kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Позитивный психологический климат семьи влияет на развитие ребенка. Поэтому так важно, занимаясь проблемами детей с ОВЗ, уделять внимание рабооте с их семьями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида»

Психологические проблемы в семье, воспитывающей ребенка-инвалида

Рождение ребенка – событие одновременно радостное и тревожное для родителей, Если появление здорового ребенка приносит в жизнь семьи гордость, радость, то появление ребенка-инвалида расценивается как жизненная трагедия или даже катастрофа и действует неоднозначно на родителей. В гармоничных семьях супруги, находят, как правило, пути поддержки в воспитании ребенка-инвалида. Но часто отношения между супругами постепенно охлаждаются.

Многие родители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.

Психологи, работающие с «особыми» детьми, решают многие задачи касающиеся ребенка.Но их деятельность не ограничиваются взаимодействием с ребенком, она включает и работу с семьей.

Семья, в которой родился ребенок с тяжелыми нарушениями, находится в условиях психотравматической ситуации. Сообщение об умственной отсталости ребенка вызывает у 65,7 % матерей острые эмоциональные расстройства, суицидные намерения и попытки, аффективно-шоковые и истерические расстройства. Высока вероятность распада семей, не сумевших преодолеть кризис, вызванный рождением ребенка с тяжелыми нарушениями развития (М.С Певзнер,В.А Вишневский ). Воздействие хронического стресса вызывает у матери депрессию, раздражительность, эмоциональную напряженность. Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, проводя больше времени на работе. Тем не менее, и они переживают чувство вины, хотя и не говорят об этом так явно, как матери.

Изменения, которые происходят в семьях, воспитывающих детей инвалидов, проявляются на следующих уровнях: психологическом, соматическом, социальном.

На психологическом уровне можно выделить несколько вариантов поведенческих реакций родителей на появление ребенка, имеющего тот или иной дефект:

- принятие ребенка и его дефекта. Родители адекватно оценивают дефект и проявляют по отношению к ребёнку настоящую преданность;

- реакция отрицания. Отрицается факт наличия у ребенка дефекта;

- реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства. Родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерной заботливости;

- скрытое отрицание, отвержение ребенка. Дефект считается позором;

-открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок принимается с отвращением, и

родители полностью признают свои враждебные чувства.

На социальном уровне семьи, воспитывающие ребенка – инвалида, сталкиваются с рядом психотравмирующих ситуаций:

- негативным общественным мнением, связанным с рождением ребенка - инвалида. Чувство вины и непонимание постоянно присутствуют в жизни родителей;

- отсутствием у одного из родителей возможности продолжать учебу или работу, так как ребенок требует постоянного присутствия;

- низким материальным уровнем семьи;

- низкой информированностью семей о том, где можно получить реальную помощь и в чем она заключается.

- ограниченным кругом общения. Семья утрачивает прежние связи из-за занятости, а иногда и нежелания показаться в обществе с больным ребёнком.

Тесное взаимодействие между педагогами, родителями и детьми, безусловно, дает положительный психотерапевтический эффект.

Работа с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, проводится поэтапно. Она включает:

- диагностический этап;

- этап психокоррекционной и психотерапевтической работы с семьей.

Для диагностирования используются следующие методы: наблюдение, беседы. Чтобы выявить наиболее актуальные вопросы, проводится анкетирование по вопросам оказания психологической помощи и поддержки родителям, по снижению эмоционального дискомфорта, снятия тревоги и стрессового состояния.

На этапе психокоррекционной и психотерапевтической работы с семьей основной задачей педагога является помощь родителям в принятии своего ребенка таким, какой он есть. А так же:

- изменить взгляд на проблему;

- вооружить родителей различными способами коммуникации;

- помочь избавиться от чувства обособленности;

- снять тревогу и страх отвержения;

- помочь избавиться от чувства вины и неполноценности – собственной и своей семьи.

Родителям даются подробные рекомендации по вопросам воспитания, общения с детьми, формирования необходимых и возможных навыков самообслуживания.

Позитивный психологический климат семьи, несомненно, влияет на развитие ребенка; в свою очередь заметная динамика в развитии ребенка положительно сказывается на эмоциональном состоянии родителей. Эти процессы взаимозависимы. Поэтому так важно, занимаясь проблемами детей с ограниченными возможностями здоровья, уделять внимание работе с их семьями.

2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида

Автор: Козлова Раиса Алексеевна

Дата: 13.02.2019

Номер свидетельства: 499700


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства