Просмотр содержимого документа
«Особенности развития словаря детей дошкольного возраста»
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста.
Важное место в системе речевого развития детей дошкольного возраста занимает словарная работа.
Яшина В. И. развитие словаря понимает как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях.
То есть процесс усвоения словаря предполагает не только накопление и уточнение представлений, формирование понятий, но и развитие содержательной стороны мышления.
Бедность словаря мешает полноценному общения, что отрицательно сказывается и на общим развитии ребёнка. Напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Известно, что уже к 5 годам словарный запас детей достаточно велик, дети свободно пользуются различными частями речи. Внешне речь ребёнка почти не отличается от речи взрослых. Указывая на эту особенность, Выгодский Л. С. отмечает, что, даже на первой ступени образования понятий, у ребёнка значения слова по внешнему виду напоминает значение слова у взрослого, но значение слова по существу разное. Дело в том, что овладение словом есть овладение его внешней стороной (звучанием) и внутренней стороной (значением) в их единстве и взаимосвязанности. Перед детьми стоит задача по внешней стороне (звучанию) догадаться о внутренней стороне значении. При этом подсказывающую роль играет контекст, ситуация речи, в которой употреблено слово (при естественном овладении языком).
В процессе речевой деятельности происходит неоднократное «примеривание» значение слово к его звуковой оболочки, которое корректируется взрослыми или самим ребёнком. Но многочисленные семантические ошибки, распространенные в речи детей любого возраста, свидетельствуют о том, что процесс «примеривания» не завершился полностью.
Наблюдения за речью детей дошкольного возраста позволяют сделать вывод о том, что если процесс освоения основного значения слова протекает достаточно легко и свободно, то при освоении дополнительных (чаще переносных) значений слова (явление многозначности) возникают трудности, которые приводят к появлению семантических ошибок. Обнаружить их трудно, так как ошибка понимания не всегда проявляется как ошибка говорения. Но бороться с ними нужно, а лучше изначально не допускать их появления. Для этого в ДОУ необходимо вести работу над смысловой стороной слова.
Способность слова обладать одновременно несколькими значениями, выступать в разных контекстах и многообразии значений является основой красоты и богатства русского слова. Познать это самостоятельно, безошибочно ребёнку сложно. Необходимо помощь детям овладеть этим богатством.