kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Принцип целостности, неразрывности в знаниях, умениях и впечатлениях, «входящих» в душу ребенка, которые не должны прерываться другими впечатлениями, пока не закрепятся полученные, без переключений детского мозга с одного предмета на другой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

.


Принцип целостности, неразрывности в знаниях, умениях и впечатлениях, «входящих» в душу ребенка, которые не должны прерываться другими впечатлениями, пока не закрепятся полученные, без переключений детского мозга с одного предмета на другой. Исходя из этого принципа, мы не ограничивали время детской изодеятельности, предоставив детям право заниматься творчеством, насколько позволяют силы и интерес. Также мы сочли целесообразным ввести игровые упражнения во второй серии занятий, как часть занятия по карандашной графике, чтобы не нарушать целостности детского восприятия, обеспечить преемственность в знаниях, умениях, впечатлениях при переходе к технике «граттаж».

Принцип индивидуальности с устранением унификации (выравнивания уровня обучения) детей. На основе этого принципа были разработаны задания разной степени сложности, в зависимости от эстетической одаренности детей и сформированных у них рисовальных умений.

Принцип природосообразности, т.е. адекватности методики возрастным особенностям детей среднего дошкольного возраста с преобладанием игровых, воображаемых ситуаций, что и реализовано в игровых приемах преподавания. Как известно, чем меньше ребенок, тем больше место в его воспитании и обучении занимает игра. Учитывая значение игровых приемов, непосредственное обучение технике «граттаж», мы начали с игровых упражнений, цель которых была повысить эффективность обучения детей изображению простейших линейных форм и развитию рисовальных движений. При обучении изображению пространства использовались следующие игровые приемы: рассматривание пейзажа на прогулке через «видоискатель» - «фотографирование» и «проявление снимков» на занятии, путем изображения воспринятого в рисунке; обыгрывание игрушки-персонажа; использование игрушек для рисования с натуры; использование воображаемого персонажа; привлечение детей для исполнения определенной роли. В последнем случае изобразительная деятельность детей на занятии строилась по типу аналогичной деятельности взрослых (художники-иллюстраторы сказок). Однако при использовании игровых моментов мы не забывали о выполнении учебной задачи приобретения детьми новых знаний, умений, навыков.

Принцип оценки того, что ребенком сделано успешно, а не того, что ребенок не смог или не успел сделать. В таких случаях мы предоставляли детям возможность закончить или исправить работу позднее.

Принцип вариативности в выборе образа и способа его изображения с целью создания зрительного ряда, в котором ребенок может выбрать вариант задания, которое его заинтересовало. Для этого, количество имеющихся вариативных образцов, или эскизов, должно быть не меньше количества детей, посещающих занятия.

Принцип учета заинтересованности детей.

Принцип сотворчества, сотрудничества, преподавателя с учениками, обеспечение условий, при которых ребенок не боится сказать о своем непонимании, может выбрать задание не слишком легкое и не слишком трудное, не переутомляться. Мы старались взять на себя роль советчика и старшего товарища.

Упражнять детей в «процарапывании» линий как простейших элементарных художественных средств графики в технике граттаж. Были запланированы три основных упражнения, рассчитанные на 10-15 минут и входившие в занятия по карандашной графике.

Упражнение «Трава».

Цель упражнять детей в выполнении вертикальных штрихов, ритмичных, постепенно уменьшающихся.

Упражнение «Камешки и песок».

Цель: упражнять детей в изображении точек и элементов округлой формы, ритмичных, постепенно уменьшающихся.

В обоих упражнениях использовались следующие методы: беседа воспитателя с детьми; показ воспитателя приемов изображения; игровой момент (дети дополняли движения словами: «Сначала мы видим высокую травку, вот такую, потом - пониже, вот такую, потом - еще ниже…», «На берегу лежат большие округлые камешки, вот такие, подальше - поменьше, вот такие, дальше - еще меньше, а вокруг рассыпан мелкий-мелкий песок»). Дети представляли себе листок бумаги лужайкой или берегом моря. В конце занятия - краткий самоанализ и показ детских рисунков.

Упражнение «Шарики».

Цель: научить детей правильно и красиво штриховать простую форму, пользуясь линейкой. После вступительной беседы на доске показывали прием штриховки.

В качестве сюрпризного игрового момента, использовались воздушные шары, которые детям предлагалось нарисовать (как бы с натуры) и аккуратно заштриховать. В процессе работы давались указания, касающихся техники выполнения. В конце просмотр и оценка детских работ. Упражнения планировались на занятиях как основные и в отдельных случаях использовались повторно для закрепления поставленных перед детьми задач.

Цель третьей серии занятий изучить особенности изображения детьми пространства средствами «граттаж».

Занятие «Небо и земля».

Цель: дать детям представление о пространстве и учить изображать его, используя элементарные средства выразительности - линии.

Методы и приемы: вступительная беседа; рассказ о пространстве, линии горизонта, показ наглядных средств, изображающих открытое пространство, показ выразительных средств (различные штрихи и линии); указания, касающиеся техники выполнения, просмотр детских рисунков и самоанализ.

Наглядные пособия: схематические изображения пространства.

Занятие «Дерево».

Цель: учить детей изображать элементы природы в пространстве, используя средства «граттаж», учить детей использовать такие средства выразительности как объем и «расчищение» поверхности.

Методы и приемы: «фотографирование» детьми на прогулке элементов пейзажа через окошки самодельных фотоаппаратов; рассматривание и анализ работ, выполненных на прошлом занятии, беседа об особенностях изображения пространства и внешнем виде деревьев, использование для анализа детских работ образцов художественной литературы, отрывков из песен, сказок: «В лесу родилась елочка», «Во поле березка стояла», «…Вышла Машенька в чисто поле, глядь, а там яблонька с наливными яблочками…» и др.

Мы знакомили детей с произведениями, выполненными в технике граттаж с целью вызвать и закрепить интерес детей к изображениям новой для них графической техникой. Дети проявили интерес и желание выполнять рисунок в новой технике.

Литература

  1. Казакова Р.Г. Принципы ненасилия в методике Преподавания изобразительного искусства в студиях развития детского творчества. В кн.: Воспитание свободной независимой, ответственной личности. - СПб, 1994.

  2. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М.: «Педагогика», 1983.

  3. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: «Просвещение», 1985.



.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Автор: Новикова Вера Викторовна

Дата: 04.11.2016

Номер свидетельства: 355203

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Консультация для родителей на тему: « Формирование нравственно-патриотических чувств  у дошкольников в процессе знакомства с родным городом"
    ["seo_title"] => string(134) "konsultatsiiadliaroditielieinatiemuformirovaniienravstviennopatriotichieskikhchuvstvudoshkolnikovvprotsiessieznakomstvasrodnymghorodom"
    ["file_id"] => string(6) "291874"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455195538"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "План по самообразованию в подготовительной группе"
    ["seo_title"] => string(54) "plan_po_samoobrazovaniiu_v_podghotovitiel_noi_ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "426810"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1504104841"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Тема:" Развитие творческих способносностей" "
    ["seo_title"] => string(46) "tiema-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnosnostiei"
    ["file_id"] => string(6) "116020"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412224825"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Особенности сенсорного развития"
    ["seo_title"] => string(32) "osobennosti_sensornogo_razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "500843"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1550748981"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "создание условий для развития личности ребёнка дошкольного возраста в предметно-развивающей среде дошкольного образовательного учреждения "
    ["seo_title"] => string(163) "sozdaniie-uslovii-dlia-razvitiia-lichnosti-riebionka-doshkol-nogho-vozrasta-v-priedmietno-razvivaiushchiei-sriedie-doshkol-nogho-obrazovatiel-nogho-uchriezhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "140369"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417947582"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства