kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности логопедической работы с детьми с нарушением зрения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обеспечение каждого ребенка, в том числе с ОВЗ, необходимыми условиями развития.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности логопедической работы с детьми с нарушением зрения.»

Особенности логопедической работы с детьми с нарушением зрения.

1сл. У многих детей дошкольного возраста с проблемами зрения имеются нарушения речи. По определению Р. Е. Левиной, собственно речевые нарушения не являются единственным ядром аномалии. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка. У детей с нарушением зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы, нарушения пространственной координации, плохо развита мелкая моторика, проблемы в познавательной сфере.

В нашем структурном подразделении детского сада воспитываются дети с различной глазной патологией. Есть дети со статусом «ребенок-инвалид», диагноз слепота (один ребенок), слабовидение (трое детей), но в основном это дети с косоглазием и амблиопией. Работа логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения, требует определенных знаний в офтальмологии, тифлопедагогике, владения соответствующими приемами обучения, применения средств наглядности.

2сл. К основным функциям зрения относятся: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения и глазодвигательные функции.

Нарушения зрения условно делятся на глубокие и неглубокие. К глубоким относятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важнейших функций, как острота зрения и (или) поле зрения (слепота, слабовидение). К зрительным нарушениям неглубоким относятся нарушения глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм), нарушения цветоразличения (дальтонизм, дихромазия), нарушения характера зрения (нарушения бинокулярного зрения), нарушения остроты зрения, связанные с расстройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия).

Задача образовательного учреждения найти необходимый ресурс, чтобы обеспечить каждому ребенку наилучшие условия для развития. Дело работы логопункта в ДОУ — комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка в детском саду. Учителя-логопеда, приступающего к работе с ребёнком с нарушением зрения, прежде всего, интересует, как патология зрительного анализатора влияет на речевое развитие.

3сл. У ребёнка с нарушением зрения снижен запас представлений о предметах и явлениях окружающего мира, затруднено овладение предметно-практическими действиями по подражанию, имеются проблемы в ориентировке в пространстве. Всё это приводит к различным отклонениям от нормы в речевом развитии. Изучение речи детей дошкольного возраста с нарушениями зрения показывает, что расстройства речи обусловлены её ранним недоразвитием. Для речи таких детей характерны дефекты звукопроизношения, замены одного звука другим, смешение звуков, пропуски, перестановки звуков и слогов в результате нарушения их акустико-артикуляторной дифференциации. Такие нарушения препятствуют дальнейшему практическому овладению звуковым анализом и синтезом, что отражается на процессе усвоения грамоты. В результате недостаточности предметных образов действительности отмечается сложность удерживания в речевой памяти развёрнутых высказываний и правильного грамматического конструирования. Лексический строй характеризуется бедностью. Выявлена недостаточность и своеобразие слов с конкретным значением, ограниченность абстрактного лексикона. При нарушенном зрении составление рассказов по серии картин у дошкольников характеризуется отсутствием связности, смыслового построения высказывания, фрагментарность, употребление слов неадекватно ситуации; отмечаются затруднения в выборе подходящего определения для понятия и замена его междометиями и подражательными звуками. В тех видах деятельности, где необходимо участие зрения, у детей наблюдается быстрая утомляемость, отвлекаемость.

4сл. Реализуя главный принцип коррекционной педагогики «не навредить», логопед на своём занятии должен решать две категории коррекционных задач: исправление речевых нарушений и коррекция зрения за счет работы над развитием зрительных функций.

Учителю-логопеду необходимо знать зрительный диагноз ребенка, регулярно беседовать с родителями об этапах лечения и рекомендациях офтальмолога.

5сл. Особое внимание стоит обратить на создание в процессе коррекционно-педагогической деятельности условий, благоприятных для развития зрительного восприятия. Большое значение имеет правильное и достаточное освещение помещения, где находится ребенок. Необходимо дозировать зрительную нагрузку: не более 10-20 минут. Во время занятий, через 10 минут постоянной зрительной нагрузки рекомендуется проводить зрительные или двигательные гимнастики. Ребенок должен близко, желательно по центру, находится к наглядному демонстративному материалу и с разрешения педагога иметь возможность подходить и рассматривать его. Как наглядный, так и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту (зрительную нагрузку и размер раздаточного материала уточняется у офтальмолога). Для ребенка с нарушением зрения учитель логопед адаптирует наглядные пособия. Величина объектов должна быть определена в зависимости от возраста ребенка и его зрительных возможностей. Материал должен быть хорошо видимый и соответствовать естественным размерам (заяц не может быть больше медведя). Основные информативные признаки, имеющие наиболее важное значение следует выделять и подчеркивать. В изображениях важно выделять сигнальные признаки (контур, цвет, штриховка, размер, пропорциональные отношения). Для детей со сходящемся косоглазием используются подставки для пособий, чтобы взгляд был вверх, и рекомендуются игры со взглядом вверх. При расходящемся косоглазии пособия и игры находятся в горизонтальном положении на столе, чтобы взгляд был направлен вниз и вблизи.

У детей со зрительными нарушениями темп ведения занятий должен быть снижен по сравнению с нормально видящими: таким детям требуется больше времени для первичного и повторного рассматривания предъявляемого материала.

  Как уже упоминалось выше, логопед на занятиях может параллельно с реализацией своих коррекционно-образовательных задач корригировать и развивать зрительные функции ребёнка. Он включает в свою работу задания на узнавание предметов в фас, профиль, полупрофиль, опознание контурных законченных и незаконченных изображений, силуэтных изображений, чтение зашумлённых и перечёркнутых изображений, чтение наложенных контурных изображений.

6сл. Так, например, при обучении детей нахождению слова с заданным звуком рационально использовать контурные изображения, наложенные друг на друга, что позволяет, помимо решения логопедических задач, развивать зрительное восприятие, цветовосприятие и концентрацию внимания. Так, можно предложить следующее задание: «Найди на картинке предметы со звуком [Р], обведи их по контуру фломастером синего цвета».

7сл. При работе над образованием относительных прилагательных от имен существительных можно использовать следующее задание: «Определи из какого фрукта сварили варенье. (из вишни) Какое варенье получилось? (вишнёвое)». Это задание тренирует прослеживающую функцию глаза.

8сл. При закреплении изолированного произношения звука можно использовать зрительные дорожки. Это задание развивает глазодвигательную функцию, зрительное восприятие и внимание. 9сл. Так ребенок, ведя пальчиком по дорожке пара из чайника, произносит изолированный звук С. 10сл. Затем задание можно усложнить, следя по дорожке лишь глазами.
11сл. Учитывая, что у детей с нарушением зрения существенно страдает формирование речедвигательных образов по подражанию, применяются приемы механической постановки звуков, доступные сравнения артикуляции звуков с образами предметов, кинестетические ощущения и т.д., используются элементы занимательности.

12сл. В заданиях «Собери картинку» дети учатся понимать взаимосвязь между целым предметом и его частью, происходит уточнение и обогащение зрительных впечатлений и параллельно проходит автоматизация изучаемого звука в словах. 13сл.

14сл. При отработке определенной лексической темы можно использовать зашумлённые, наложенные картинки. 15сл. Что способствует узнаванию предмета в различных пространственных позициях по контуру, идет развитие зрительного внимания, восприятия. 16сл. Аналогично при знакомстве с буквами.

17сл. Обогащая предметный словарь можно использовать силуэтные изображения. Задания типа «Догадайся чья тень». Повышается интерес ребенка, развивается узнавание предмета по силуэту, идет развитие зрительного восприятия.

18сл. При обучении детей звуковому анализу и синтезу можно предложить им следующее задание: «Угадай какие слова спрятались на картинках (узнать силуэтные изображения), найди схему каждого слова. Проведи дорожки от картинки к схеме слова». Это задание развивает глазодвигательную функцию, зрительное восприятие и мышление. 19сл. Аналогично можно использовать задание «Угадай чья тень?» при отработке различных лексических тем.

Для детей с нарушением зрения необходимо включать в логопедическое занятие задания по формированию целостности зрительного восприятия: узнавание целого по части, восстановление целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу, узнавание предметов (его вариантов) по описанию. 20сл. Можно использовать следующие задания:

«Найди на картинке изображенные на доске предметы»

21сл. «Узнай, что хотел нарисовать художник»

22сл. «Что нарисовано неверно»

23сл. «Дорисуй до целого»

24сл. Таким образом, на логопедических занятиях при правильно подобранном материале и грамотной организации рабочего места ребёнка с нарушением зрения, можно не только преодолевать речевые нарушения, но и соблюдать охрану зрения воспитанников, а также развивать зрительные функции.

25сл. Спасибо за внимание.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Особенности логопедической работы с детьми с нарушением зрения.

Автор: Гутюм Наталья Павловна

Дата: 12.12.2017

Номер свидетельства: 443896

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Особенности логопедической работы с обучающимися с нарушениями зрения"
    ["seo_title"] => string(79) "osobennosti_logopedicheskoi_raboty_s_obuchaiushchimisia_s_narusheniiami_zreniia"
    ["file_id"] => string(6) "619274"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1670262837"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование логопедического тренажёра «Дэльфа – 142»  на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(110) "ispol-zovaniie-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "125109"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414914477"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Использование изобразительно-выразительных средств языка в системе работы над связной речью в третьем классе."
    ["seo_title"] => string(123) "ispol-zovaniie-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nykh-sriedstv-iazyka-v-sistiemie-raboty-nad-sviaznoi-riech-iu-v-triet-iem-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "317936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460465261"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Тема: "Дислексия. Дар или проблема?" "
    ["seo_title"] => string(35) "tiema-dislieksiia-dar-ili-probliema"
    ["file_id"] => string(6) "146254"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419146021"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Родительское собрание в 3 классе по теме “Что такое дисграфия и как помочь ребёнку-дисграфику?” "
    ["seo_title"] => string(105) "roditiel-skoie-sobraniie-v-3-klassie-po-tiemie-chto-takoie-disghrafiia-i-kak-pomoch-riebionku-disghrafiku"
    ["file_id"] => string(6) "175463"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424272426"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства