Воспитывать интерес к математическим знаниям; умение понимать задания, выполнять их самостоятельно.
Демонстрационный материал: плоскостные и объемные геометрические фигуры, карточки с цифрами для игры, чудесный мешочек, дерево с птичками (Веселые задачки).
Раздаточный материал: листок с заданием, набор с геометрическими фигурами для игры «Танграмм», карандаш простой.
Словарная работа:
Обогащение словаря: геометрические тела
Активизация словаря: конус, цилиндр, шар, куб
Методические приемы:
- игровой (Игра «Состав чисел 7», Д/и «Прямой и обратный счет»);
- словесный (вопросы, беседа, логические задачи);
- наглядный (демонстрационный материал)
- анализ занятия, поощрение.
Предварительная работа:
Состав чисел 7;
Дидактические игры математического содержания: «Танграмм», «Назови пропущенную цифру»
Решение логических задач;
Ход организационной образовательной деятельности:
Звучит музыка, дети играют в группе.
Воспитатель:1,2,3,4,5
Я зову ребят играть!
(дети быстро убирают игрушка и подходят к воспитателю).
Воспитатель: К нам на занятие пришли гости, давайте мы поздороваемся с ними, но поздороваемся по-особому, мы подарим им свои улыбки, поприветствуем их.
Игра «Прямой и обратный счет»
А сейчас давайте сделаем большой круг.
Воспитатель: Ребята, а вы умеете считать? И не ошибаетесь? Давайте, я проверю!
Вслух сейчас считать я буду, От ноля до десяти. Цифру я одну забуду, Вы попробуйте найти.
Ребята, если при счете я ошибусь, вы хлопаете в ладоши и называете пропущенное число (Прямой и обратный счет)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
А сейчас я вас попрошу присесть на стульчики, но так, чтобы у девочки соседями были мальчики, а у мальчиков соседями были девочки.
Воспитатель: Каждый раз, всегда, везде
На занятиях, в игре, Четко, смело говорим
И тихонечко сидим!
Сели все удобно, слушаем меня внимательно!
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним все то, что вы знаете о геометрических фигурах.
Воспитатель: Какие геометрические фигуры вам нравятся?
Ребенок: Мне нравится квадрат
Ребенок: Мне нравится круг
Ребенок: Мне нравится прямоугольник
Ребенок: Мне нравится треугольник
Воспитатель: Хорошо! Кто из вас хочет выйти к доске, выбрать одну геометрическую фигуру и рассказать нам о ней все что знаете?
Ребенок: Это квадрат. У него все стороны равны, он имеет 4 угла и 4 стороны
Ребенок: Это круг. У круга нет углов, сторон
Воспитатель: Давайте в воздухе нарисуем круг
Ребенок: Это прямоугольник, него противоположные стороны равны, у его 4 стороны и 4 угла
Ребенок: Это треугольник, у него 3 угла, 3 стороны, 3 вершины
Воспитатель: Ребята, посмотрите на квадрат и прямоугольник, они похожи? Чем?
Ребенок: У квадрата и прямоугольника 4 стороны и 4 угла
Воспитатель: А чем они отличаются?
Ребенок: У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника противоположные!
Воспитатель: А теперь посмотрите внимательно на геометрические фигуры и скажите, а есть ли еще такая фигура, которая отличается от всех остальных и почему?
Дети: круг, нет углов и сторон
Воспитатель: Молодцы, ребята. Каким словом мы можем назвать эти геометрические фигуры?
Дети:плоскостные.
Воспитатель: Почему они называются плоскостными?
Дети: Потому, что они плоские, тонкие.
Задания из чудесного мешочка
Воспитатель: Посмотрите, я принесла для вас чудесный мешочек. А что в нем, не скажу, вы сами должны узнать.
Воспитатель: Кто желает узнать, что лежит в чудесном мешочке? (ребенок достает объемную геометрическую фигуру).
Воспитатель: А что это такое?
Дети: Куб
Воспитатель: Ребята, согласны?
Воспитатель: Кто еще желает найти то, что лежит в чудесном мешочке?
Воспитатель: А эта что такое?
Дети: Конус
Воспитатель: А ты как считаешь?
Также достает шар и цилиндр.
Воспитатель: Ребята, как можно назвать то, что лежало в чудесном мешочке?
Сегодня я вам дам новое понятие. Их можно назвать геометрические тела.
Воспитатель: Давайте скажем хором
Дети: геометрические тела.
Индивидуально спросить еще 2-3 ребенка.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Скоро в школу я пойду»
Скоро в школу я пойду.
Там друзей себе найду,
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
Я таким учёным буду!
Но свой садик не забуду!
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам пройти к столам и занять места, но не просто так, а чтобы мальчики сидели справа, а девочки слева.
Воспитатель: Не забывайте, как мы должны сидеть за столами.
Воспитатель: У вас на столах лежат листы с заданиями, посмотрите внимательно на задание (воспитатель вывешивает задание на доску).
Воспитатель: Что вы видите?
Дети: Геометрические фигуры и геометрические тела
Воспитатель: Что вы видите в верхнем ряду?
Дети: Геометрические тела
Воспитатель: Что вы видите в нижнем углу?
Дети: Геометрические фигуры
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какое задание я вам приготовила?
Дети: Соединить геометрические фигуры с геометрическими телами, на которые они похожи
Воспитатель: Кто хочет выполнить у доски?
Воспитатель: Я предлагаю вам соединить геометрические фигуры и геометрические тела самостоятельно.
Воспитатель: Возьмите карандаши, выполняйте.
Вопрос к ребенку у доски:
Воспитатель: Объясни, как ты выполнил это задание?
Ребенок: Куб соединил с квадратом, цилиндр с прямоугольником, шар с кругом, конус с треугольником.
Воспитатель: Ребята, а вы согласны?
Воспитатель: Проверьте, ребята вы так же выполнили задания?
Воспитатель: Поднимите руку, кто также соединил геометрические фигуры и геометрические тела. Молодцы!
Воспитатель: Ребята, у которых не получилось, не огорчайтесь, мы с вами поработаем и вы тоже не будете ошибаться.
Подвижная игра под музыку «Состав чисел»
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного поиграть! Ко мне выйдут ребята, которые сидят справа за столом. Они будут играть, а дети, которые сидят слева за столом будут жюри, они будут смотреть, правильно ли вы выполняют задания!
У меня на столе карточки с цифрами (перевернутые). Под музыку вы спокойно ходите около стола, на котором лежат карточки с цифрами. Как только музыка закончится, надо взять любую карточку и посмотреть, какая цифра у вас написана, затем быстро найти себе пару. Вы должны получить число 7 из двух наименьших чисел.
Пара поворачивается лицом к жюри, и показывают свои карточки.
Воспитатель: А сейчас давайте проверим результаты…
Воспитатель: У нас образовались пары: 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Встали ребята, давайте немного отдохнем, проведем физминутку «Жили-были гномики»
Д/и «Танграм»
Воспитатель: Ребята, выйдите ко мне и постройтесь в шеренгу. На 1, 2 рассчитайтесь.
Первые номера два шага вперед: 1, 2!
Воспитатель: Первые номера подойдите к столу, который находится справа от вас.
Воспитатель: Вторые номера подойдите к столу, который находится от вас слева.
-Я сейчас вам загадаю несколько загадок. Попытайтесь отгадать, А потом нам тут собрать Из «Танграма», тех о ком, Мы загадки задаем.
Задание для команды №1
(Воспитатель открывает конверт)
Не любит семечки из шишек, А ловит бедных серых мышек. Среди зверей она – краса! Плутовка рыжая… (Лиса)
Задание для команды № 2
(Воспитатель открывает конверт)
Что за зверь лесной, Встал, как столбик, под сосной, И стоит среди травы, Уши больше головы? (Заяц)
Воспитатель: Кто выполнил уже задание, помогите своим друзьям.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю, первым номерам посмотреть, каких зайчат сделали вторые номера, а вторым номерам, каких лисят сделали первые номера.
Воспитатель: А кто к нам в гости прилетел? А эти птички синички не простые, они приготовили нам веселые задачки. Хотите со мной решить эти задачи?
Воспитатель читает задачи, дети отвечают и доказывают, как они решили.
1.Две мышки проникли в квартиру,
Решили попробовать сыру.
Тут следом явились подружки –
Три сереньких мышки-норушки.
Кот спал в это время на крыше,
Про этот не ведая пир.
А ну, сосчитай, сколько мышей
Съели оставленный сыр? (5)
2. Вот 8 зайчат по дорожке идут.
За ними в вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой? (10)
3. Курица, стоящая на двух ногах, весит 2 кг.
Сколько весит курица, стоящая на одной ноге? (2 кг)
4. Пять цветочков у Гульназ, И ещё два дал ей Алмаз. Кто тут сможет посчитать, Сколько будет два и пять (7)
Воспитатель: Молодцы! Очень быстро считали, решали. Но незаметно наше математическое путешествие с интересными заданиями подошло к концу.
Воспитатель: Ребята, поднимите руку те дети, которые считают, что пришли в детский сад не зря?
Воспитатель: Какое задание вам больше всего понравилось?
Воспитатель: Какое задание было для вас трудным?
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались! Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось выполнить все задания. Спасибо! Вы молодцы! А сейчас отдохните, немного поиграйте. Дежурные помогите мне, пожалуйста, надо собрать карандаши и убрать листы с заданиями.