kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности развития механизмов зрительно пространственного восприятия у детей с нарушением зрения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности развития механизмов зрительно пространственного восприятия у детей с нарушениями зрения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности развития механизмов зрительно пространственного восприятия у детей с нарушением зрения»»

1 из 6

« Особенности развития механизмов зрительно пространственного восприятия у детей с нарушением зрения» 

Актуальность темы исследования. Зрительное восприятие играет огромную роль в познании предметов и явлений окружающего мира. С помощью глаз человек воспринимает освещённость, цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление движения предметов, ориентируется в пространстве. А при нарушении зрения происходит сокращение или ослабление функций зрительного восприятия. 

Изучением особенностей зрительного восприятия у слабовидящих детей занимались такие учёные, как А. Г. Литвак, Ю. А. Кулагин, Т. П. Зинченко, Л. П. Григорьева, М. Б. Эйдинова, Н. А. Крылова, В. А. Лонина и др. 

Особенно остро проблема зрительного восприятия стоит у дошкольников с нарушениями зрения. Несмотря на нарушение (от 0,05 до 0,2), зрение у них остается основным средством восприятия и, соответственно, другие анализаторы не замещают зрительный, как у слепых, и он остается ведущим в учебном процессе. От сформированности зрительного восприятия зависят целостность, точность, полнота и скорость восприятия изображений предметов, что влияет на успешность и продуктивность в учебной деятельности. 

Таким образом, изучение особенностей зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения является актуальной проблемой современной психологической науки, т. к. необходимо создание более точно дифференцированных методов по развитию отдельных особенностей зрительного восприятия. 

Зрительное восприятие — это совокупность сенсорных и психических процессов построения образа окружающего мира. Восприятие можно охарактеризовать и как процесс неких изменений, происходящих в органах чувств человека в результате воздействия на них физических характеристик визуального объекта. Восприятие объективно на уровне первичных сенсорных процессов. Восприятие глубоко субъективно на последующих стадиях, когда включаются образная память и воображение. 

Восприятие является сложным познавательным процессом, который становится ведущим в дошкольном возрасте. При восприятии основных признаков предмета (цвета, формы) огромную роль играет задача, стоящая перед детьми и определяющая, на что будет ориентироваться ребёнок: на цвет или форму. Иногда дети ориентируются на оба признака одновременно. 

Существенная роль в предпочтении ребёнком одного или другого признака предмета принадлежит слову. При восприятии предмета ребёнок опирается и на его целостное отражение, и на узнавание отдельных частей. Осмысливание предметов по несуществующей его части называется синкретизмом. Развитие восприятия идёт путём формирования перцептивных действий, которые являются действиями обследования и сопоставления объектов с общественно выработанными мерками − сенсорными эталонами. 

2 из 6

Основными особенностями зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения являются: замедленность восприятия, меньшая дифференцированность, суженный объём воспринимаемого материала, слабое различение выражения лиц людей, изображённых на картинке, значительные трудности при понимании сюжетных картин и пейзажей, слабое различение цветов и их оттенков, инактивность и константность восприятия. 

  • Цель исследования: выявление особенностей развития механизмов пространственного зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 

  •  Объектом исследования зрительное восприятие детей дошкольного возраста.  

  •  Предметом исследованияявляется особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения.  

Гипотеза. Мы предполагаем, что у детей с нарушением зрения имеются особенности зрительного восприятия, которые проявляются в трудностях вычленения объектов из окружающей среды, их номинации, в изменении ведущего типа зрительного восприятия. 

Экспериментальное исследование проводилось на базе казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения Чувашской Республики для обучающихся, воспитанников с нарушениями зрения "Детский сад № 137 компенсирующего вида" и "Детский сад № 106 "Кораблик" комбинированного вида" города Чебоксары Чувашской Республики. 

В эксперименте приняли участие две группы детей: 

А) Дети, имеющие нарушения зрения (10 детей 5-6 лет). 

Б) Их нормально развивающиеся сверстники (10 детей 5-6 лет) 

При проведении исследования дети всех исследуемых категорий находились в одинаковых условиях эксперимента. 

Для реализации поставленных задач был использован стереокинетический тест Могилева  

В группе детей с нормальным зрением коэффициент К в основном положителен: большинство точек расположено выше проведенной горизонтальной линии, а отрицательные значения К встречаются только в возрасте до 7 лет. В каждой возрастной группе есть испытуемые с К = 1, у которых наблюдали полную победу бинокулярных механизмов над монокулярными. В группе слабовидящих детей (см. рисунок 1) обращает на себя внимание 2 факта: большое количество (более 70%) детей с К

У слабовидящих детей среднее значение коэффициента К по группе оказалось равным —0,009 ± 0,35, что достоверно ниже соответствующего среднего показателя в контрольной группе, составившего 0,38 ± 0,25 (р

3 из 6

школьному возрасту, однако развития бинокулярных механизмов, наблюдаемого в норме, не происходит. 

Анализ случаев отрицательного значения К в группе слабовидящих показал, что далеко не все испытуемые имеют нарушения бинокулярного зрения. Так, нередко отрицательные значения К отмечаются у детей, страдающих врожденными рефракционными аномалиями высокой степени, осложненными амблиопией, астигматизмом, а также при патологии сетчатки и артифакии. 

Результаты исследования показали, что у слабовидящих детей изменяется характер взаимоотношений между монокулярными и бинокулярными механизмами пространственного восприятия. Если в норме в условиях эксперимента бинокулярные механизмы уменьшали иллюзию глубины, обеспечивая формирование более совершенного пространственного образа, то при нарушениях зрения вклад бинокулярных механизмов был уменьшен даже при отсутствии явных бинокулярных расстройств. 

Можно предположить, что выявленная у слабовидящих детей инверсия влияния условий наблюдения на величину стереокинетического эффекта может объясняться неполноценностью бинокулярных механизмов. До определенного возраста происходит параллельное развитие монокулярных и бинокулярных механизмов, которые могут быть сопоставимы по своим возможностям. 

Из-за дефектности бинокулярных механизмов их развитие останавливается, тогда как развитие и тренировка монокулярных механизмов продолжаются и дети привыкают опираться именно на них, игнорируя бинокулярные, что может приводить к аномальному усилению монокулярных эффектов в условиях бинокулярного наблюдения. 

Вместе с тем проведенное исследование не может дать однозначный ответ на вопрос о том, какие факторы оказали преимущественное влияние на изменение характера взаимоотношений механизмов пространственного зрения при слабовидении: глубина и тип зрительной патологии, время наступления и стаж зрительного дефекта, специфические компенсаторные перестройки взаимоотношений между правым и левым зрительным каналом. Для выяснения этого вопроса требуются более массивные исследования с формированием групп испытуемых, имеющих схожие нарушения зрения. 

В ходе исследования у воспитанников с нарушениями зрения были выделены следующие особенности: 

  • · у слабовидящих детей изменяется характер взаимоотношений между монокулярными и бинокулярными механизмами пространственного восприятия. Если в норме в условиях эксперимента бинокулярные механизмы уменьшали иллюзию глубины, обеспечивая формирование более совершенного пространственного образа, то при нарушениях зрения вклад бинокулярных механизмов был уменьшен даже при отсутствии явных бинокулярных расстройств. 

  • · Можно предположить, что выявленная у слабовидящих детей инверсия влияния условий наблюдения на величину стереокинетического эффекта может объясняться

4 из 6

  • неполноценностью бинокулярных механизмов. До определенного возраста происходит параллельное развитие монокулярных и бинокулярных механизмов, которые могут быть сопоставимы по своим возможностям.  

  • · Из-за дефектности бинокулярных механизмов их развитие останавливается, тогда как развитие и тренировка монокулярных механизмов продолжаются и дети привыкают опираться именно на них, игнорируя бинокулярные, что может приводить к аномальному усилению монокулярных эффектов в условиях бинокулярного наблюдения. 

  • · Вместе с тем проведенное исследование не может дать однозначный ответ на вопрос о том, какие факторы оказали преимущественное влияние на изменение характера взаимоотношений механизмов пространственного зрения при слабовидении: глубина и тип зрительной патологии, время наступления и стаж зрительного дефекта, специфические компенсаторные перестройки взаимоотношений между правым и левым зрительным каналом. Для выяснения этого вопроса требуются более массивные исследования с формированием групп испытуемых, имеющих схожие нарушения зрения. 


  • · Коэффициент влияния бинокулярных механизмов у половины детей с нормальным зрением показали средний уровень развития, причем одна треть детей продемонстрировала высокий уровень; большинство детей с нарушениями зрения показали уровень ниже среднего и низкий; 

  • · У детей с нарушениями зрения затрачивалось значительно больше времени на соотнесение глубины тест-объекта Могилева с конусамим по сравнению с детьми с нормальным зрением; 

  • · у детей с нарушениями зрения наблюдалась быстрая истощаемость в процессе проведения эксперимента; 

  • · при выполнении заданий дети с нарушениями зрения чаще отвлекались от процесса работы, чем дети в норме. 








5 из 6

Цель методики: провести оценку взаимодействия сереокинетического и бинокулярного механизмов восприятия глубины и объема и выявить возможные скрытые нарушения бинокулярного восприятия. 

Стимульный материал: тест-объект Могилева; мотор, обеспечивающий вращение со скоростью 1 оборот в секунду; набор конусов высотой 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35 см.; окклюдор.  

Ход диагностики: для проведения исследования посадите испытуемого на расстоянии 3 м от тест - объекта, укрепленного на оси мотора. Рядом с объектом поставьте эталонные конусы. Включив мотор, попросите испытуемого оценить воспринимаемую высоту либо глубину (h) иллюзорный конической фигуры, возникающей за счет стереокинетического эффекта. Предложите испытуемому наблюдать вращающийся тест-объект сначала монокулярно (одним левым и одним правым глазом), а затем бинокулярно (двумя глазами одновременно).  

Обработка результатов: 

  • 1) Провели оценку взаимодействия стереокинетического и бинокулярного механизмов восприятия глубины и объема в каждом случае трехкратно.  

  • 2) Полученные данные занесли в таблицу:  

измерения

Левый глаз 

Правый глаз  

Оба глаза 










Среднее значение 

hлев.=

hправ.=

hбино=



  • 3) Вычислили коэффициент влияния бинокулярного механизма по формуле К= ( -  ) / , где 

– результат, полученный при бинокулярном наблюдении  

(ℎлев.+ℎправ.) / 2 – усредненный результат монокулярных наблюдений правым и левым глазом.  

большинства молодых людей значение К близко к +0,3. При полном доминировании бинокулярного механизма ( полной его «победе» над стереокинетическим механизмом )  = 0 и К = 1. При отсутствии влияния бинокулярного механизма  =   и К = 0. У людей с нарушениями бинокулярного зрения К может быть и отрицательным.  

Результаты проведения теста представлены в Приложении А-В. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Михайлова Анастасия Зотовна

Дата: 28.01.2018

Номер свидетельства: 453073

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Статья на тему " Особенности формирования мелкой моторики у детей с ДЦП" "
    ["seo_title"] => string(77) "stat-ia-na-tiemu-osobiennosti-formirovaniia-mielkoi-motoriki-u-dietiei-s-dtsp"
    ["file_id"] => string(6) "197254"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428224894"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Предупреждение и преодоление дисграфических ошибок"
    ["seo_title"] => string(63) "priedupriezhdieniie-i-prieodolieniie-disghrafichieskikh-oshibok"
    ["file_id"] => string(6) "307934"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458479121"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) ""Электронные таблицы Excel" "
    ["seo_title"] => string(30) "eliektronnyie-tablitsy-excel-1"
    ["file_id"] => string(6) "188624"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426700229"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства