Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования механизмов психологической защиты у дошкольников и их причины»
Особенности формирования механизмов психологической защиты у дошкольников и их причины
Наряду с процессом психологического влияния на детей формируются механизмов психологической защиты дошкольников.
Система защитных механизмов формируется с накоплением жизненного опыта, требует опоры на сформировавшееся «Я», поэтому свойственна взрослому человеку. Когда речь идет о ребенке, мы имеем дело с несформировавшимся Я», поэтому их формирование в детском возрасте имеет свои особенности. А.Фрейд подчеркивала: защитные механизмы у детей носят оберегающий характер и поддерживают нормальный психологический статус личности, предотвращая ее дезорганизацию.
У ребенка каждый защитный механизм вначале формируется для овладения конкретными инстинктивными побуждениями и связан, таким образом, с определенной фазой индивидуального развития. Побудителем их формирования выступают возникающие в онтогенезе многообразные типы тревоги, типичные для детей. Сюда относят реакции беспокойства на физический дискомфорт, страх разлуки и самостоятельности (одиночества, темноты, замкнутых пространств), страх смерти (нападения, заболевания, смерти родителей, сказочных персонажей, стихии и пр.), страх подчинения (быть наказанным, быть пристыженным, ), страх изменения. Они ограждают ребенка от неудовольствия, исходящего изнутри (внутренние инстинктивные стимулы), и от неудовольствия, источники которого находятся во внешнем мире.
Защитная система ребенка формируется на базе врожденных безусловных реакций путем усложнения форм его поведения (форм двигательной активности) в процессе индивидуального научения и развития форм психического отражения. Специфика становления детской системы защиты заключается в том, что первоначально она проявляется за счет и на уровне двигательных (поведенческих) реакций при участии элементарных психических функций. Эти постепенно усложняющие автоматические изменения поведения, возникающие в ответ на травмирующее воздействие, раздражитель, впечатление, обеспечивают приспособляемость ребенка к новой жизненной ситуации. Сюда относятся реакции беспокойств на физический дискомфорт, которые и обеспечивают приспособляемость ребенка к новой жизненной ситуации. Например, для ребенка до одного года характерны такие врожденные двигательные реакции как защитное отдергивание, зажмуривание, крик, плач, улыбка, сосание, движения туловища, конечностей, головы, а также их комплексы). Поведенческие реакции экспрессивны, доступны внешнему наблюдению и регистрации, поэтому не только позволяют осуществить определенные изменения во внешней среде, но и привлекают к себе внимание окружающих взрослых.
Таким образом, позднее формируются защитные механизмы, в реализации которых принимают участие в первую очередь психические функции: от восприятия и эмоций до памяти и мышления. Такие защитные процессы позволяют ребенку адаптироваться к среде не за счет изменения внешнего мира, а за счет внутренних изменений – трансформации внутренней картины мира и образа самого себя (отрицание, проекция, замещение).
Формирование полноценной системы психологической защиты происходит по мере взросления ребенка, в процессе индивидуального развития и научения. Индивидуальный набор защитных механизмов зависит от конкретных обстоятельств жизни, с которыми сталкивается ребенок, от многих факторов внутрисемейной ситуации, от отношений ребенка с родителями. Защитные механизмы возникают у ребенка как результат:
Рассмотрим некоторые примеры. При рассмотрении защиты как результата усвоения родительских стилей поведения в виде научения через подкрепление или посредством подражания подчеркивается роль семьи как психосоциального посредника общества. У детей изоляция от матери или другого близкого человека в раннем детстве может привести к аномалиям социального поведения, повышенной уязвимости или усилению агрессивности и даже снижению интеллекта ребенка. Таким образом, биологический смысл раннего запечетлевания (импринтинга) можно напрямую связать с образованием системы психологической защиты, при невозможности сформировать которую необратимо наступают изменения в поведении.
Под негативным воздействием со стороны родителей подразумевают недостаточное удовлетворение базовых потребностей ребенка. Так, если ребенок не имеет правильного и постоянного материнского ухода (не удовлетворяется потребность в привязанности и безопасности) у него быстро развивается болезненное состояние напряжения. В этих условиях младенец, лишенный ухода матери, в качестве защитной компенсации будет стараться стимулировать себя ритмическими движениями тела, например, стукаясь лбом или сильно раскачиваясь.
У холодных и безразличных матерей младенцы часто бывают напряженными, сопротивляющимися. Они даже сосать не хотят, а иногда становятся совершенно отчужденными, впадая в состояние, близкое к ступору. На структуру защиты ребенка влияет не только холодность или безразличие, но и властность матери. Показано, что дети властных матерей демонстрируют много признаков ранней невротизации, и в дальнейшем они проявляются как особенности их характера: застенчивость, устойчивые страхи, повышенная тревожность или излишняя покорность.
Теплое чувство в отношениях «мать и дитя» в первые годы жизни защищает ребенка от многих расстройств. Вместе с тем чрезмерная забота способствует организации вокруг ребенка круговой обороны по типу «наш ребенок всегда прав». В этом случае родители агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Такой «кумир семьи» часто возникает в семьях, где ребенок поздний, долгожданный и единственный. В подобной обстановке дети вырастают лживыми, жестокими. Отражением сверхзаботы может выступать педантично-подозрительный стиль семейных отношений, когда родители не доверяют своим детям, тотально их контролируют и стараются полностью изолировать от сверстников.
Во всех перечисленных случаях говорить о развитии полноценной системы защиты не приходится. Эмоциональное отвержение и эмоциональный симбиоз являются теми родительскими установками, которые затем переходят в типичные нарушения родительского поведения. А такие нарушения неизбежно нарушают безопасность ребенка и побуждают его формировать всевозможные способы защиты для ликвидации чувства изоляции и беспомощности.
В последнее время чаще стали создавать новые семьи разведенные люди. Тогда дети от первого брака попеременно воспитываются родителями, или в воспитание вмешивается отчим. В этих обстоятельствах дети нередко формируют защитный механизм проекции и начинают воспринимать окружающий мир как источник постоянной угрозы. Внешне это может выражаться как жестокость по отношению к окружающим.
Авторитарный, жестокий отец, унижающий и обижающий ребенка, и слабая, потакающая мать, не способная защитить свое дитя, способствуют формированию в характере ребенка садисткой жестокости на фоне излишней сентиментальности. В такой семье растут люди несамодостаточные, с постоянным ощущением собственной ущемленности, подчиняющие всю свою жизнь одной цели – самоутверждению любой ценой. При этом подавленная враждебность к авторитарному отцу может либо усилить страх перед ним и привести к еще большему подчинению, либо вызвать бунт.
Нарушением отношений с родителями нередко обусловлено скрытым эмоциональным отвержением ребенка. Такие отец и мать не признаются себе, что тяготятся ребенком. Если эта мысль возникает, то гонят ее от себя как недостойную и возмущаются, когда слышат подобное со стороны. Подавляя такое отношение, они подчеркнуто заботятся о своем чаде, чрезмерно, утрированно внимательны к нему. Однако вынужденность заботы и недостаток тепла чувствуется, формируя у ребенка душевный конфликт и недоверие к миру. Чем больше ребенок скрывает недовольство своей семьей, тем больше проецирует на внешний мир, приобретая убеждение в том, что мир враждебен и страшен. Если ни в семье, ни в школе, ни в мечтах ребенок не может самоутвердиться, то тогда возникает бунт. Тогда поступают непрерывные жалобы на наглое, грубое поведение ребенка. Родители и взрослые, страдающие от упрямства и капризов детей, не отдают себе отчета в том, что все это – проявление бессилия ребенка. Огорчающее поведение ребенка – нередко просто свидетельство излишнего стеснения его желаний, принуждения или плохого самочувствия.