В процессе коммуникации партнеры могут оказать влияние друг на друга. Обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнера, в результате которого происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникативного процесса. При этом важно учитывать тот факт, что коммуникативное влияние возможно только в том случае, если человек, передающий информацию, и человек, принимающий ее, обладают единой системой кодификации и декодификации; т.е. только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности коммуникации у детей с РДА»
Особенности коммуникации у детей с РДА
Коммуникация - это не только процесс передачи информации, но и активный обмен ею. В то же время, при формировании коммуникативных навыков важно учитывать именно формальную сторону, фиксировать сам факт передачи информации.
В процессе коммуникации партнеры могут оказать влияние друг на друга. Обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнера, в результате которого происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникативного процесса. При этом важно учитывать тот факт, что коммуникативное влияние возможно только в том случае, если человек, передающий информацию, и человек, принимающий ее, обладают единой системой кодификации и декодификации; т.е. только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.
Согласно представлениям современных исследователей, коммуникация представляет собой структурную единицу общения.
У многих детей с аутизмом наблюдаются сложности при общении, поскольку нарушено понимание речи, т.е. страдают экспрессивная и рецептивная коммуникации. Нарушения речи отражают основную специфику аутизма, а именно несформированность коммуникативного поведения. Поэтому у детей с аутизмом, прежде всего, нарушено развитие коммуникативной функции речи и коммуникативного поведения в целом.
Экспрессивная сторона речи включает в себя способность правильно произносить звуки родной речи, иметь определенный запас слов, фраз, произносить определенные тексты и т.д. Рецептивная сторона речи подразумевает способность воспринимать и распознавать родную речь.
Признаки нарушения экспрессивной коммуникации у детей с аутизмом:
• стереотипное или шаблонное употребление речи или идиосинкретичная речь,
• быстрая/замедленная эхолалия,
• путаница с местоимениями,
• конкретное использование языка,
• ограниченный выбор тем,
• интересы собеседника не учитываются,
• отсутствие или странности зрительного контакта,
• сложности при инициировании контакта,
• невозможность разделения внимания,
• разговоры для себя,
• беседа о вещах, в которых ничего не понимают,
• создание собственного языка.
Признаки нарушения рецептивной коммуникации у детей с аутизмом:
• замедленная обработка информации,
• трудности в распознавании мимики и жестов, громкости голоса и интонации,
• дословное понимание языка,
• частое непонимание вопросов,
• ситуативное понимание.
Немалая часть аутичных детей вообще не пользуется речью. Вместо речи ребенок использует вокализации, сигнализирующие о комфорте или дискомфорте, которые родители нередко называют «пением» или «мычанием». Характерным в таких случаях является появление в потоке вокализаций звуков, скопированных из неречевого окружения ребенка, а иногда и абрисы слов, различить которые способны только наблюдательные близкие.
В тех случаях, когда словарный запас аутичного ребенка с возрастом начинает бурно пополняться, возникают речевые проблемы, которые называются семантико-прагматическим нарушением. Этот вид речевого нарушения характеризуется неумением адекватно пользоваться речью для общения, он является специфичным при высокофункциональном аутизме и включает в себя следующие признаки:
• ребенок, как правило, имеет быстрый темп речи,
• не умеет слушать собеседника, постоянно его перебивает,
• не умеет поддерживать беседу и соблюдать очередность,
• не умеет донести информацию, навязывает свою собственную, как правило, одну и ту же тему;
• не понимает контекст беседы за счет конкретности восприятия речи;
• не понимает, что можно говорить и что нельзя.
Признаки аутистического расстройства — нарушение социального взаимодействия и коммуникации, повторяющееся поведение и отсутствие воображения — возможно рассматривать только в тесной взаимосвязи друг с другом.
В отечественной литературе остается недостаточно разработанной проблема формирования коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом. Описаны отдельные методические приемы, направленные не столько на формирование коммуникативных навыков, сколько на развитие речи в целом. Остаются актуальными вопросы о методах и приемах психолого-педагогического воздействия, разработке коррекционных программ, направленных на формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом.