Просмотр содержимого документа
«Особенности развития зрительного восприятия у дошкольников»
Особенности коррекционной работы по развитию зрительного восприятия с детьми младшей группы
Васильева Л.А.,
заведующий ГБДОУ детского сада №115
компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Баскова М.В.,
учитель-дефектолог,
ГБДОУ детского сада №115
компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Опыт работы с детьми со зрительной депривацией показывает, что большинство детей к моменту поступления в детское специализированное учреждение из-за снижения остроты зрения испытывают затруднения в накоплении чувственно-практического опыта, сложности в ориентировке в окружающем мире. Причина этих трудностей объясняется особой ролью зрения в познании. В работе с детьми младшего дошкольного возраста коррекционная работа по развитию зрительного восприятия проходит через предметно-практическую деятельность ребёнка. Обогащение зрительного опыта, двигательно-мышечного опыта, активизация и развитие зрительных функций детей с нарушениями зрения осуществляется в условиях решения задач в практическом плане.
Проектная деятельность в младшей группе с использованием сказок при активном участии всех специалистов ГБДОУ и родителей позволяет решать задачи развития зрительного восприятия через предметно практическую деятельность ребёнка.
Тифлопедагогом на коррекционных занятиях создаются условия для обучения детей с нарушениями зрения конкретным точным ориентировочным умениям и действиям, которые способствуют формированию полных и детализированных чувственных образов пространства и пространственных отношений. Проведение занятий в форме театрализованной игры по сказкам, ведёт к повышению у детей эмоционально положительного тонуса, создаёт условие для выражения ребёнком своих чувств, мыслей, переживаний, создаёт условие для эмоционального комфорта для него и как следствие, более лёгкого решения коррекционных задач.
Предлагаемые игры и упражнения по сказкам в рамках проектов использовались на коррекционных занятиях тифлопедагога, обыгрывались воспитателями на занятиях и в совместной деятельности с детьми. Некоторые игры были выбраны для использования на досуговом мероприятии «День матери», который проводился при активном участии родителей.
Игровые упражнения, используемые при работе с проектом
«В гостях у сказки «Теремок».
Игра «Кто живёт в теремке?»
Задачи:
формировать пространственные представления через предметно-практическую деятельность ребёнка (действия с игрушками и размещение их в теремке);
активизировать речь детей за счёт слов: свободно, тесно
Игровые действия: обыгрывая сказку, дети последовательно размещают в теремке животных, практическим путём доказывая, что медведь теремок разрушит, потому что он большой, ему будет тесно в маленьком доме.
обогащать опыт локализации за счёт нахождения по фотографии животных;
совершенствовать навык соотнесения объёмной игрушки и предметной картинки;
Игровое действие: найти по фотографии игрушку.
Игра «Построй теремок»
Задачи:
формировать представления детей о сенсорных эталонах формы (треугольная крыша, квадратные окна);
совершенствовать сенсорные эталоны формы (треугольник, квадрат) за счёт их точного называния и оперирования с ними в процессе построения теремка;
развивать регулирующую и контролирующую функцию зрения за счёт точного наложения окошек.
Игровое действие: составить теремок из геометрических форм и назвать геометрические формы.
Игра «Узнай и назови»
Задачи:
уточнять и совершенствовать предметные представления о диких животных;
совершенствовать навык узнавания и называния животных в разных модальностях (силуэтное изображение, цветное изображение).
Игровое действие: узнать и назвать диких животных в цветном и силуэном изображении.
Игра «Найди и назови место, где живёт герой сказки»
Задачи:
развивать навык ориентировки в микропространстве,
упражнять детей в умении анализировать пространственное расположение объектов,
вводить в активную речь детей слова: слева, справа, вверху, внизу, посередине
Игровые действия. 1 вариант. Детям предлагается самостоятельно расположить (поселить героев сказки в новом большом теремке и назвать место, где живёт герой, мышка живёт справой стороны внизу, лисичка с левой стороны наверху и т.д.) 2 вариант. Найди и назови героев, которые живут в домике слева, справа, наверху, посредине и т.д..
Игровые упражнения, используемые при работе с проектом:
Путешествие в сказку «Как коза избушку строила»
Игра «Близко или далеко»
Задачи:
упражнять детей, опираясь на кинестетическое чувство определять расстояние до предметов (близко, далеко),
развивать чувственный опыт детей при определении расстояния до предмета Игровые действия. 1 вариант. Детям предлагается назвать расположение деревьев на полянке пройти по дорожке, обозначая словами: далеко берёзка, близко дуб.
2 вариант. Найди дерево, под которым под которым коза построила избушке, назови расположение его на полянке и пройди по дорожке.
Игра « Найди место для избушки».
Задачи:
развитие зрительно-моторной координации,
активизация и развитие зрительных функций: глазодвигательных функций, прослеживающей функции;
развитие ориентировки в микропространстве.
Игровые действия: ребёнку предлагается, рассказывая сказку, повести линию до выбранного дерева.
Игры с Блоками Дьенеша.
«Составь бусы для козы»
Задачи:
развивать умения выявлять свойства предметов, называть их (цвет, форма, величина);
обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов по цвету, форме и величине;
Игровые действия. 1вариант. Цепочку(бусы) из блоков Дьенеша (по цвету и размеру; по размеру и форме, т.д..); 2 вариант. Детям предлагается выкложить цепочку (бусы), чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.
«Составь изображение»
Задачи:
развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
Игровое действие: составление изображения их блоков Дьенеша.
Говоря о результатах коррекционно- педагогической работы по развитию зрительного восприятия после завершения проектов, хочется отметить, что, использование целенаправленных игр и упражнений способствует активизации и стимуляции зрительных функций, развитию зрительно-моторной координации, цветоразличению, развитию навыков ориентировки в пространстве, расширению представлений об окружающем мире. Осуществление тесной взаимосвязи всего педагогического коллектива ГБДОУ, совместное использование системы специальных приёмов и методов помогает преодолеть и восполнить недостатки развития зрительного анализатора при работе с детьми со зрительной депривацией.
Литература:
«Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения», Л.В.Фомичёва, СПб, Каро, 2007год.
«Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения», Е.Н.Подколзина, ж.Дефектология №2, 2001год.
«Программа зрительного восприятия и знакомства с окружающим миром», Л.В.Рудакова, СПб, «Образование», 1995год.
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IY вида (для детей с нарушением зрения), Л.И.Плаксина,2003год.
Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения.- \м.: Экзамен, 2006.
Михайлова З.А. Логика и математика для дошкольников СПб. Издательский дом “Литера”, 2000.
Столяр А.А. Давайте поиграем.– М. Просвещение, 1996.