успешными, ощущать собственную безопасность, значимость и сопричастность к общей жизни. У ребенка с ОВЗ появляется возможность естественного перехода к более сложным отношениям с социумом. Кроме того, для остальных детей это возможность учиться понимать и ценить многообразие общества, лучше относиться друг к другу, осознать, что такое социальная справедливость.