Особенности подготовки дошкольника на основе преемственных связей
Особенности подготовки дошкольника на основе преемственных связей
Особенности подготовки дошкольника на основе преемственных связей
Торопите, а не ждите будущее, ибо тот, кто не готов к
нему сегодня, будет ещё менее готов к нему завтра.
П. Чисхольм
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста. В учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, должна существовать преемственность.
Преемственность рассматривается как двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности подготовки дошкольника на основе преемственных связей »
Особенности подготовки дошкольника на основе преемственных связей
Торопите, а не ждите будущее, ибо тот, кто не готов к
нему сегодня, будет ещё менее готов к нему завтра.
П. Чисхольм
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста. В учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, должна существовать преемственность.
Преемственность рассматривается как двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства и формируются личностные качества ребенка, которые служат основой успешности школьного обучения. В то же время школа, как преемник дошкольной ступени образования, не строит свою работу с нуля, а опирается на достижения ребенка - дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал, что позволяет реализовать непрерывность в развитии детей и образовании .
Проблема преемственности в системе образования не нова. Еще К. Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и «методического обучения в школе. Постановка проблемы преемственности, которая решалась в основном с точки зрения подготовки детей к школе, совпала с моментом введения в детский сад систематического обучения в форме занятий. В 60-е годы XX века система регламентированных занятий получила широкое распространение. Ориентация шла на требования школы: быть дисциплинированным, внимательным, слушать инструкции взрослого, иметь развитую речь. 90-е годы XX века характеризуются прямо противоположной крайностью. Некоторые педагоги стали преувеличивать возможности образовательных функций игры, подчиняя ее решению дидактических задач.
В рамках школьной реформы, предусматривающей переход к 12-летнему общему образованию начиная с шести лет, эта проблема стала очень актуальной.
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.
В.В.Давыдов справедливо отмечает, что традиционно «принцип преемственности лежит в обеспечении связей между построением учебных предметов для начальной школы и тем типом жизненных знаний, слияния форм научных и житейских понятий в программах и учебниках» . Программы и учебные планы обеспечивают объективные условия преемственности.
В.В. Давыдов считает целесообразным сохранить принцип взаимосвязи и преемственности, однако «это должно связывать качественно разные стадии обучения разных как по содержанию, так и по способам подачи их детям» Это означает что с приходом в школу, ребенок должен почувствовать новизну и своеобразие тех понятий, их отличие от дошкольного обучения.
По мнению Л.С. Выготского если содержание школьного образования выстраивается в «школьной логике» - логике будущих школьных предметов, то практикуется обучение усложненным для дошкольников предметам, игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, назревает опасность таких негативных последствий, как потеря у детей интереса к учебе
Исследуя особенности психического развития детей, Л.С. Выготский
выделяет стабильные и критические периоды, сопровождаемые возрастным кризисом. Особое внимание он уделял переходу к школьному обучению, считая, что ребёнок должен быть подготовлен к нему всем ходом предшествующего развития. При этом переходе происходит изменение всей системы его отношений с окружающим миром. Таким образом, преемственность заложена в самой природе
обучения, воспитания детей, является их атрибутом. Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
• состояние здоровья и физическое развитие детей;
• уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности;
• умственные и нравственные способности учащихся;
• развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться с взрослыми и сверстниками.
Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. В нашем образовательном учреждении созданы все условия, для дошкольного образования: материально-техническая база, учебно-методический комплекс, предметно-развивающая среда. В соответствии с нормами СанПиН в школе функционируют классы предшкольной подготовки. Основная цель предшкольной подготовки – осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся.
Для достижения поставленной цели мною решаются следующие задачи:
• подготовка детей к обучению в начальной школе;
• развитие познавательной сферы;
• формирование стремления к постоянному приобретению новых знаний;
• развитие и совершенствование крупной и мелкой моторики;
• применение полученных знаний на практике.
Образовательный процесс осуществляю в соответствии с уровнями образовательных программ:
Образовательная программа предусматривает психолого- педагогические и методические аспекты развития воспитания детей дошкольного возраста. Реализую преемственность между дошкольным и начальным образованием.
Занятия провожу в игровой форме с использованием передовых методик, развивающих игр, с применением яркого наглядного материала. На всех занятиях использую различные виды игровой деятельности: имитационные игры, игры-упражнения с предметами, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами без сюжета. Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти. Каждое занятие направлено на развитие творческих способностей и навыков общения со сверстниками. На занятиях под моим руководством дети познают мир и приобретают первые навыки межличностных отношений, получают знания ненавязчиво и интересно. Дети не испытывают на себе тяготы обучения, так как сами являются активными участниками игрового
развивающего процесса. Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии детей дошкольного возраста играют продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструирование. Эти виды деятельности характеризуются направленностью на получение продукта, обладающего определенными заданными качествами. От ребенка требуется умение добиваться нужного результата даже в том случае, если сам процесс его мало привлекает. По желанию родителей к педагогическому процессу кроме воспитателя привлечен педагог-психолог, учитель -логопед, социальный педагог.
Выпускники дошкольного учреждения должны осознанно, с пониманием сути явлений уметь использовать приобретенные знания и навыки не только в обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных обстоятельствах (игра, труд и др.)
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.. Кроме программных требований к знаниям и умениям, я стараюсь научить детей размышлять, объяснять , сравнивать, высказывать предположения, проверять, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других
Для перехода от дошкольного обучения к школьному, я придерживаюсь таких рекомендации:
1. Не игнорирую объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для шестилетнего возраста.
2. Учитывать все рекомендации медиков и психологов во избежание переутомления и перегрузки детей.
3. Избегать резкого перехода к использованию новых методов и способов работы в процессе обучения малышей.
4. Использовать в своей работе дидактические, двигательные игры, игры-путешествия и т. д.
5. Постоянно поддерживать у учащихся интерес и стремление к занятиям, использовать разнообразные приемы стимулирования детей.
6. Не использовать авторитарные методы руководства в работе с младшими школьниками и их родителями.
7. Создавать условия комфорта, доброжелательности, прививать любовь к школе.
8. Работать в тесном сотрудничестве с воспитателями, психологами, родителями детей.
Таким образом, я считаю, что преемственность - это связь, предполагающая с одной стороны направленность воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения на те, требования, которые будут предъявлены детям в школе, с другой стороны опору учителям на достигнутый дошкольный уровень развития, на знания, опыт детей и использование этого в учебно-воспитательном процессе школы. Решить проблему преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства.
Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи.