Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь, он должен подумать, как, через что можно показать связь родного города со всей страной, подчеркнуть то, что наиболее ярко
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности ознакомления детей с родным краем»
Особенностиознакомления детей с родным краем
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь, он должен подумать, как, через что можно показать связь родного города со всей страной, подчеркнуть то, что наиболее ярко иллюстрирует образ жизни.
Любой край, область неповторимы. В каждом месте своя природа. Везде есть особенные, дорогие его жителям тропинки, особенные деревья. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой город хотя и маленький, но славен своим прошлым, памятниками старины.
Неповторимы люди. Везде есть свои артисты и спортсмены, свои художники и поэты и обязательно есть люди, которые прославили свой край трудом. Труд в каждой местности тоже разный: в одной ведущим является труд машиностроителей, в другой – животноводов и т.д.
Каждый край знаменит еще и тем, что здесь жили люди, которые стали известны всей стране, и даже всему миру. Дети должны знать героев, защищавших от врагов их родной край, Родину.
Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Однако было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой прекрасной страны – России, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.
Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:
- здесь, как и повсюду в стране, люди трудятся. Они трудятся для блага и счастья всех, всегда готовы помочь друг другу; их труд, как и труд всех людей почетен; результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живет в данной местности;
- в родном городе, как и в других местах, соблюдаются традиции и празднование знаменательных дат;
- в родном краю могут жить люди разных национальностей;
- здесь, как и по всей стране, берегут и охраняют природу;
- всех людей объединяет любовь к стране, уважение к человеку, готовность встать на защиту Отечества.
Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путем простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город является частью страны, одним из многих, ему подобных, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения географии, истории страны – рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении (приложение 2). При этом следует ориентироваться на основную образовательную программу дошкольного образования дошкольной образовательной организации. В соответствии с программой и с учетом местных условий нужно планировать весь познавательный материал равномерно по времени, чтобы дети в течение года усваивали знания постепенно, в определенной системе. Работа по ознакомлению с родным краем включает НОД, игры, труд, свободную деятельность детей, праздники.
Патриотическое воспитание дошкольников, и прежде всего пробуждение у них любви к родному краю, наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы.
Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводятся с учетом интеллектуальных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т.е. уровень интеллектуального развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.
Нужно так организовать сообщение детям знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у них познавательную активность, развить любознательность. Наблюдения окружающей жизни и усвоение знаний способствуют развитию образного и логического мышления ребенка.
В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются также задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о воинах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать сою причастность к героическому. Искусство помогает детям воспринимать то, чего они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представить то, что им хорошо знакомо, оно развивает и воспитывает чувства.
Взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы, красоту людей труда. Прогулка в лес, в поле, к реке предполагает решение комплекса задач: познавательной, эстетической и в конечном счете нравственной.
Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и военные сражения. Чем интереснее и целенаправленнее организовываются наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана и с их физическим воспитанием. Будущие граждане страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми.
Итак комплексный подход к воспитанию у дошкольников любви к своей Родине, своему краю заключается прежде всего в необходимости логической взаимосвязи разных сторон этого процесса.
Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на благо ее. Необходимо вооружить детей знаниями, способами изучения окружающего мира, научить отображать и практически действовать. Мы должны найти для детей такую деятельность, чтобы содержание ее согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребенку и соответствовала содержанию.