kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности организации работы по математике в разновозрастных группах детского сада.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности организации работы по математике в разновозрастных группах детского сада.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации работы по математике в разновозрастных группах детского сада.»

Особенности организации работы по математике в разновозрастных группах детского сада

Важная задача современной педагогики — формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение го​сударственного стандарта в различных типах дошкольных уч​реждений. Дошкольные учреждения накопили достаточный опыт в обучении и воспитании детей, осуществляют работу в соответствии с современными требованиями, основывающи​мися на достижениях психолого-педагогической науки.

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от пе​дагога знания программ всех возрастных групп, умения со​поставлять программные требования с возрастными и инди​видуальными особенностями детей, способности правильнораспределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соот​ветствии с их возможностями. Следует отметить и те пре​имущества, которые характерны именно для разновозраст​ной группы: общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования «опережающих» знаний (учитель-методист С.Н.Лысенкова) и взаимного обу​чения. Однако достичь этого можно лишь при правильной организации обучения. Дошкольная педагогика сталкивается с двумя жизненно важными проблемами: разработкой наи​более эффективных форм планирования обучения в дош​кольных учреждениях и поиском форм и методов обучения в группах с разновозрастным составом.

Характеризуя воспитательную работу в разновозрастной группе, все исследователи (В.Н.Аванесова, А.Н.Давидчук, Е.Г.Батурина, Е.В.Русакова, М.В.Минкина и др.) указыва​ют, что она во многом зависит от личностных качеств педа​гога, его методической подготовки, умения одновременно руководить деятельностью детей разного возраста. В литера​туре есть и некоторые методические рекомендации к орга​низации занятий в разновозрастных группах детского сада. Например, авторы предлагают два варианта организации кол​лективных занятий: начало занятия одновременно во всех трех (четырех) подгруппах, а окончание последовательное (через 15 минут — у младших, через 20 — у средних и т.д.); последовательное начало занятия (занятие начинается с од​ной подгруппой, потом через 5—7 минут подключается вто​рая, потом третья).

Несмотря на определенные успехи в решении вопросов, касающихся организации учебного процесса в малокомплект​ных детских садах (разновозрастные группы), есть еще ряд нерешенных проблем. Поэтому воспитатели разновозрастных групп должны глубоко осознавать специфику этой работы.

В основу работы по математике в разновозрастных груп​пах положен принцип дифференцированного подхода к обу​чению, которое осуществляется, во-первых, с учетом воз​раста детей, во-вторых, с учетом уровня усвоения матема​тических знаний, умений и навыков каждого ребенка в отдельности. Воспитатель должен изучать эти уровни усвое​ния. Данные, полученные при таком обучении, дают воз​можность определить основные педагогические задачи в ра​боте с отдельными подгруппами детей и наметить пути их реализации, а также постоянно контролировать эффектив​ность учебно-воспитательной работы.

Организацию работы в подгруппах в современной педа​гогике иногда называют «социоигровой педагогикой», или «социоигровыми подходами» в педагогике (Е.Е.Шулешко). Исследователи рекомендуют количество детей в микрогруп​пах от трех до шести. Для каждого ребенка в такой группе создаются максимально благоприятные условия для возник​новения коллективного делового общения. В такой микро-группе меньше «психологического давления» на ребенка, осо​бенно на неуверенного, боязливого.

Безусловно, наиболее важная область в организации всей работы по формированию элементарных математических пред​ставлений в разновозрастной группе — планирование. Труд​ности заключаются в том, что воспитатель должен правиль​но сочетать общие требования дидактики с особенностями работы в таких группах.

В разновозрастной группе, как и в группе с детьми одно​го возраста, прежде всего необходимо обеспечивать усвоение программного содержания каждого занятия каждым ребен​ком. При разработке перспективного плана по математике воспитатель исходит из необходимости строго придерживаться связи между сообщением нового материала, его повторени​ем, закреплением и самостоятельным использованием деть​ми в разных видах деятельности.

Воспитатель тщательно продумывает содержание каждого занятия, используя такие его формы и методы организа​ции, которые могли бы обеспечивать достаточную нагрузку на детей в каждой возрастной подгруппе. В качестве примера можно взять группу детей от 4 до 7 лет.

Воспитатель заранее должен определить, достаточен ли и соответствует ли учебный материал программным задачам возрастной подгруппы, обеспечивая правильный подбор за​даний для работы под руководством воспитателя и самосто​ятельной работы детей.

Следует также отметить, что, планируя работу со всеми тремя подгруппами одновременно по одной теме, воспита​тель обязательно конкретизирует программные задания для каждой возрастной группы. Например, со всеми подгруппа​ми планируется работа для закрепления знаний о геометри​ческих фигурах, но дети пятого года жизни должны только найти и назвать эти фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник); дети шестого года жизни — отыскать и назвать еще и ромб, уметь выделять стороны и углы, а седь​мого года — сравнивать эти фигуры, находить сходство и различия, описывать геометрическую фигуру и др.

В.Н.Аванесова предложила три типа организации детей на занятиях в малокомплектном детском саду. Опыт работы показал правомерность этого предположения на занятиях в разновозрастной группе: I — все дети заняты одним видом деятельности, например математикой; II — комбинирован​ные занятия; III — занятия с одной (подготовительной) подгруппой по общепринятой методике. Эти занятия обеспе​чивают правильное выполнение режима дня в разновозраст​ной группе, глубокое усвоение знаний, влияют на успеш​ное решение образовательных задач.

Педагогический опыт дает возможность разнообразить варианты каждого типа организации занятий (Е.И.Щерба​кова, Л.И.Щербань). Учет этих вариантов при планирова​нии и организации обучения математике в разновозрастной группе способствует эффективному решению программных заданий для каждой возрастной подгруппы. Ниже дано опи​сание возможных вариантов каждого из трех типов занятий по математике в разновозрастной группе.

I тип— все дети заняты одним видом деятельности — математикой. Этот тип предусматривает разнообразие вари​антов.

Вариант первый: начало занятий одновременное, все три подгруппы работают по одной теме с усложнением для стар​ших детей, потом детям подготовительной и старшей под​групп дается самостоятельное задание, а дети средней под​группы работают с воспитателем (вторая половина занятия). На этом занятие с детьми средней подгруппы заканчивается. Воспитатель переходит к детям старшей подгруппы, работа​ет с ними над третьим программным заданием. Окончив с ними занятие, воспитатель еще 5—8 минут продолжает ра​ботать с детьми подготовительной подгруппы.

Вариант второй: начало занятия также одновременное, в первой части занятия все три подгруппы работают с воспи​тателем по одной теме с усложнением для старших детей, потом предлагается самостоятельная работа детям средней и младшей подгрупп, а дети подготовительной подгруппы про​должают работать с воспитателем. Предложив самостоятель​ную работу детям подготовительной подгруппы, воспита​тель 1,5—2 минуты отводит для проверки выполнения само​стоятельного задания детьми средней подгруппы (старшие в это время продолжают работать самостоятельно) и отпуска​ет их играть. После этого воспитатель переходит к детям старшей подгруппы, проверяет выполнение самостоятельно​го задания, работает с ними над решением третьего программного задания, после чего отпускает их играть, а сам продолжает работу с детьми подготовительной подгруппы.

Вариант третий: в первой части занятия организация де​тей такая же, как в первом и втором вариантах; во второй части занятия воспитатель работает с детьми старшей под​группы, а самостоятельной работой заняты дети средней и подготовительной подгрупп. В третьей части занятия дети стар​шей подгруппы работают самостоятельно, а воспитатель сна​чала проверяет самостоятельную работу детей средней под​группы и отпускает их играть, потом проверяет самостоя​тельную работу детей подготовительной подгруппы и работает с ними над решением третьего программного задания. После этого дети подготовительной группы получают задания для самостоятельного применения знаний по третьей программ​ной задаче, и они работают самостоятельно, а воспитатель 1,5—2 минуты отводит для проверки самостоятельной рабо​ты старших детей и отпускает их играть. Заканчиваются за​нятия проверкой самостоятельной работы детей подготови​тельной группы.

Вариант четвертый используется в основном во время контрольных, итоговых занятий. В первой части занятия дети всех трех подгрупп работают совместно по одной теме с усложнением для старших детей, во второй части всем им предлагаются самостоятельные задания. Проверка самостоя​тельной работы начинается со средней подгруппы, после чего дети идут играть. Потом проверяется выполнение са​мостоятельного задания детьми старшей и подготовитель​ной подгрупп. В третьей части занятия дети старшей и под​готовительной подгрупп работают вместе с воспитателем по одной теме с усложнениями для детей подготовитель​ной подгруппы.

Вариант пятый: занятие начинается с детьми подготови​тельной подгруппы, через 7—10 минут приглашаются дети старшей, а еще через 5—7 минут — средней подгруппы. Во второй части занятия детям подготовительной подгруппы дается большая по объему самостоятельная работа на 12—14 минут. Это могут быть задания с использованием продук​тивной деятельности детей: рисования, аппликации, конст​руирования и др. За это время воспитатель может успеть поработать с детьми старшей подгруппы и подготовить их к самостоятельной работе, пригласить детей средней подгруп​пы и провести с ними первую часть занятия. В последней части все три подгруппы работают по одной теме с усложне​нием для старших подгрупп.

Вариант шестой отличается от пятого тем, что в послед​ней части занятия детям средней подгруппы воспитатель мо​жет дать самостоятельное задание, а с детьми старшей и под​готовительной работает по одной теме, после чего они идут играть, а воспитатель проверяет работу детей средней под​группы и заканчивает с ними занятие.

Вариант седьмой: занятие начинается с детьми подгото​вительной группы, через 5—7 минут присоединяется стар​шая подгруппа, а еще через 5—7 минут — средняя. В то время как подготовительная группа работает самостоятельно над решением второй программной задачи, воспитатель прово​дит первую часть занятия с детьми старшей подгруппы. По​том дети средней, старшей и подготовительной подгрупп работают по одной теме. Для детей подготовительной под​группы эта задача последняя, третья часть занятий, для стар​шей — вторая, а для детей средней подгруппы — первая. После этого дети средней и старшей подгруппы работают по схожей теме (можно одной из подгрупп дать самостоятель​ную работу, а другая в это время работает с воспитателем).

Вариант восьмой: занятия начинаются с детьми подгото​вительной и старшей подгрупп. Они работают с воспитате​лем по одной теме с усложнением для детей седьмого года жизни. На занятие приглашаются дети средней подгруппы. Решив первую задачу вместе с воспитателем, они приступа​ют к самостоятельной работе. Воспитатель в это время рабо​тает с детьми старшей подгруппы, после чего они идут иг​рать. Воспитатель выделяет 2—3 минуты для проверки само​стоятельной работы детей средней подгруппы и отпускает их играть. С детьми подготовительной группы работает еще 5—7 минут.

Вариант девятый: занятие начинается с детьми подгото​вительной и старшей подгрупп. Они работают с воспитате​лем по одной теме с усложнением для детей седьмого года жизни. Во второй части занятия дети подготовительной под​группы работают самостоятельно, а дети старшей — с вос​питателем, или наоборот. На третью часть занятия пригла​шаются дети средней подгруппы, все три подгруппы работа​ют по одной теме с усложнением для детей старших групп. Потом дети старшей и подготовительной групп уходят с занятия, а воспитатель продолжает работу с детьми средней подгруппы.

В первые дни, организуя занятия в смешанной группе, воспитатель может приобщать для помощи помощника вос​питателя или методиста (заведующую). Со временем дети при-выкают к спокойной тихой игре, и воспитателю помощь не требуется. Следует также отметить, что детям в это время очень хорошо предложить настольно-печатные игры, строи​тельный материал и др. Большое значение имеет правильное размещение мебели в комнате. Место для игр рекомендуется отделять специальной ширмой с комнатными растениями. Таким образом, игровой уголок будет в стороне, и дети, которые играют, не отвлекают внимания тех, которые за​нимаются.

Опыт показывает, что этот тип организации детей на занятиях можно периодически использовать на протяжении всего учебного года. При этом обеспечивается активность де​тей на занятии, дети приучаются самостоятельно выполнять отдельные задания. Как показали контрольные проверки в конце квартала и в конце учебного года, такая организация занятий обеспечивает качественные знания, умения детей.

II тип — комбинированное занятие:две подгруппы заняты математикой, третья — изобразительной деятельностью, или наоборот.

Вариант первый: занятие начинается с организации изоб​разительной деятельности с детьми средней подгруппы. Вос​питатель объясняет детям задание, напоминает о техничес​ких приемах его выполнения. Убедившись, что дети присту​пили к работе, воспитатель начинает занятие по математике с детьми старшей и подготовительной подгрупп. Проводит с ними первую часть занятия по одной теме с усложнением для детей седьмого года жизни и дает задания для самостоя​тельной работы. В это время воспитатель оказывает индиви​дуальную помощь детям средней группы, наблюдая за рабо​той всех остальных. После ан&чиза работ детей средней под​группы воспитатель продолжает работу с двумя подгруппами. У детей старшей подгруппы занятия заканчиваются на 4—5 минут раньше, чем в подготовительной.

Вариант второй отличается от первого тем, что варьиру​ются объединения детей. Например, дети средней подгруппы заняты математикой, а старшая и подготовительная — изоб​разительной деятельностью. Этот вариант занятия проводит​ся в тот же самый день вторым занятием.

Вариант третий: одна из подгрупп занимается изобрази​тельной деятельностью, но в других подгруппах занятие по математике начинается последовательно.

Занятия второго типа дают возможность воспитателю боль​ше внимания уделять детям, занимающимся математикой. Кроме того, при третьем варианте организации занятия по-является возможность сообщения нового материала обеим подгруппам.

Следует также отметить, что желательно по-разному объединять подгруппы при организации их математической деятельности. Например, на одной неделе математикой объе​динены старшая и подготовительная подгруппы, а на дру​гой — средняя и старшая или подготовительная и средняя. Такое варьирование организации занятия способствует бо​лее полному усвоению детьми учебного материала.

III тип организации детей связан с неоди​наковым количеством занятий по математике для разных возрастных групп в неделю (например, в подготовительной подгруппе). Определилось два варианта организации детей на занятии.

Вариант первый: занятия с двумя подгруппами — стар​шей и подготовительной.

Вариант второй: занятия по математике воспитатель про​водит только с детьми подготовительной подгруппы по об​щепринятой методике. В это время, если в детском саду есть отдельная комната или утепленная веранда, музыкальный руководитель проводит музыкальное занятие или занятие по физической культуре с детьми старшей группы.

Варианты занятий этого типа обычно организационно проще. Вот почему именно на эти занятия воспитатель пла​нирует самые сложные темы, особенно на занятиях второго варианта. Как правило, на этих занятиях излагается новый материал детям подготовительной подгруппы.

Такое количество вариантов организации детей на заняти​ях по математике в разновозрастной группе не исключает воз​можности и других вариантов. Все зависит от конкретных про​граммных задач каждого занятия, от знаний детей, их опыта и, конечно, от творчества воспитателя. Однако опыт показы​вает, что наибольший эффект для развития дает применение не какого-нибудь одного варианта разработанных занятий, а их сочетания. Большое значение имеет подбор дидактического материала для занятий. Воспитатель тщательно продумывает и подбирает дидактический материал для каждой возрастной подгруппы, особенно для самостоятельной работы детей.

Самостоятельная работа детей должна быть интересной и достаточно сложной, чтобы она заставляла их думать, нахо​дить свои собственные пути решения. Простые задания не вызывают у ребенка напряжения мысли, не способствуют развитию познавательно-волевой активности. Однако нельзя допускать и непосильных заданий.

Планируя занятие, даже опытный воспитатель должен хотя бы кратко записывать его ход. Воспитатель должен четко знать, когда, в какой части занятия он работает с той или иной группой детей. От четкости объяснения задания также зависит результативность деятельности детей. Специфика ра​боты в разновозрастной группе требует дифференцирован​ного учета знаний детей, что дает возможность более четко планировать дальнейшую индивидуальную работу с детьми.

Выполнение индивидуальных контрольных заданий деть​ми в конце каждого квартала и в конце учебного года пока​зывает, что дети всех возрастных групп при правильной организации обучения в основном овладевают программным ма​териалом. Применение разнообразных вариантов организации детей на занятиях, включение в педагогический процесс разных дидактических игр и упражнений с отдельными детьми вне занятий, во время самостоятельной деятельности детей дают возможность уделять достаточно внимания каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Особенности организации работы по математике в разновозрастных группах детского сада.

Автор: Клюева Анастасия Александровна

Дата: 17.09.2016

Номер свидетельства: 344214

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Особенности организации работы с умственно отсталыми детьми "
    ["seo_title"] => string(64) "osobiennosti-orghanizatsii-raboty-s-umstvienno-otstalymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "161317"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422201012"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства