Просмотр содержимого документа
«Особенности образовательной деятельности, осуществляемой в процессе предметной деятельности детей раннего возраста»
Особенности образовательной деятельности, осуществляемой в процессе предметной деятельности детей раннего возраста
Составитель: Морозова Т.В., воспитатель
Раннее детство - особый период в жизни человека. Вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности - познанию окружающего мира и себя в нём.
Для полноценного развития маленьких детей необходимы особые формы обучения, определённые педагогические воздействия.
Ведущим видом деятельности и основой становления личности ребёнка до 3 лет является предметно - игровая деятельность.
Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры, в которых усвоение какого - либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.
Особенность образовательной деятельности в том, что она даёт возможность объединить несколько направлений: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, сенсорное развитие, изодеятельность, конструирование. Включаются потешки, стихи, небольшие рассказы, развивающие и пальчиковые игры; игры с сюжетными картинками, игры - занятия с предметами (с куклой: умываем, моем, стираем и гладим бельё и т.д. игры с водой: ловим сочком рыбу), опыты (тонет, не тонет, холодный, тёплый, горячий и т.д.)
Рассматриваются предметы, из чего сделаны, качество предметов, проводится работа с тактильными дощечками, показ сказок и мн.др.
Образовательная деятельность проходит в форме игры, так как игровые приёмы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельности речевой или поведенческой деят. (движения, действия и т.п.)
Дети данного возраста узнавать предметы и действовать с ними учатся быстрее, чем называть их. Деятельность их на первых порах выражается не в произнесении слов - названий, а в жестах или движениях: они показывают предмет, приносят его по просьбе воспитателя. Затем от детей требуют правильно называть предметы и вещи, действовать с ними в соответствии с их качествами. Так, постепенно у детей развиваются восприятие, речь; накапливаются элементарные знания об окружающем.
Успешное выполнение программы требует повторности образовательной деятельности. Повторность осуществляется в разных вариантах.
- Повторение без всяких изменений
- Повторение с привлечением нового материала дополнительно к уже известному. Например, в д/игре. Чудесный мешочек, для того чтобы научить детей различать величину, на одном занятии могут быть использованы большие и маленькие шарики, а на другом маленькие матрёшки или собачки.
Нецелесообразно решать одновременно несколько д/задач, т.к. в раннем возрасте дети способны сосредоточиться только на чём-нибудь одном. Поэтому после общего ознакомления с предметом их внимание следует привлекать сначала к величине шариков, а в дальнейшем к цвету.
Итак, при осуществлении образовательного процесса обязательно соблюдается повторность.
Признавая значимость и целесообразность повторности, важно определить, сколько раз надо повторить материал, чтобы получить желаемые результаты, не вызвав у детей скуку.
С теми детьми, которые и после повторений продолжают испытывать затруднения, проводится индивидуальная работа.
В раннем возрасте дети ещё в очень незначительной степени способны к произвольным, волевым усилиям, иначе говоря, не могут ещё заставить себя делать то, что не вызывает интереса.
Во время образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации предметной деятельности необходимо помнить о культуре, важным компонентом которой является эстетика материалов, которые предлагаются детям. Дети будут заниматься охотно и с удовольствием, если всё, что им показывают, привлекательный вид: картинки цветные, игрушки целые, не сломанные, кирпичики, кубики, шарики чистые, хорошо окрашенные.
Рассматривание их доставляет ребёнку радость, и он с большой эмоциональностью реагирует на полученные впечатления. Большое значение имеют также приветливые, весёлые интонации в обращенной к детям речи педагога. Эмоциональность восприятия у детей усиливается, когда предметы, игрушки показывают им в действии, в движении.
Малыша увлекают поиски способов действий для достижения положительного результата (надеть колечки на стержень)
В течение второго года жизни у детей наблюдается стремление добиваться видимых результатов выполняемого действия.
Одной из особенностью при построении образовательной деятельности с маленькими детьми, является применение наглядности в сочетании со словом. В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающим их предметами путём наглядно - чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, так или иначе действуют с ними.
Учитывая эту возрастную особенность воспитатель широко использует приёмы наглядности: показывает предмет, даёт возможность потрогать его.
Восприятие ребёнком предметов и действий становится более точным, конкретным, т.к. своим словом.
В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путём наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, так или иначе действуют с ними.
Учитывая эту возможную особенность, воспитатель широко использует приёмы наглядности: показывает предмет, даёт возможность потрогать его;
Восприятие ребёнком предметов и действий становится более точным, конкретным, т.к. своим словом воспитатель направляет его внимание на те свойства и качества предмета или явления жизни, которые он считает нужным показать.
У ребёнка образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словом .
По мере того как ребёнок овладевает речью, он не только узнаёт, различает предметы, но и называет их, чему способствует и самостоятельный опыт действий с предметами.
В данном возрасте большое внимание направлено на развитие координации движений, умение действовать с предметами. Важно сочетать наглядные приёмы с действиями самих детей. Это соответствует и особенностям познания окружающего, свойственным детям в раннем возрасте: они осваивают окружающие их предметы и явления действенным путём, пользуясь для этого всеми доступными им на данном этапе возможностями.
Ребёнок, всегда заинтересовавшую его вещь, стремится взять её в руки, пытается что-то с нею делать-подвигать, попробовать на вкус. Для ребёнка это путь накопления чувственного опыта, путь ознакомления с реальным миром.
При организации образовательной деятельности педагог использует потребность детей действовать с предметами в то же время управляет их активностью в соответствии с поставленной задачей.
Итак, следует помнить, что любые объяснения взрослого-разговор о различной величине предметов, призывы сравнить предметы и выбрать большой или напоминание что нужно вкладывать в большой неэффективны и бесполезны для малышей.
Только действуя своими руками и воспринимая предметы своими руками, ребёнок может почувствовать величину разных предметов и понять их соотношение.
Нужно заинтересовать ребёнка предметами, показать возможные действия с ними и научить правильным способам.
Любые игры с предметами решают определённую задачу, направленную на совершенствование количественных, временных, пространственных представлений детей.
Поэтому использование системы игр позволяет более полно и комплексно решать задачи обучения, воспитания и развития дошкольников.