kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Особенности художественно-эстетического развития дошкольников в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены особенности содержания образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в соответствии с ФГОС дошкольного образования, даны отличия от ФГТ. Предлагается перечень материалов, оборудования. необходимые для реализации содержания образования по художественно-эстетическому развитию дошкольников в ДОО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Особенности художественно-эстетического развития дошкольников в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Умка»

















Методическая разработка: «Особенности художественно-эстетического развития дошкольников в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»













Старший воспитатель: Ференец Т.Р.











г. Верхний Уфалей

Демократические преобразования в российском обществе привели к серьезным изменениям в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны этой ступени образования.

Данные изменения нашли отражения в содержании федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – Стандарт).

Содержание Программы в соответствии со Стандартом должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

  • социально-коммуникативное развитие;

  • познавательное развитие;

  • речевое развитие;

  • физическое развитие;

  • художественно-эстетическое развитие.

Что же нового внес Стандарт применительно к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»?

Во-первых, изменилось само название образовательной области. Положительно, что в название внесено более широкое понятие эстетического. Основное содержание образовательной области «Музыка», к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребёнку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, так как важно научить дошкольника общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, а в целом назначение любого вида искусства – это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.

Таким образом, в основе реализации содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» лежит полихудожественный подход – взаимодействие разных искусств, разнообразных видов художественной деятельности в процессе одного занятия и рассматривается как качественно новый уровень работы с детьми. Это не иллюстрация одного искусства другим, например, по настроению, характеру героя произведений, а нахождение общих черт у разных видов искусства: как отражается один и тот же мотив или сюжет в музыке и изобразительном искусстве; с помощью каких выразительных средств передается настроение в музыке, танце, изображении, поэзии (ритм, гармония, динамика, мелодика, композиция, форма, равновесие и др.). Это позволяет каждому ребенку понять, что такое в искусстве ритм и динамика, равновесие и симметрия, так как один это лучше поймет, если нарисует, другой – если пропоет или протанцует. По-другому – это раскрытие внутреннего родства разнообразных художественных проявлений в искусстве и перенос, например: цвета в звук, звука – в линию, слова в образ, музыки в движение, ритма слов в стихе или сказке в орнамент и др. Все это происходит через «живое» искусство (игра на инструменте непосредственно в группе, сочинение стихов, оживление образов сказки или картины, создание своих произведений по мотивам музыкальной композиции и др.), т.е. дети воспринимают искусство не из аудиозаписей или видеопросмотров, а воочию наблюдая за творчеством своих друзей, собственным творчеством с помощью доступных средств.

Во-вторых, изменения коснулись формулировки целей и задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». По ФГТ целью образовательной области «Художественное творчество» являлось формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

– развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

– развитие детского творчества;

– приобщение к изобразительному искусству.

Задачи образовательной области «Музыка» были следующие:

– развитие музыкально-художественной деятельности;

– приобщение к музыкальному искусству.

. Согласно же Стандарту «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

  • становление эстетического отношения к окружающему миру;

  • формирование элементарных представлений о видах искусства;

  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Новым для программного документа, определяющего понимание педагогической работы, является акцент не на навыках и знаниях, которые представлены в формулировке «формирование элементарных представлений», а на развитии. На первый план вынесены собственно художественные задачи: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, сопереживание персонажам, становление эстетического отношения.

И.А. Лыкова предлагает следующую модель эстетического отношения:

  1. Способность эмоционального переживания.

  2. Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям).

  3. Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество).

При реализации содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» педагог должен руководствоваться следующими принципами:

– художественно-эстетическая ценность произведений искусства;

– многообразие видов и жанров искусства; разнообразие художественных материалов способов (технологий) их обработки в декоративно-прикладном искусстве;

– доступность содержания произведений искусства восприятию и осмыслению детьми конкретного возраста;

– целесообразность интеграции познавательной и художественной деятельности, взаимосвязи интеллектуального и художественного развития;

– взаимосвязь трех уровней художественно-эстетической деятельности (восприятие, исполнительство, творчество);

– формирование эстетического отношения к окружающему миру на основе содержания произведений искусства и содействия созданию в сознании каждого ребенка гармоничной картины мира, соответствующей его индивидуальным особенностям и возрастным возможностям.

Образование, направленное на художественно-эстетическое развитие ребенка, предполагает создание следующих условий:

  • обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;

  • организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования; сюжетно- ролевой и режиссерской игры;

  • предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;

  • поддержка детской непосредственности, поощрения, стимуляция фантазии и воображения ребенка.


В реализации художественно-эстетического направления, в рамках Стандарта, создаются широкие возможности для творческого самовыражения детей, поддерживающие инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов. Происходит вовлечение детей в разные виды художественно - эстетической деятельности, в сюжетно - ролевые и режиссерские игры, освоение различных средств, материалов, способов реализации замыслов (в том числе и в совместной детской деятельности). Так, в изобразительной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании – это экспериментирование с цветом, составление композиции; осваивание различных художественных техник (таких как оригами, папье - маше, разрывная аппликация); использование разнообразных материалов (разные виды конструкторов, пластилин, глину, бумагу, ткань, природный материал) и средства (кисточки, карандаши, ножницы и др.). В музыкальной деятельности – танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах – создание художественных образов с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука. В театральной деятельности, сюжетно - ролевой и режиссерской игре – способность языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания настроения персонажей.

Важное значение для художественно-эстетического развития имеет приобщение детей к истокам народного творчества. В этом направлении детей знакомят с традиционными национальными и региональными художественными промыслами, а также с некоторыми обрядами, песнями, хороводами; побуждают воспроизводить образцы народного творчества в самостоятельной изобразительной музыкальной, театрализованной деятельности.

Для решения задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» необходимо создать соответствующую предметно-пространственную развивающую среду. Для этого можно использовать как игры и игрушки, так и соответствующее оборудование, дидактический материал.

Задачи

Игрушки

Игровое оборудование

Дидактические материалы

Виды деятельности

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

Игрушечные музыкальные инструменты, комплекты фигурок животных, кукольный театр.

Интерактивные игровые столы, комплекты видеофильмов, медиапрезентаций, диафильмов.

Электронно-озвучивающий плакат, комплекты книг, демонстрационный материал по различной тематике, природный материал.

Игра, общение.

Ранний возраст: общение со взрослым, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, предметная деятельность.

Дошкольный возраст: коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная деятельность.

Становление эстетического отношения к окружающему миру;

Куклы, в т.ч. народные.

Комплекты видеофильмов, медиапрезентаций, диафильмов.

Демонстрационный материал по различной тематике, изделия народных промыслов, природный материал.

Игра, общение.

Ранний возраст: предметная деятельность, общение со взрослым, восприятие смысла музыки, сказок, стихов.

Дошкольный возраст: восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная деятельность.

Формирование элементарных представлений о видах искусства.

Игрушки народных промыслов.

Детский компьютер, комплекты видеофильмов, аудиоматериалов, медиапрезентаций, диафильмов.

Электронно-озвучивающий плакат «Музыкальные инструменты», и т.п., набор для отливки барельефов, гравюра, альбомы для живописи.

Игра, познавательно-исследовательская деятельность

Ранний возраст: рассматривание картинок, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, общение со взрослым, предметная деятельность.

Дошкольный возраст: коммуникативная, изобразительная, музыкальная деятельность.

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

Игрушки народных промыслов.

Детский компьютер, комплекты видеофильмов, медиапрезентаций, аудиодисков.

Комплекты книг, в т.ч. народных сказок, книжки-раскраски.

Игра, общение.

Ранний возраст: общение со взрослым, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок.

Дошкольный возраст: восприятие художественной литературы, коммуникативная деятельность.

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Набор – настольный театр «Репка» и др.

Комплекты аудиодисков.

Настольно-печатные игры, комплекты игр.

Игра, общение.

Ранний возраст: рассматривание картинок, восприятие смысла сказок, стихов, общение со взрослым.

Дошкольный возраст: восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная деятельность, игровая деятельность, включая игру с правилами и другие виды игр.

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).


Игрушечные музыкальные инструменты, игры типа «Игрушки своими руками и их роспись».

Набор трафаретов с карандашами, игровой набор для рисования, электроприбор для выжигания по дереву.

Роспись по холсту, гравюра, набор для отливки барельефов, набор с пластилином, раскраска по номерам, конструкторы.

Игра, познавательно-исследовательская деятельность.

Ранний возраст: предметная деятельность, экспериментирование с материалами и веществами, общение со взрослым.

Дошкольный возраст: коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, музыкальная деятельность.



Следующее изменение касается результатов освоения содержания образования по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». В Стандарте, в отличие от ФГТ, разработаны требования к результатам освоения, которые представлены в виде целевых ориентиров. Применительно к названной образовательной области ребенок в младенческом и раннем возрасте достигает следующее: интересуется предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться им; проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремиться двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры искусства.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования по художественно-эстетическому развитию: ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре; творческие способности ребенка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т.п. Ребенок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Ребенок может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т.п.

Специалисты в области художественно-эстетического развития детей разработали показатели уровня художественной развитости. В качестве показателей выступают действия, чувства, понятия, образы, символы (от действия к символу), которые делятся на следующие группы: общеразвивающие, художественно-образные, профессионально-художественные.

Общеразвивающие:

– оригинальность;

– индивидуальность;

– отход от привычного;

– согласование художественных элементов;

– воображение, фантазия.

Художественно-образные:

– цвет и настроение;

– настроение и образ;

– настроение и форма;

– мелодика, динамика образа;

– сказочность, волшебство;

– одушевление, оживление образа;

– ритм (соотношение, взаимодействие графического и литературно-художественного ритма);

– структура, конструкция.

Профессионально-художественные:

– композиция (конструктивная, смысловая, образная);

– форма и содержание;

– цвет и форма;

– соразмерность, соотношение элементов в пространстве;

– разнообразие выразительных средств;

– вариативность тем, образов, настроений.

Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования предполагают качественные изменения в сфере художественно- эстетического развития детей. Изменения такого рода способствуют изменению подходов к организации художественно-эстетической деятельности, как через систему занятий, так и через другие адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста, которые осуществляются на основе игры и с помощью игры.



Используемая литература:

  1. Комарова, О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями //Справочник старшего воспитателя. 2014. №8.

  2. Лыкова И.А., Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.

  3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

  4. Савенкова, Л.Г. Полихудожественное обучение в дошкольном возрасте //Управление дошкольным образовательным учреждением. 2014. №8.

  5. Спербер, О.И. Особенности художественно-эстетической деятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО // Наука и образование: новое время. 2014. №1.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ференец Татьяна Рифовна

Дата: 27.07.2020

Номер свидетельства: 555124


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства