«Особенности художественно-эстетического развития дошкольников в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
«Особенности художественно-эстетического развития дошкольников в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
В статье рассмотрены особенности содержания образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в соответствии с ФГОС дошкольного образования, даны отличия от ФГТ. Предлагается перечень материалов, оборудования. необходимые для реализации содержания образования по художественно-эстетическому развитию дошкольников в ДОО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Особенности художественно-эстетического развития дошкольников в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Умка»
Методическая разработка: «Особенности художественно-эстетического развития дошкольников в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Старший воспитатель: Ференец Т.Р.
г. Верхний Уфалей
Демократические преобразования в российском обществе привели к серьезным изменениям в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны этой ступени образования.
Данные изменения нашли отражения в содержании федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – Стандарт).
Содержание Программы в соответствии со Стандартом должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
физическое развитие;
художественно-эстетическое развитие.
Что же нового внес Стандарт применительно к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»?
Во-первых, изменилось само название образовательной области. Положительно, что в название внесено более широкое понятие эстетического. Основное содержание образовательной области «Музыка», к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребёнку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, так как важно научить дошкольника общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, а в целом назначение любого вида искусства – это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.
Таким образом, в основе реализации содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» лежит полихудожественный подход – взаимодействие разных искусств, разнообразных видов художественной деятельности в процессе одного занятия и рассматривается как качественно новый уровень работы с детьми. Это не иллюстрация одного искусства другим, например, по настроению, характеру героя произведений, а нахождение общих черт у разных видов искусства: как отражается один и тот же мотив или сюжет в музыке и изобразительном искусстве; с помощью каких выразительных средств передается настроение в музыке, танце, изображении, поэзии (ритм, гармония, динамика, мелодика, композиция, форма, равновесие и др.). Это позволяет каждому ребенку понять, что такое в искусстве ритм и динамика, равновесие и симметрия, так как один это лучше поймет, если нарисует, другой – если пропоет или протанцует. По-другому – это раскрытие внутреннего родства разнообразных художественных проявлений в искусстве и перенос, например: цвета в звук, звука – в линию, слова в образ, музыки в движение, ритма слов в стихе или сказке в орнамент и др. Все это происходит через «живое» искусство (игра на инструменте непосредственно в группе, сочинение стихов, оживление образов сказки или картины, создание своих произведений по мотивам музыкальной композиции и др.), т.е. дети воспринимают искусство не из аудиозаписей или видеопросмотров, а воочию наблюдая за творчеством своих друзей, собственным творчеством с помощью доступных средств.
Во-вторых, изменения коснулись формулировки целей и задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». По ФГТ целью образовательной области «Художественное творчество» являлось формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
– развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
– развитие детского творчества;
– приобщение к изобразительному искусству.
Задачи образовательной области «Музыка» были следующие:
– развитие музыкально-художественной деятельности;
– приобщение к музыкальному искусству.
. Согласно же Стандарту «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Новым для программного документа, определяющего понимание педагогической работы, является акцент не на навыках и знаниях, которые представлены в формулировке «формирование элементарных представлений», а на развитии. На первый план вынесены собственно художественные задачи: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, сопереживание персонажам, становление эстетического отношения.
И.А. Лыкова предлагает следующую модель эстетического отношения:
Способность эмоционального переживания.
Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям).
Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество).
При реализации содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» педагог должен руководствоваться следующими принципами:
– художественно-эстетическая ценность произведений искусства;
– многообразие видов и жанров искусства; разнообразие художественных материалов способов (технологий) их обработки в декоративно-прикладном искусстве;
– доступность содержания произведений искусства восприятию и осмыслению детьми конкретного возраста;
– целесообразность интеграции познавательной и художественной деятельности, взаимосвязи интеллектуального и художественного развития;
– взаимосвязь трех уровней художественно-эстетической деятельности (восприятие, исполнительство, творчество);
– формирование эстетического отношения к окружающему миру на основе содержания произведений искусства и содействия созданию в сознании каждого ребенка гармоничной картины мира, соответствующей его индивидуальным особенностям и возрастным возможностям.
Образование, направленное на художественно-эстетическое развитие ребенка, предполагает создание следующих условий:
обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;
организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования; сюжетно- ролевой и режиссерской игры;
предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;
поддержка детской непосредственности, поощрения, стимуляция фантазии и воображения ребенка.
В реализации художественно-эстетического направления, в рамках Стандарта, создаются широкие возможности для творческого самовыражения детей, поддерживающие инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов. Происходит вовлечение детей в разные виды художественно - эстетической деятельности, в сюжетно - ролевые и режиссерские игры, освоение различных средств, материалов, способов реализации замыслов (в том числе и в совместной детской деятельности). Так, в изобразительной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании – это экспериментирование с цветом, составление композиции; осваивание различных художественных техник (таких как оригами, папье - маше, разрывная аппликация); использование разнообразных материалов (разные виды конструкторов, пластилин, глину, бумагу, ткань, природный материал) и средства (кисточки, карандаши, ножницы и др.). В музыкальной деятельности – танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах – создание художественных образов с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука. В театральной деятельности, сюжетно - ролевой и режиссерской игре – способность языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания настроения персонажей.
Важное значение для художественно-эстетического развития имеет приобщение детей к истокам народного творчества. В этом направлении детей знакомят с традиционными национальными и региональными художественными промыслами, а также с некоторыми обрядами, песнями, хороводами; побуждают воспроизводить образцы народного творчества в самостоятельной изобразительной музыкальной, театрализованной деятельности.
Для решения задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» необходимо создать соответствующую предметно-пространственную развивающую среду. Для этого можно использовать как игры и игрушки, так и соответствующее оборудование, дидактический материал.
Задачи
Игрушки
Игровое оборудование
Дидактические материалы
Виды деятельности
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
Игрушечные музыкальные инструменты, комплекты фигурок животных, кукольный театр.
Дошкольный возраст: восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная деятельность, игровая деятельность, включая игру с правилами и другие виды игр.
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Игрушечные музыкальные инструменты, игры типа «Игрушки своими руками и их роспись».
Набор трафаретов с карандашами, игровой набор для рисования, электроприбор для выжигания по дереву.
Роспись по холсту, гравюра, набор для отливки барельефов, набор с пластилином, раскраска по номерам, конструкторы.
Игра, познавательно-исследовательская деятельность.
Ранний возраст: предметная деятельность, экспериментирование с материалами и веществами, общение со взрослым.
Дошкольный возраст: коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, музыкальная деятельность.
Следующее изменение касается результатов освоения содержания образования по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». В Стандарте, в отличие от ФГТ, разработаны требования к результатам освоения, которые представлены в виде целевых ориентиров. Применительно к названной образовательной области ребенок в младенческом и раннем возрасте достигает следующее: интересуется предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться им; проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремиться двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры искусства.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования по художественно-эстетическому развитию: ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре; творческие способности ребенка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т.п. Ребенок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Ребенок может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т.п.
Специалисты в области художественно-эстетического развития детей разработали показатели уровня художественной развитости. В качестве показателей выступают действия, чувства, понятия, образы, символы (от действия к символу), которые делятся на следующие группы: общеразвивающие, художественно-образные, профессионально-художественные.
Общеразвивающие:
– оригинальность;
– индивидуальность;
– отход от привычного;
– согласование художественных элементов;
– воображение, фантазия.
Художественно-образные:
– цвет и настроение;
– настроение и образ;
– настроение и форма;
– мелодика, динамика образа;
– сказочность, волшебство;
– одушевление, оживление образа;
– ритм (соотношение, взаимодействие графического и литературно-художественного ритма);
– соразмерность, соотношение элементов в пространстве;
– разнообразие выразительных средств;
– вариативность тем, образов, настроений.
Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования предполагают качественные изменения в сфере художественно- эстетического развития детей. Изменения такого рода способствуют изменению подходов к организации художественно-эстетической деятельности, как через систему занятий, так и через другие адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста, которые осуществляются на основе игры и с помощью игры.
Используемая литература:
Комарова, О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями //Справочник старшего воспитателя. 2014. №8.
Лыкова И.А., Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Савенкова, Л.Г. Полихудожественное обучение в дошкольном возрасте //Управление дошкольным образовательным учреждением. 2014. №8.
Спербер, О.И. Особенности художественно-эстетической деятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО // Наука и образование: новое время. 2014. №1.