Особенности профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
Особенности профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
Функция детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка, т. е. введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка – дошкольника. Поэтому в современном обществе предъявляются серьезные требования к воспитателю, к уровню его профессиональной компетентности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
г Москвы «Школа №1499 имени Героя Советского Союза
Ивана Архиповича Докукина»
Дошкольное отделение №7 (1247)
Автор: Эльбанова Мариет Ибрагимовна
Особенности профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
Функция детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка, т. е. введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка – дошкольника. Поэтому в современном обществе предъявляются серьезные требования к воспитателю, к уровню его профессиональной компетентности.
Для определения содержания профессиональной компетентности воспитателя ДОУ, проведем анализ понятий, выделенных исследователями. Профессиональная компетентность – это:
круг вопросов, в которых кто – нибудь хорошо осведомлен, полностью отвечающий требованиям данного производства, данной области деятельности (С. И. Ожегов);
способность должностного лица успешно решать относящиеся к его компетенции задачи (Д.С. Савельев);
сумма знаний, умений и навыков, усвоенных субъектом и необходимых для его успешной деятельности (А.П. Акимов);
интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально – нравственную позицию личности (А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков);
формирование на базе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих общественно необходимому разделению труда и рыночным механизмам стимулирования (Б. С. Гершунский).
Таким образом, можно констатировать, что профессиональная компетентность – это сумма полученных знаний, накопленного опыта и сформированных навыков, позволяющих человеку быстро решать поставленные задачи в профессиональной области.
Для уточнения содержания профессиональной компетентности воспитателя проанализируем документ «Профессиональный стандарт педагога», в котором перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования. Согласно этому проекту современный педагог дошкольного образования должен:
знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве, особенности становления и развития детской деятельности в раннем и дошкольном возрасте;
уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников;
владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста;
реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями;
участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации;
владеть ИКТ – компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Все перечисленные знания и умения педагога позволяют сделать вывод, что профессиональная компетентность воспитателя – способность эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую должностными обязанностями, основанная на научном образовании и эмоционально – ценностном отношении к педагогической деятельности. Профессиональная компетентность предполагает, что воспитатель дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать в процессе самообразования.
Мы можем предположить, что повышению профессиональной компетентности воспитателя в условиях ФГОС ДО может способствовать методическая работа, в которую погружается данный педагог. Одной из форм такой работы является педагогический совет, на котором обсуждаются вопросы образовательной работы с детьми, внедрение в работу коллектива новых достижений в науке и педагогической практике. Одна из форм общения педагогов – круглый стол – позволяет поставить всех воспитателей в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Самой эффективной формой методической работы остаются семинары и семинары – практикумы, на которых совершенствуются умения педагогов, происходит обмен педагогическим опытом.
Погружение педагогов в методическую работу может обеспечивать повышение профессиональной компетентности воспитателя, так как закрепляет самостоятельно полученные в практической или аналитической работе знания, формирует необходимые для профессиональной деятельности умения.
Список литературы:
Акимов А. П. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. – Л., 1973
Гершунский Б. С. Стратегические приоритеты развития образования России // Педагогика , 1996 – № 5
Гонеев А. Д., Пашков А. Г. Педагогика профессионального образования // Профессиональное образование как педагогическая система: Учеб. пособие. – М., 2004
Савельев Д. С. Материалы семинарских занятий заместителя директора школы. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1996
ФГОС ДО Приказы и письма Минобрнауки. – «ТЦ Сфера», 2014