Игра-это форма деятельности в условных ситуаций,которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта,фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий,культуры и науки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Особенности сюжетно-ролевой игры"»
Особенности сюжетно ролевой игры.
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.
Игра - это форма деятельности в условных ситуациях, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах культуры и науки.
Игра является частью общечеловеческой культуры, её истоком и вершиной. Она развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, даёт отдых, пародирует, иронизирует, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. Игру можно рассматривать, как ступень познания мира. И поскольку игра призвана готовить детей к взрослой жизни, издревле в нашей традиционной культуре ей придавалось большое значение.
Автор С.А. Шмаков рассматривает игру как «зону» самовоспитания» и указывает, что вся воспитательная сущность игровой деятельности отражается в правилах: «Правила в игре есть правила ребенка для самого себя, правила внутреннего самоограничения и самоопределения»
Важный момент в развитии игровой деятельности детей состоит в том, что с возрастом происходит изменение её сюжета и содержания. Прослеживается движение от игр на бытовые сюжеты к играм, связанным с производственной и общественной жизнью людей. В процессе развития детей игры перестают быть полностью подражательными, и всё более становятся самостоятельными и творческими.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют лини её развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернуть игру и т.п. Свобода в реализации замысла игры и полёт фантазии позволяютдошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни ещё долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Но самое главное - в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация, которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребёнка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребёнка приобретает характер перевоплощения.
Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие полнее реализовать замысел, лучше справиться с ролью.
Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребёнку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребёнком определённых действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутит руль автомашины, готовит обед, учит рисовать учеников и др.) - одно из основных средств реализации сюжета.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые(игры в семью, детский сад), производственные,отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полёт на Луну).
Содержание игры, - отмечает Д.Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.
В зависимости от глубины представлений ребёнка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. В содержании игры выражены разные уровни проникновения ребёнка в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует: «человек - предмет»).
Затем, по мере понимания ребёнком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек - человек»), а сами предметы легко заменяются (кубик - кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана»).
Игра ребёнка имеет свои составляющие, свой собственный уровень развития. Игра предполагает определённый сюжет (например, игра в «дочки-матери»), в ней имеются роли взрослых, которые выполняются (играются) детьми (роль папы, мамы, дочери и т.д.). Перечень сюжетов и играемых детьми ролей, их качественное содержание свидетельствуют об уровне их психического развития.
Д.Б. Эльконин отмечает, что старшие дошкольники играют в более сложные игры, чем их младшие товарищи.
Ценность той или иной игры заключается не только в том, как она развивает движение, формирует воображение, представления об окружающем, но и в том, какие формы общественного поведения создаёт, какие качества нравственного порядка активизирует.
Свободная сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность, в ней ребёнок испытывает внутреннее
субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений - всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Возможности сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему эмоциональный внутренний комфорт.