Просмотр содержимого документа
«Основные компоненты развития речи.»
Основные компоненты развития речи.
Красивая, правильная и хорошо развитая речь – главное условие всестороннего и гармоничного развития личности. Чем шире, богаче и активнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, познавать окружающий мир, продуктивнее общаться с окружающими взрослыми и сверстниками, тем полноценнее происходит его психическое развитие. Речь детей развивается по определенным законам, ведь ребенок рождается с сформированным речевым аппаратом, но без речи. Происходит это не только из-за недоразвития всей нервной системы и центра речи, но и по другим причинам: - новорожденный не владеет навыком использования своего речевого аппарата, этот навык необходимо приобрести; - у ребенка нет содержания для речи, нужно накопить это содержание; - он не знает словесных форм речи, ему необходимо с ними познакомиться; - речь непосредственно связана с мышлением и обусловлена им; - язык развивается в условия социума, общения между людьми, а так как социальные связи еще не установлены, ребенок должен их установить. Речевая функция имеет две важнейшие составляющие: 1. Восприятие звуков речи, основанное на фонематической системе языка (речевой гнозис, или узнавание); 2. Воспроизведение звуков, слов, фраз – речедвигательная функция. В соответствии с этим, как мы помним, выделяют импрессивную речь (процесс понимания смысла речевого высказывания) и экспрессивную речь (процесс высказывания с помощью языка). В ходе развития речи дети должны овладеть несколькими подсистемами родного языка: - фонетикой (системой звуков речи) - на своих занятиях мы будем знакомить детей с фонемами родного языка в онтогенетической последовательности возникновения их в речи, учиться слышать их, различать и мотивировать к подражанию;
- лексикой (система словарного запаса) – лексические темы в раннем возрасте отличаются от лексических тем дошкольного возраста, они более конкретные. Мы не будем вводить обобщающие понятия, а будем рассматривать конкретные предметы и действия (например, яблоко, а не фрукты, «сова лети», а не все птицы летают); - семантикой (системой значений, начиная со значений отдельных слов. Дети обнаруживают способность понимать смысл слов задолго до того, как начинают произносить их); - синтаксисом (система сочетания слов, обозначающих определенную мысль) - понимание взаимосвязи и комбинаций между словами, из которых построена фраза; - прагматикой (система социальных правил, предписывающих, что, как, когда и кому следует говорить).
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(253) "конспект по развитию речи "обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности "
["seo_title"] => string(158) "konspiekt-po-razvitiiu-riechi-oboghashchieniie-slovarnogho-zapasa-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti"
["file_id"] => string(6) "224134"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1438515401"
}
}