Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы
Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы
В течение всего периода раннего детства происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы»
Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы
Рудская Валентина Викторовна
педагог-психолог МДОУ «ЯСЛИ-САД № 355 Г. ДОНЕЦКА»
Восприятие художественного произведения – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, мышление, внимание, память, эмоции, воля. Каждый из этих психических процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство. Воображение ещё в раннем детстве развивается средствами искусства, и в частности художественной литературы, а затем, помогая приобщаться к более сложным и более тонким произведениям, делает этот процесс взаимообогащаемым и непрерывным.
В восприятии произведений искусства вообще и художественной литературы в частности психологи выделяют два периода развития, которые имеют резкие качественные различия и связаны с развитием ребёнка в целом. Первый период длится «от двух до пяти». Второй начинается примерно с пяти лет и, как считает К.И. Чуковский, второй период длится всю жизнь.
Своеобразие восприятия литературных произведений у детей 2-3 лет заключается в том, что при осмыслении текста малыш опирается главным образом на имеющийся у него непосредственный опыт, ещё очень ограниченный и узкий. Личный опыт превалирует над осознанием текста, мешая ребёнку понять те литературные ситуации, которые не совпадают с его жизненной практикой.
Есть и ещё одна характерная для раннего возраста особенность, которую отмечают исследователи детства, - это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Человек, по утверждению К. Чуковского, начинает говорить не прозой, а стихами.
Первые слова, которые произносит ребёнок, по симметричному расположению гласных звуков являются совпадающей рифмой: ма – ма, па – па, бо – бо и др. Сама природа ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют прежде всего к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.
От того-то малышам нравятся произведения детского фольклора, поэтическая природа которого гармонична сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действия, точно соответствует эмоциональным потребностям ребёнка.
Таким образом, можно отметить следующие возрастные особенности восприятия литературных произведений в младшем периоде дошкольного детства:
Зависимость понимания литературного произведения от личного опыта ребёнка. Ребёнку свойственно понимание каких-либо знакомых моментов, с которыми он уже сталкивался в своей повседневной жизни.
Может оказать влияние предыдущий литературный опыт ребёнка: например, читая сказку, они определённым образом воспринимают её персонажей, дают им свои оценки зачастую ошибочно переносят эти оценки на другие сказки. Так, в сказке «Снегурушка и лиса» они не сразу понимают то, что лиса совсем не хитрая.
Для ребёнка этого возраста легче всего воспринимать произведения, в которых события чётко следуют друг за другом. Такое построение характерно для большинства русских сказок («Колобок», «Репка», «Теремок» и др.). Но, как правило, вызывают затруднения сказки, в сюжете которых существуют несколько историй («Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Коза-дереза» и др.). Дети в этом случае могут создать какую-либо одну из частей сказки, не воспринимая остальные.
Для младшего дошкольника также характерно ярко окрашенное эмоциональное отношение к персонажам, причём зачастую это бывает связано не с текстом, а с ограниченным жизненным опытом детей, который мешает им правильно понять произведение. Детей интересует внешний вид, действия и поступки персонажа, мотив поступков. Дети также не способны самостоятельно представить какой-либо персонаж и поэтому нуждаются в иллюстрации.
По мнению К.И. Чуковского, отличительной особенностью этого возраста также является тяготение к ритмичной организованной речи, богатой рифмами и динамикой. Именно так объясняется их любовь к произведениям детского фольклора, которые гармонично сочетают в себе слово, ритмику, действие, выразительность и музыкальность.
Исследователи детской речи отмечали, что младшие дошкольники чувствуют ритм и рифму малых жанров фольклора, даже могут вспомнить образные средства (эпитет, метафору, олицетворение), используя в собственных сочинениях приёмы, соответствующие особенностям избранного жанра (при пении колыбельных песен: «баю-баюшки-баю», «люли-люленьки»; при сочинении сказок: например, «жили-были», «тут и сказки конец»; постоянные характеристики героев: «мышка-норушка», «лисичка-сестричка»… Придавать данному рассказу комическую или драматическую окраску, используя мимику, жесты, пантомимику).
Исходя из особенностей восприятия и понимания произведений литературы ребёнком 2-3 лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:
формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения;
обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;
учитывать при отборе книг для детей тяготение ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениям;
помогать детям устанавливать простейшие (последовательные) связи в произведении;
помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;
помогать детям мысленно представить, увидеть события и героев произведения (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт детей и др.), учить рассматривать иллюстрации.
Ребёнок в раннем возрасте не только постоянно осваивает новые, всё более сложные произведения, но и уже формируется, как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него ранее содержание знакомых книг.
Проблемами формирования интереса к книге и чтению у детей раннего возраста являются:
непонимание взрослыми роли литературы в детской жизни;
незнание истории её развития и современного состояния;
ограничение круга детского чтения десятком имён авторов и названий художественных произведений;
слабое представление о функциях литературы;
отсутствие грамотной политики и методики приобщения детей раннего возраста к литературе (книге) и процессу чтения.
Особенности формирования интереса к книге и чтению у детей раннего возраста
Чтобы ответить на вопрос, когда возникает интерес ребёнка к книге, надо понять, что книга для маленького ребёнка представляет собой единство трёх составляющих: это определённого вида предмет; иллюстрации; текст.
Поначалу (причём, очень рано: с 4-7 мес.) книга интересна ребёнку именно как предмет, с которым он взаимодействует: мнёт, рвёт, сосёт. Именно это - первые реакции большинства детей на книгу.
К году для многих детей книга становится любимой игрушкой.
Если родители детей в возрасте от 8 месяцев до 2-2,6 лет указывают, что ребёнок может слушать чтение 5-20 минут, то в возрасте от 2,6 до 3 лет это уже, как правило, - час или более. Поочередности появления интереса к двум другим составляющим книги - к тексту или иллюстрациям - различаются два типа детей.
Первый тип - аудиалы, способны начинать воспринимать художественный текст на слух иногда даже раньше, чем проявлять интерес к книге как к предмету. Такие дети с полугода с удовольствием слушают длинные стихотворные тексты (сказки Чуковского, стихи и поэмы Пушкина), рассказываемые им взрослыми наизусть.
Книга постепенно заинтересовывает этих детей - как предмет, как игрушка, которую можно, складывать и раскладывать, однако ребёнок не стремится рассматривать иллюстрации.
Второй тип - визуалы - дети, которым для восприятия текста поначалу необходима визуальная, материальная опора - книга. Ребёнок-«визуал» с удовольствием знакомится и с традиционными играми-потешками («Ладушки», «Сорока-ворона», «Идёт коза рогатая…») - без книг, на слух: здесь играет роль то, что эти тексты сопровождаются некой визуальной, материальной опорой - совместными жестами взрослого и ребёнка.
Если ребёнок проявляет интерес к книге в возрасте до года, он ещё не может быть настоящим «любителем» иллюстраций, так как сначала не может распознать изображение. Исследователи выделяют 3 стадии в развитии восприятия ребёнком изображения: 1) ребёнок не различает в изображении предмета; 2) отождествляет предмет и изображение; 3) не только связывает предмет с изображением, но и различает их.
«Узнавание» изображений у многих детей возникает только после года - года и двух месяцев, и тогда в лексиконе ребёнка начинают появляться слова, источником которых являются книги. Годовалому ребёнку легче распознать контур, линию, чем цветовые пятна, поэтому книжки с черно- белыми рисунками могут стать для него любимыми.
На второй стадии развития происходит только узнавание и называние изолированных предметов. Неразличение изображения и предмета, т.е. реальности первичной и вторичной, приводит к попыткам детей поймать нарисованную бабочку или схватить нарисованных мышек за хвостики, накормить нарисованного мишку, съесть конфету, изображённую на картинке.
На этой стадии для детей актуальны "дидактические" книги - собрание картинок с подписями или без них. Рассматривание и комментирование картинок в книге, совместное со взрослым или самостоятельное, - это особый вид «чтения», значимый для ребёнка раннего возраста. Очень важно то, какие именно предметы изображены в этих книжках, насколько "лексикон" книжки соответствует начальному лексикону ребёнка. Для формирования интереса к книге в раннем возрасте целесообразно предлагать ребёнку тематические книги про цветы, овощи, фрукты, животных и птиц, так же это могут быть и разрезные картинки, которые дети любят узнавать, называть, сопоставлять. Кроме того, с целью формирования интереса к книге ребёнку раннего возраста можно предложить - разглядывание фотоальбомов с семейными фотографиями, сопровождаемое комментариями ребёнка.
Только к 3 годам дети подходят к третьей стадии - начинают различать изображение и предмет. В этот период детское восприятие книги синкретично: текст, иллюстрации, полиграфическое оформление (переплёт, формат, бумага, шрифт), иногда даже место чтения и "исполнитель" (тот человек, который будет читать книгу) находятся в восприятии ребёнка в тесном единстве. Слыша знакомое стихотворение, ребёнок бежит за книгой, в которой оно напечатано, и, листая, находит страницу с этим текстом. В лексиконе ребёнка начинают появляться жесты и слова, источником которых являются текст и иллюстрации книги.
Уже на первом году жизни ребёнка нужно знакомить со сказкой. Ведь ещё в глубокой древности были сложены сказки, учитывающие психологию детей раннего возраста. Рассказывая сказки ребёнку особое внимание необходимо обращать на интонацию, мимику, жесты.
На второй, третий год жизни круг чтения ребёнка уже состоит не только из одних сказок, произведения должны быть разнообразных литературных жанров: сказки народные и авторские, короткие реалистические рассказы, стихотворные произведения как фольклорные, так и авторские и т.д.
На третьем году жизни ребёнок развивается, накапливает опыт, источником которого в первую очередь являются близкие ребёнку люди. Теперь уже недостаточно только читать ребёнку. Он должен видеть сосредоточенно читающих взрослых. Книга в руках взрослого в этом возрасте важна для ребёнка как пример, как некий образ жизни, которому стоит следовать. Начиная с третьего года, содержание жизни ребёнка определяется не только взрослым человеком, но и им самим. У него появляются любимые книги. Его привязанность к книге пока что зависит не столько от содержания, сколько от оформления обложки, красочности иллюстраций, яркости образов, частоты обращения именно к этой книге. Для полноценного развития ребёнка ему важно показать разнообразие мира, окружающего его, вызвать интерес и потребность к получению широкого круга и книжных, и жизненных знаний. За первые три года ребёнок усваивает колоссальный объем информации. За всю последующую жизнь он не приобретает столько, сколько за этот период.
О.И. Никифорова выделяла в развитии восприятия художественной литературы 3 стадии:
непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе - работа воображения);
понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);
влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).
На основе особенностей восприятия и выделяются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе. Для детей раннего возраста характерна зависимость понимания текста от его личного опыта, установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом, в центре внимания главный персонаж. Чаще всего дети не понимают его переживаний и мотивов поступков. Эмоциональное отношение к героям ярко окрашено, наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи. Вначале ребёнку интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребёнка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить следить за ходом события и переживать новые для него чувства.
Таким образом, мы видим, что в течение всего периода раннего детства происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель.