«Особенности организации и основные принципы предметно-пространственной среды в условиях ФГОС»
«Особенности организации и основные принципы предметно-пространственной среды в условиях ФГОС»
Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового или культурно-эстетического характера. Это условия существования дошкольников, его жизненное пространство.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Особенности организации и основные принципы предметно-пространственной среды в условиях ФГОС»»
«Особенности организации и основные принципы
предметно-пространственной среды в условиях ФГОС»
Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового или культурно-эстетического характера. Это условия существования дошкольников, его жизненное пространство. Среда может приобретать специально проектируемую направленность и в этом случае о ней говорят, как о важном факторе формирования личности детей. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организованно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей детей в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъективной позиции развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами
Оборудование помещений дошкольных учреждений должно быть безопасным, здоровье сберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей. Игрушки – обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект. Развивающая предметно-развивающая среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста
В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать любую задачу. В групповой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.
В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья.
Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера, побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.
Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство. Она оказывает воспитательное влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и др.) Пространство группы следует организовать в виде хорошо разграниченных зон. Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного проце
В качестве центров развития могут выступать:
- уголок для сюжетно-ролевых игр;
- уголок ряженья (для театрализованных игр);
- книжный уголок;
- зона для настольно-печатных игр;
- выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т.д.);
- уголок природы (наблюдений за природой);
- спортивный уголок;
- уголок для игр с водой и песком;
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
- игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и прочее) для легкого изменения игрового пространства;
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности – статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем определенная устойчивость и постоянство среды – это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотека, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и др.).