Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ
Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ
Работа содержит ответы на следующие вопросы - Как правильно ребенка организовать в период адаптации. Hа что нужно обратить внимание в период адаптации малышей к группе детского сада.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ»
Консультация для родителей
«Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ»
К основным критериям адаптации относится:
Поведенческие реакции
Уровень нервно-психического развития
Заболеваемость и течение болезни
Как бы мы не готовили ребенка к саду, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса.
Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия (может наблюдаться повышенное артериальное давление, иногда и температура). Ребенок беспокойно спит или не спит вообще, мочится в постель, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними. Родители отмечают, что ребенок вздрагивает во сне, становится дома беспричинно обидчивым, теряет приобретенные ранее умения, худеет. Первую неделю желательно приводить ребенка в группу детского сада к 9:00 утра и на два часа. В дальнейшем часы пребывания ребенка на группе будут увеличиваться в связи с положительным психо-эмоциональным состоянием малыша.
При нормальной адаптации у ребенка быстро восстанавливается поведенческие реакции (примерно через 2-3 недели), не отмечается задержки нервно-психического развития, он не болеет или болеет всего один раз, не более недели, без осложнений.
Если поведенческие реакции ребенка нормализуются только лишь к 60-му дню пребывания в ДОУ, если наблюдается замедление нервно-психического развития, он часто болеет, можно с уверенностью сказать, что работа педагогов младшей группы не продумана и детям здесь плохо или проблема у самого ребенка (тогда психолог выясняет причину тяжелой адаптации). Разумеется, такой вывод можно сделать, если так проходит адаптация у большинства вновь поступивших ребятишек.
Особую группу составляют дети из так называемых семей гиперопеки. Привыкшие быть в центре внимания взрослых, удовлетворяющих все их прихоти, они оказываются в детском коллективе в очень тяжелом положении. Их поведенческие реакции с трудом нормализуются к третьему, а то и четвертому месяцу пребыванию в ДОУ, существенно замедляется и физическое и нервно-психическое развитие. Основной причиной является состояние крайнего психо-эмоционального напряжения. В данном случае следует прежде всего позаботиться о психологической безопасности личности ребенка в ДОУ и коррекция отношения к нему и семье. Педагог же должен принимать ребенка таким, каков он есть и постараться как можно быстрее найти ему друзей, с которыми он чувствовал бы себя увереннее.
Если вы наблюдательны, то должны были заметить, что обычно новенькие не сводят глаз с входной двери, тянут воспитателя за руку и ведут его в приемную, надеясь увидеть свою маму. Перед ребенком как бы закрывается родной мир, в котором он чувствовал себя спокойно и уверенно. Нужно продемонстрировать ребенку достоинства его нового мира, убедить, что он гораздо шире и интереснее. Поэтому уже, впервые дни не мешает показать ему ДОУ. Во время таких «экскурсий» сотрудникам рекомендуется вступать в контакт с ребенком, угощать его, делать маленькие подарки. Ребенок должен почувствовать, что его здесь любят.
Взрослым следует ласкать ребенка, особенно во время укладывания: гладить ему ручку, спинку, голову. Хороший эффект для засыпания дает нежное поглаживание головы ребенка и бровей. При этом рука должна касаться лишь кончиков волос.
Плачущий ребенок может засунуть в рот палец. Он, таким образом, защищает себя от чрезмерного эмоционального напряжения. Нужно чаще предлагать ему попить. Выпив воды он, успокоится.
Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому есть смысл предложить ребенку нанизывать на шнур пластмассовые шарики, колесики, бусы. Хороший эффект дают игры с водой, если вы боитесь, что ребенок намочит одежду, то можно сделать такую игрушку: взять бутылку от пепси-колы, налить туда воды (воду можно подкрасить в любой цвет) опустите туда пипетку и плотно закройте крышку на бутылке. На середине бутылки наклейте полоску цветной бумаги, покажите, как можно удержать пипетку возле метки, мыльные пузыри, воздушные шары, соленое тесто. Уверяю вас, что ребенок такими играми заинтересуется. Неплохо, если будет звучать тихая музыка. Следует подобрать произведения, которые способствуют снятию нервного напряжения, например: «Король гномов» Шуберта, «Пятый ноктюрн» Шопена, «Утро» Грига и т.д.
Лучшее лекарство – это смех. Нужно создать условия, чтобы ребенок смеялся. Для этого в группу вносится игрушки-забавы, смешные игрушки.
Во время адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные привычки ребенка, в том числе и вредные. Неплохо будет, если родители принесут любимую игрушку ребенка. Когда родитель уходит, оставив ребенка в саду, хоть частичка чего-то останется с ним.