Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида
Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида
Позитивный психологический климат семьи влияет на развитие ребенка. Поэтому так важно, занимаясь проблемами детей с ОВЗ, уделять внимание рабооте с их семьями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида»
Психологические проблемы в семье, воспитывающей ребенка-инвалида
Рождение ребенка – событие одновременно радостное и тревожное для родителей, Если появление здорового ребенка приносит в жизнь семьи гордость, радость, то появление ребенка-инвалида расценивается как жизненная трагедия или даже катастрофа и действует неоднозначно на родителей. В гармоничных семьях супруги, находят, как правило, пути поддержки в воспитании ребенка-инвалида. Но часто отношения между супругами постепенно охлаждаются.
Многие родители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.
Психологи, работающие с «особыми» детьми, решают многие задачи касающиеся ребенка.Но их деятельность не ограничиваются взаимодействием с ребенком, она включает и работу с семьей.
Семья, в которой родился ребенок с тяжелыми нарушениями, находится в условиях психотравматической ситуации. Сообщение об умственной отсталости ребенка вызывает у 65,7 % матерей острые эмоциональные расстройства, суицидные намерения и попытки, аффективно-шоковые и истерические расстройства. Высока вероятность распада семей, не сумевших преодолеть кризис, вызванный рождением ребенка с тяжелыми нарушениями развития (М.С Певзнер,В.А Вишневский ). Воздействие хронического стресса вызывает у матери депрессию, раздражительность, эмоциональную напряженность. Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, проводя больше времени на работе. Тем не менее, и они переживают чувство вины, хотя и не говорят об этом так явно, как матери.
Изменения, которые происходят в семьях, воспитывающих детей инвалидов, проявляются на следующих уровнях: психологическом, соматическом, социальном.
На психологическом уровне можно выделить несколько вариантов поведенческих реакций родителей на появление ребенка, имеющего тот или иной дефект:
- принятие ребенка и его дефекта. Родители адекватно оценивают дефект и проявляют по отношению к ребёнку настоящую преданность;
- реакция отрицания. Отрицается факт наличия у ребенка дефекта;
- реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства. Родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерной заботливости;
- скрытое отрицание, отвержение ребенка. Дефект считается позором;
-открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок принимается с отвращением, и
родители полностью признают свои враждебные чувства.
На социальном уровне семьи, воспитывающие ребенка – инвалида, сталкиваются с рядом психотравмирующих ситуаций:
- негативным общественным мнением, связанным с рождением ребенка - инвалида. Чувство вины и непонимание постоянно присутствуют в жизни родителей;
- отсутствием у одного из родителей возможности продолжать учебу или работу, так как ребенок требует постоянного присутствия;
- низким материальным уровнем семьи;
- низкой информированностью семей о том, где можно получить реальную помощь и в чем она заключается.
- ограниченным кругом общения. Семья утрачивает прежние связи из-за занятости, а иногда и нежелания показаться в обществе с больным ребёнком.
Тесное взаимодействие между педагогами, родителями и детьми, безусловно, дает положительный психотерапевтический эффект.
Работа с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, проводится поэтапно. Она включает:
- диагностический этап;
- этап психокоррекционной и психотерапевтической работы с семьей.
Для диагностирования используются следующие методы: наблюдение, беседы. Чтобы выявить наиболее актуальные вопросы, проводится анкетирование по вопросам оказания психологической помощи и поддержки родителям, по снижению эмоционального дискомфорта, снятия тревоги и стрессового состояния.
На этапе психокоррекционной и психотерапевтической работы с семьей основной задачей педагога является помощь родителям в принятии своего ребенка таким, какой он есть. А так же:
- изменить взгляд на проблему;
- вооружить родителей различными способами коммуникации;
- помочь избавиться от чувства обособленности;
- снять тревогу и страх отвержения;
- помочь избавиться от чувства вины и неполноценности – собственной и своей семьи.
Родителям даются подробные рекомендации по вопросам воспитания, общения с детьми, формирования необходимых и возможных навыков самообслуживания.
Позитивный психологический климат семьи, несомненно, влияет на развитие ребенка; в свою очередь заметная динамика в развитии ребенка положительно сказывается на эмоциональном состоянии родителей. Эти процессы взаимозависимы. Поэтому так важно, занимаясь проблемами детей с ограниченными возможностями здоровья, уделять внимание работе с их семьями.