Просмотр содержимого документа
«Особенности использования здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми с нарушением зрения»
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕТОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
МБДОУ №48 г. Апатиты
Илляшенко Е. А., учитель-дефектолог
Федорова Д. В., учитель-дефектолог
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Основными методам и приемам, используемыми нами для сохранения здоровья воспитанников являются:
Зрительная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Режим динамической смены поз.
Активный отдых.
Зрительная гимнастика – одна из значимых частей коррекционно-воспитательной работы, ее эффективность зависит от регулярности проведения, учета нарушенных зрительных функций. В комплекс зрительной гимнастики включаются упражнения для мышечного расслабления, а также упражнения для глаз в зависимости от зрительного диагноза.
Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.
Правила проведения зрительной гимнастики:
всегда снимать очки.
сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их.
следить за дыханием оно должно быть глубоким и равномерным.
сосредоточить все внимание на глазах.
после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.
Варианты зрительной гимнастики:
со стихами,
с использованием таблиц,
с сигнальными метками,
с индивидуальными офтальмотренажерами,
настенные и потолочные офтальмотренажеры,
электронные зрительные гимнастики,
пальминг
Таким образом, зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, которая:
обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;
повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;
укрепляет мышцы век;
снимает переутомление зрительного аппарата;
развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре;
корректирует функциональные дефекты зрения.
Пальчиковая гимнастика. У детей с нарушением зрения снижена познавательная и двигательная активность и это сдерживает развитие чувствительности моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму, поэтому развитие мелкой моторики и осязания имеет большое значение для детей с нарушением зрения.
При регулярном использовании пальчиковой гимнастики происходит:
постоянное стимулирование действий речевых зон коры головного мозга.
положительно сказывается на исправление речи детей.
Подвижная деятельность детей с нарушением зрения. Потеря зрения на основе органических нарушений замедляет физическое формирование ребёнка, затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями. У ребёнка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений. Развивать двигательную сферу нужно через активные игры, гимнастику, упражнения, прогулки, соблюдая при этом условия:
учитывать зрительный диагноз, состояние остроты зрения,
особенности зрительного, слухового, осязательного восприятия,
учитывать возрастные и индивидуальные особенности,
соблюдение требований к окружающему пространству и дидактическому инструментарию.
Значение подвижной деятельности:
Совершенствование физических способностей ребенка;
Укрепление здоровья и повышение защитных сил организма;
Укрепление нервной системы;
Создание условий для положительного психо-эмоционального состояния детей;
Развитие психических качеств: внимание, память, воображение, самостоятельность и инициатива;
Воспитание и формирование личностных качеств.
Варианты подвижной деятельности:
утренняя гимнастика,
динамические паузы,
гимнастика пробуждения,
подвижные игры,
физкультурные занятия,
музыкальные занятия,
двигательная активность на прогулке.
Активный отдых. Своевременное введение активного отдыха в занятия позволяет предупредить развитие быстро нарастающего утомления как зрительного анализатора, так и всего организма:
-динамические паузы на занятиях;
-упражнения на мышечно-телесную координацию;
-рациональная организация перерывов между занятиями.
Динамические паузы. Введение на занятиях динамических пауз по 3 мин. (одной - для детей с косоглазием и двух - для слабовидящих) в виде гимнастики с музыкальным сопровождением способствует не только предупреждению зрительного утомления, но и усиливает двигательную активность детей с нарушениями зрения, вовлекает в работу группу мышц, несущих значительную статическую нагрузку.
Упражнения на мышечно-телесную координацию. Занятие проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке комнаты. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с близкого на дальнее расстояние и наоборот.
Систематическое и регулярное использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе позволяет расширить познавательные возможности детей, способствует развитию мыслительной деятельности, коммуникативных навыков, речи, обогащает их представления об окружающем мире, позволяет лучше ориентироваться в нём, а также является одним из методов формирования компенсаторных навыков.